Организация обучения по оборонно-спортивному профилю в МОУ М.-Курганской СОШ № 1

Разделы: Администрирование школы


Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, где ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования” (Распоряжение Правительства Российской федерации №1756-р от 29.12.01).

Микросоциум МОУ Матвеево-Курганской СОШ №1 характеризуется следующими чертами:

  • Основной комтингент учащихся – дети из семей со средним культурным уровнем. Низок процент семей, где родители имеют высшее образование. У значительной части детей слабая дошкольная подготовка.
  • В школе обучаются в основном дети из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей (около 80%).
  • Здоровье школьников оставляет желать лучшего. Около 30% детей нуждаются в оздоровлении, обладают ослабленным здоровьем.
  • Школа обладает современной спортивно-оздоровительной базой – новым спортивным залом, оборудованной пришкольной спортивной площадкой, стрелковым тиром, оборудованном кабинетом ОБЖ.
  • Количество обучающихся в школе – 446 человек, 23 класса-комплекта. В старших классах – 2 параллели.
  • Школа находится в центре посёлка, может использовать все имеющиеся оздоровительные и образовательные ресурсы (библиотеки, спортивная школа, центр дополнительного образования детей, районный дом культуры и др.).
  • Школа в своей деятельности конкурирует с двумя другими школами посёлка и должна искать свою нишу в образовательной деятельности, чтобы стать привлекательной для учеников и их родителей.
  • Школа одиннадцатый год реализует развивающую Образовательную систему “Школа-2100”, качество обучения имеет положительную динамику.

Мы пришли к выводу, что нам необходимо по-новому организовать работу в образовательном пространстве, предусмотреть новые подходы к деятельности детей с целью дать качественное современное образование, сохранить здоровье детей, используя в полной мере имеющуюся материально-техническую базу, способствовать профессиональному самоопределению учащихся, учесть запросы социума и подготовить юношей к служению Отечеству.

Перед школой остро стала проблема выбора профиля обучения в старшей ступени. Это оказалось для школы тем более сложным делом, что мы были первыми в районе, перешедшими на профильное обучение в старшей ступени. Нам пришлось изучить нормативно-правовую базу, научную и методическую литературу. Сам выбор профиля был также непростым делом, так как обеспечить финансово многопрофильное обучения при небольшом количестве учащихся школа не могла. За оборонно-спортивный профиль, имеющий материально-техническое обеспечение в условиях нашей школы, проголосовали большинство учителей и обучающихся. Мы провели определённую организационно-информационную и диагностическую работу с педагогами, обучающимися, родителями, убедили Учредителя – Отдел образования Администрации Матвеево-Курганского района в необходимости введения в нашей школе профильного обучения по оборонно-спортивному профилю. В школе разработана нормативная база такого обучения. Нами создана гибкая система взаимодействия с внешкольными учреждениями, в том числе использованы резервы дополнительного образования. Ведётся мониторинг качества образования и здоровья обучающихся оборонно-спортивного класса.

Одновременно мы разрабатывали нормативно-правовую базу, прежде всего, “Положение о профильном оборонно-спортивном классе МОУ М-Курганской СОШ №1” (Приложение 1).

В декабре 2007 года школе был присвоен статус реализующей инновационные технологии муниципального учреждения Матвеево-Курганского района по теме “Профильный класс как открытая образовательная система”.

Особая забота – выстраивание содержательной линии предпрофильного и профильного обучения. Так как школа реализует БУП -2004 года, в котором не предусматривается курс “Технологии”, то блок предпрофильной подготовки, которую осуществляют учителя профильных предметов – ОБЖ, физической культуры, военного дела, школьный психолог, осуществляется в системе дополнительного образования (кружки и секции), а также в системе внеклассной работы. Мы стараемся учесть при проведении предпрофильной подготовки следующее:

  • Модуль информационной и профориентационной работы: классификация профессий, профессиограммы и психограммы профессий, профессиональная пригодность, особенности Матвеево-Курганского рынка труда.
  • Модуль знакомства с учебно-профессиональными заведениями: изучение образовательной сети региона, посещение учебных заведений посёлка, знакомство с программами профильного оборонно-спортивного класса.
  • Модуль психологической диагностики и индивидуального консультирования: психологическое обследование личностных особенностей, способностей, склонностей, интересов, индивидуальные консультации по выбору профессии.

