Оценка образовательной деятельности учащихся на занятиях элективного курса

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном обществе на рубеже столетий происходят радикальные изменения направлений науки, экономики, производственных сфер. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний. Огромный поток научной информации способствует самообразованию и саморазвитию личности, но при отсутствии навыков самообучения и самоконтроля познавательная деятельность не будет эффективна. Сегодня, в условиях перехода к новым образовательным ориентирам, встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуальных достижений обучающегося, как позитивного фактора, влияющего на формирование личности в процессе усвоения знаний. Поэтому первоочередная задача современной системы образования в том, что она должна разработать систему оценивания достижений учащихся на качественно новом уровне.

По мнению Хуторского А. В.: “Цель общего среднего образования будет достигнута, если образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников” [7].

В.П. Симонов в работе “Оценка качества образования и Блонский процесс” отмечает: “Проблема достоверной оценки качества обучения, т.е. прочности, глубины, осознанности и системности знаний, умений и навыков учащихся и студентов (их степени обученности), чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности…”[6].

Вопрос оценивания достижений учащихся в условиях современной школы является открытым и вызывает большой интерес исследователей. Однозначной позиции пока не существует, а актуальность проблемы дает возможность проанализировать методы оценивания деятельности учащихся в определенных микросредах процесса образования. В современной профильной школе такой микросредой можно обозначить систему элективных курсов в предпрофильных классах (8–9 класс).

Элективные курсы (курсы по выбору) в системе предпрофильной подготовки учащихся, позволяют компенсировать ограниченные возможности всесторонней реализации ребенка в условиях классно-урочной системы. Первоочередной задачей курсов является не приобретение набора знаний, а формирование качеств личности, способствующих развитию умений и навыков, соответствующих профильной направленности изучаемого курса. Занятия элективных курсов в предпрофильных классах направлены на мотивацию выбора дальнейшего профиля обучения (физико-математический, биолого-химический, лингвистический, юридический и т.д.), реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. В силу особенностей проведения элективных курсов можно добиться и эффективного оценивания личностных достижений каждого учащегося на основе апробации различных моделей и методик, в дальнейшем реализовать их в классно-урочной системе.

Важным элементом учебной программы элективного курса является возможность определения ожидаемых результатов после изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Результаты занятий элективного курса имеют две составляющие: образовательную и личностностную (личностные качества, способствующие освоению различных способов деятельности, формированию умения добывать самостоятельно знания и пользоваться ими, мотивации, повышению активности). Предметом контроля и оценки является образовательные продукты учеников, а также и их сформированные личностные качества. Результаты образовательной деятельности должны быть значимы, в первую очередь, для самих учащихся, а оценка их "человеческих качеств" будет способствовать повышению самоутверждения и самоактуализации ребенка, что позволит возрасти его познавательной активности. В своих работах А. Маслоу утверждал, что "самоактуализация" означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию. “Познание – как таковое – может быть актом самоутверждения. До сих пор я говорил о потребности в познании ради самого познания, ради чистой радости и примитивного удовлетворения от знания и понимания как таковых. Они придают весомость личности, мудрость, зрелость и силу, развивают и обогащают ее”. [1]

Проблема оценки и оценивания деятельности учащихся актуальна как в педагогической теории, так и практике. Проведя мониторинг программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки учащихся на базе МОУ “Гимназия № 5 г. Сергиева Посада”, наблюдается определенная закономерность в связи способов оценивания и соответственно результатов достижений учащихся на занятиях элективных курсов.

На занятиях элективных курсов по выбору не возможно глубоко оценить достижения учащихся посредством применения существующей пятибалльной системы оценок. Формирование компетентностей школьника означает усвоение не только знаний, а имеет направление на применение знаний на практике. Школьная отметка не может быть эталоном оценивания в рамках предпрофильного образования. Она не способна проследить все составляющие звенья деятельности учащегося при оценивании результата на выходе.