Кроме того, мы озаботились созданием системы здоровьесберегающих мероприятий, главным элементом в которой является внедрение здоровьесберегающих технологий проведения уроков и создание условий для оздоровления детей и педагогов. Непрерывность воспитания в области физкультуры и спорта в нашей школе осуществляется с помощью специального комплекса мероприятий в рамках общешкольной Спартакиады, охватывающей обучающихся со 2-го по 11-й класс.

Содержание обучения в профильном классе определяется Методическими рекомендациями по использованию примерных учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих основные общеобразовательные программы, для составления рабочих учебных планов. (Приложение №2 к приказу Министерства образования Ростовской области от 24.03.2008 №630). Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по данному учебному предмету.

В 10-м и 11-х профильных классах физическая культура изучается на профильном уровне по 6 часов в неделю. Уроки сдвоены, проходят три раза в неделю. На профильном уровне также изучается предмет “Основы военной подготовки” в количестве 2 часов в неделю, ОБЖ в количестве 2 часов в неделю. По 1 часу выделяется на изучение “Основ медицинской подготовки” в 10-х и 11-х классах. Курс подготовлен учителем биологии. Уроки основ медицинской подготовки вызывают интерес учащихся как общеобразовательных, так и оборонно-спортивных классов.

При оценке качества профильного обучения физической культуре используем следующую таблицу:

Требования к физической подготовке выпускников профильного оборонно-спортивного класса

Двигательные   способности Контрольные   упражнения

Возраст

мальчики

девочки

низк

средн

выс

низк

средн

выс

Гибкость Наклон вперед с положения сидя

15

16

17

4

5

5

8-10

9-12

9-12

1,5

1,8

2,0

7

7

7

12-14

12-14

12-14

20

20

20

Координационные способности Челночный бег 3 x 10 м, с

15

16

17

8,6

8,2

8,1

8,4-8,8

8,0-7,6

7,9-7,5

7,4

7,3

7,2

9,7

9,7

9,6

9,3-8,8

9,3-8,7

9,3-8,7

8,3

8,2

8,0

Скоростные способности Бег на 30 м, с

15

16

17

5,5

5,2

5,1

5,3-4,9

5,1-4,8

5,0-4,7

4,4

4,3

4,2

6,0

6,1

6,1

5,8-5,3

5,9-5,3

5,9-5,3

4,7

4,5

4,4

Скоростные силовые способности Прыжок в длину с места, м

15

16

17

225

230

235

190-205

195-210

205-220

225

235

240

155

160

160

165-185

170-190

170-190

205

210

210

Силовые способности Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во),  на низкой перекладине из виса лежа (количество) – дев.

15

16

17

3

4

5

7-8

8-9

9-10

10

11

12

5

6

6

12-13

13-15

13-15

16

18

18

Выносливость 6-минутный бег, м

15

16

17

1100

1100

1100

1250-1390

1300-1400

1300-1400

1500

1500

1500

900

900

900

1050-1200

1050-1200

1050-1200

1300

1300

1300

(Таблицы составлены на основе: А.Т.Паршиков, Примерные программы по углубленному изучению физкультуры, М.: Изд-во Просвещение, 2000г)

Эти нормативы подкрепляются требованиями программ профильного обучения физической культуре и основам военного дела. При должной организации уроков по профильным предметам все обучающиеся справляются с нормативами, даже изначально слабо развитые физически. На уроках физкультуры особое внимание уделяется индивидуальному физическому развитию профильного оборонно-спортивного класса, имеет программу для каждого ученика с учётом его личностных особенностей. Основной мотив обучения профильным дисциплинам – желание ребят быть физически крепкими, уметь постоять за себя. Отпадает желание самоутверждаться с помощью внеправовых способов, грубить, вызывающе вести себя. Все наши обучающиеся оборонно-спортивного профиля показали в ходе психологической диагностики значительно возросший уровень уверенности в своих силах, спокойствия, уравновешенности. Большую роль играет также мужское воспитание, в котором так нуждаются мальчики – а учителя ОБЖ, военного дела и физкультуры у нас мужчины. Мы констатируем положительный эффект их воздействия.

Особое значение мы придаём организации военно-полевых сборов обучающихся 10-х классов в июне, которые являются обязательными в курсе изучения ОБЖ. Мы стараемся проводить их в полевых условиях, с тем, чтобы обучающиеся в профильном классе юноши действительно ощутили всю специфику военной службы. Ребята оказались хорошо подготовленными, как констатировали сотрудники военкомата и пограничной службы ФСБ России.

В нашей школе разработано Положение об элективных курсах (Приложение 2). На основании этого Положения выполняется часть профильной программы, предусмотренной Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 “Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”)

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. В наборе элективных курсов, подготовленных нашими учителями, имеются курсы всех трёх типов: углубляющих профильное обучение, усиливающих базовый компонент, направленных на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки образовательной программы.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. В этом учебном году мы предложили обучающимся 10-11-х классов следующие элективные курсы:

– Психологическая подготовка в спорте;
– Этикет и культура речи;
– Нестандартные методы решения задач (алгебра);
– Здоровье и экология человека;
– Основы психологии и педагогики;
– Астрономия и методы ориентирования;
– История донского казачества;
– Мозаика культур (толерантное воспитание);
– Защитники земли Русской (литература о воинских подвигах);
– Теория и практика написания сочинений разных жанров;
– Открытие мира (из истории физики);
– Практическая химия;
– История оружия;
– Решение задач с параметрами;
– Спорт в Англии (по английскому языку);
– Вооруженные силы в Германии (по немецкому языку);
– Политическая география: “горячие точки” планеты.

На элективные курсы учебным планом школы выделяется 1 час в неделю. Все элективные курсы планируются по 17 часов (1 час в неделю на одно полугодие) и осуществляются педагогами школы. В первые дни сентября заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит презентацию курсов на собрании обучающихся (в 11-х классах – совместно двух классов, в 10-м классе – на классном собрании), даёт краткий обзор их содержания. Выбор является коллективным (по причине недостатка финансирования для более дифференцированного выбора), обучающиеся производят его путём прямого голосования по большинству голосов. В результате выбор учащихся 10-х классов определился следующим образом:

  • Психологическая подготовка в спорте – 0,5 часа;
  • История оружия – 0,5 часа.
  • Теория и практика написания сочинений разных жанров – 0,5 часа;
  • Нестандартные методы решения задач (алгебра) -0,5 часа.

В 11-х классах учащиеся проголосовали за курсы:

  • Решение задач методом параметров – 0,5 часа;
  • Открытие мира (из истории физики) – 0,5 часа;
  • Основы психологии и педагогики – 0,5 часа;
  • Политическая география: горячие точки планеты– 0,5 часа.

Мы видим, что выбор обучающихся достаточно рационален. Они объясняют свой выбор несколькими причинами: подготовка к ЕГЭ – 56%, нравится содержание – 23%, нравится учитель – 15%, другое – 6% (за кампанию с другом – 2 человека).

Инновационная практика обновления содержания и технологий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, творческое и профессиональное самоопределение выпускника. Возможность представить содержание элективных курсов в виде примерных рабочих программ значительно увеличивает вариативность образования, расширяет свободу творчества педагогов.

Оборонно-спортивные профильные классы задумывались нами и создавались как открытая образовательная система. Этот принцип открытости системы воплотился не только в том, что мы предусмотрели возможность приёма в оборонно-спортивный класс обучающихся, показавших только один из пяти высоких результатов при сдаче конкурсного экзамена по физической культуре, перехода в случае перемены выбора или болезни из профильного класса в универсальный, и, наоборот (при высоких спортивных показателях), но и в том, что мы используем ресурсы нашей социокультурной среды при организации профильного обучения.

В районе имеются также организации, которые оказывают нам помощь в наполнении образования конкретной деятельностью. Преодоление ведомственной корпоративности насыщает профильное обучение практикой и общением с людьми профессий, которые мы видим в будущем продолжением нашего профиля, обеспечивая непрерывность и преемственность образования. Со всеми организациями, привлекаемыми к работе в профильных классах, мы заключили договоры о сотрудничестве. В большей степени они оказались взаимовыгодными, мы можем быть равноправными партнёрами.

Большую роль в построении образовательной системы мы отводим системе дополнительного образования. Обучающиеся посещают кружки и секции на базе школы:

  • Волейбол – 15 человек,
  • Футбол – 22 человека;
  • Лёгкой атлетики – 10 человек,
  • Военно-прикладных видов спорта – 24 человека.

Обязательными в нашей программе оборонно-спортивного профиля являются занятия в хореографическом кружке для обучающихся 10-го класса. В программе – бальные и народные танцы. Танцы помогают обрести лучшую физическую форму, координацию и пластику движений, хорошие манеры.

Дополнительное образование организовано школой и для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике. Введены доплаты учителям, осуществляющим в выпускных классах эту деятельность.

Мы успешно сотрудничаем с районным Дворцом культуры им. В.И.Ленина в организации различных районных мероприятий. Наша знамённая группа является непременным частником всех торжеств.

Наши обучающиеся выбирают также спортивные секции, функционирующие при Детско-юношеской спортивной школе, в основном, секцию тяжёлой атлетики. Там имеется хорошо оборудованный тренажёрный зал, который привлекает многих юношей и девушек.

Так, районный музей имеет богатый раздел боевой славы, так как в годы Великой Отечественной войны у нас стоял Миус-фронт, почти полтора года шли кровопролитные бои. Сотрудничество с музеем организовано в рамках проведения военно-патриотического воспитания и поисковой работы обучающихся. Мы проводим экскурсии, встречи с ветеранами на базе музея.

Военкомат помог нам организовать экскурсию в музей боевой техники в город Батайск. Мы надеемся сделать это традицией для обучающихся 10-го профильного класса. В свою очередь, школа предоставила помещение (тир и класс гражданской обороны) для организации учебного пункта военкомата. Также сотрудники военкомата привлекаются нами в качестве судей при проведении внутришкольных соревнований по военно-прикладным видам спорта, общешкольных смотрах строя и песни в качестве судей.

Пожарная часть посёлка также сотрудничаем с нами. Так, сотрудники помогли в тренировках к областным соревнованиям по пожарно-прикладному спорту, предоставили для тренировок пожарную машину. Сами пожарники используют нашу спортивную базу для своих тренировок.

Погранотряд неоднократно посылал своих сотрудников для проведения бесед с обучающимися, приглашал профильный оборонно-спортивный класс на праздник знамени полка и на присягу.

Для организации непрерывности спортивной линии нашего профиля, мы устанавливаем сотрудничество с новой кафедрой в Таганрогском педагогическом институте (с перспективой перехода в статус факультета) для подготовки учителей физкультуры и ОБЖ (дополнительная специальность – спасатели для МЧС). Некоторых обучающихся и их родителей привлекла такая перспектива продолжения образования, мы постараемся организовать подготовку их к поступлению в этот ВУЗ. Кроме того, мы договариваемся о том, что студенты этой специальности будут проходить педагогическую практику на базе наших профильных и непрофильных классов.

Так как обучение по оборонно-спортивному профилю нуждается в постоянном отслеживании результатов, то мониторинг проводится по следующим направлениям:

Мониторинг образовательного процесса предусматривает отслеживание выполнения образовательных программ и уровня преподавания. Методами сбора материала являются проверки тематического планирования, классных журналов в части проверок выполнения программ, отчёты учителей-предметников, справки по итогам различных видов контроля деятельности педагогов. Проводятся две проверки: в декабре – по выполнению программ, в апреле – по уровню преподавания.

Мониторинг качества обучения предусматривает отслеживание качества знаний и успеваемости учащихся в ходе:

  • административных контрольных работ во 2-11-х классах (по предметам федерального компонента – русскому языку и математике – не реже 3-х раз в год);
  • подведения итогов успеваемости по учебным четвертям (во 2-9-х классах) и полугодиям (в 10-11-х классах).

Ученики профильных классов показывают устойчивое, хоть и небольшое, повышение качества знаний по базовым учебным предметам (если сравнивать итоги срезовой сентябрьской работы по алгебре с итогами полугодия, а затем годовой работой – прибавляется по одному-два человека, выполнивших работу на “4”). Неуспевающих учеников в классах нет.

Мониторинг состояния здоровья предполагает изучение состояния здоровья учащихся и отслеживание изменений с целью минимизировать возможные негативные последствия на него в ходе учебного процесса, а также осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Проводится в ходе проведения ежегодных медицинских осмотров, в оборонно-спортивном классе – с дополнительным изучением некоторых параметров (антропометрических данных, артериального давления, пульса и других, характеризующих воздействие интенсивных физических нагрузок). Ответственные за проведение этой работы – учитель профильного обучения физкультуры и школьная медсестра. В портфолио каждого обучающегося есть лист, в котором отмечаются результаты каждого обследования.

В ходе такого обследования в ноябре 2007 года выяснилось, что у одной из учениц произошло ухудшение состояния здоровья на почве интенсивных занятий спортом и возросших физических нагрузок. Обнаружилось, что она страдает сердечным заболеванием, о котором до этого не знала. Были проведены консультации с врачами, девочка перешла в универсальный класс.

Итоги мониторинга здоровья являются предметом обсуждения заседаний творческой группы. Проводится индивидуальная коррекция физического развития каждого ученика. Даются консультации обучающимся и родителям по проблемам состояния здоровья.

Мониторинг воспитательной системы предполагает изучение уровня воспитанности учащихся и состояния социально образовательной среды. Сбор материалов проводится путём сопоставления данных анкетирования детей, родителей и учителей. Ответственная за проведение этой работы – заместитель директора школы по ВР. Проводятся проверки состояния воспитательной работы в профильных классах в рамках месячника оборонно-массовой работы в феврале каждого учебного года. Итоги отражаются в справке, обсуждаются на заседании педагогического совета.

Мониторинг результатов образовательного процесса предусматривает отслеживание результатов итоговых аттестаций выпускников 9-х и 11-х классов. Результаты итоговой аттестации в течение ряда лет соответствуют, по отдельным предметам превышают, районным показателям.

Своевременное реагирование на все негативные явления, выявленные в ходе мониторинга, распространение передового педагогического опыта, постоянная работа на результат – вот те управленческие решения, которые мы стараемся принимать по итогам этой работы.

В современных условиях финансирования наиболее реальным представляется путь одно-двухпрофильной школы, когда расходы на такое обучение вполне укладываются в обычные нормативы 6-дневной учебной недели. Тем сложнее выглядит процесс управления введением профильного обучения, с тем, чтобы соблюдая финансовые нормы, суметь вложить в образовательный и воспитательный процесс то качество, какое предусматривают нормативно-правовые документы БУП-2004г. Чем более продуманной и цельной является система профильного обучения, тем более эффективным будет управление, тем выше качество обучения. Нужно выстроить такое управление, которое бы сочетало поощрение инициативы педагога и контроль результатов его деятельности, методическую помощь и распространение передового опыта учителей школы и других школ, создание атмосферы творческого поиска в коллективе и психологического комфорта обучающихся.

Но мы должны помнить, что “разработка любых моделей, организационных структур, направленных на создание особой образовательной среды, ещё не обеспечивает автоматически желаемый результат. Важнейшим здесь является человеческий фактор, любую систему создают люди и для людей. <…> Чем притягательнее школа для различных групп населения, тем очевиднее её способность к развитию” (В.М.Черевкова “Развитие системы государственнообщественного управления образовательными учреждениями в условиях профилизации образования”, Вариативные модели профильного обучения в условиях регионального образования: Материалы областной научно-практической конференции /Под общей ред. С.Ф.Хлебуновой. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО. 2007., с. 12). Мы создаём открытую для сотрудничества с социумом школу, надеясь быть не только просителями.

Обучающиеся профильного оборонно-спортивного класса показали достаточно стабильную динамику роста показателей физического развития, обучение их базовым дисциплинам также успешно. Они обладают высокой мотивацией к занятиям спортом и военным делом, с удовольствием посещают уроки основ медицинской подготовки. Все учащиеся оборонно-спортивного профиля успешно сдают ЕГЭ по базовым предметам и по предметам по выбору, оканчивают школу и получают аттестаты.

Школе удалось выстроить образовательную программу профильного оборонно-спортивного обучения, отвечающую требованиям профильного обучения и воспитания, запросам обучающихся и социума.

Приложение