Можно выделить следующие недостатки:

  1. Привычность пятибалльной шкалы, в которой оценка “два” является негативным результатом, приводит к снижению творческой и познавательной активности ребенка.
  2. Не учитываются индивидуальные особенности личности учащегося.
  3. Нет критериев, оценивающих рост личностных достижений учащегося на каждом этапе деятельности.
  4. Не возможно широко оценить творческую и практическую составляющую образовательного процесса.
  5. Доминирование общей оценки за занятие, а не уровня работы в процессе всего занятия, отсутствие оценки пошагового компонента результативности.
  6. Присутствие личностно-потребительского начала получить положительную оценку, а не реализовать набор всех своих возможностей.

Чтобы разработать систему оценивания достижений учащегося при работе в системе предпрофильной подготовки необходимо обратиться к историческим вариантам оценочных систем. Я.А. Коменский определял роль образования “как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство” естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду сознательное саморазвитие учащегося: “педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждает в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. Вместе с тем это “ненасильственная” педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей, педагогика успеха как стимула “учения – преодоления”, “учения – удовлетворения”, “учения – удовольствия”, радости.[4]

Положительным на наш взгляд, является оценивание ребенка в формате доброго отношения к его личности. Первой заповедью обучения К. Д. Ушинский считал необходимость в учении дать детям радость труда, успеха, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Правильное оценивание достижений учащегося создает ситуацию успеха и способствует активизации познавательной деятельности.

Проверка образовательных продуктов, полученных на занятиях элективных курсов, производится в следующих формах:

  1. Первичная диагностика возможностей ребенка в изучении курса, мотивации выбора данного направления, с целью построения индивидуальной образовательной карты учащегося.
  2. Текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий. Взаимооценка учащимися работ друг друга, или работ, выполненных в группах.
  3. Публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
  4. Текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников.

Итоговая оценка деятельности и образовательных продуктов ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу.

Современная гуманистическая парадигма образования требует использования, помимо бальной системы, содержательного оценивания. Мы разделяем позицию В.П.Симонова, “что применение десятибалльной шкалы на практике позволяет:
– преодолеть синдром боязни отрицательных баллов типа “1” и “2”, т.к. в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом “заработать”;
– уйти от понятий “двоечник” и “неуспевающий”, как социальной и педагогической проблемы, через более достоверную оценку фактической обученности обучающихся по разным учебным предметам”[6].

Учитывая это, вводим систему оценок с учетом результатов на выходе и личных достижений ученика на всех этапах выполнения задания. Предлагается следующая система баллов, использованная нами на занятиях элективных курсов:
“1” – не проявил интереса к выполнению задания (выполнил не правильно);
“2” – проявил интерес к выполнению задания (выполнил не правильно), “старался”;
“3” – правильно выполнил задание с помощью товарища (учителя);
“4” – не правильно выполнил задание по алгоритму, но самостоятельно исправил ошибки;
“5” – самостоятельно правильно выполнил задание по алгоритму;
“6” – правильно анализировал результат своей деятельности;
“7” – творчески подошел к выполнению задания с помощью товарища (учителя);
“8” – самостоятельно овладел информацией для выполнения задания;
“9” – творчески подошел к выполнению задания самостоятельно;
“10” – использовал не стандартные подходы к выполнению задания.

Эта система оценивания изменяет само понимание оценки, когда в центре внимания находится не только конечный результат деятельности, но и активная позиция ребенка на всех этапах работы, личные качества, формируемые в процессе познавательной деятельности, самостоятельность и умение правильно оценивать свои достижения. Для того чтобы проследить все этапы работы, мы используем зачетный листок. Он отражает как познавательную деятельность, так и практическую. Результаты работы на протяжении всего занятия фиксируем в бланке оценок (оценка учителя). Приложение 2.

Форма и содержание зачетного листка и бланка оценок может меняться в соответствии с содержанием и формами проведения занятия, а также с уровнем обученности и индивидуальными особенностями участников группы. Приложение 1.

Особенности содержания зачетного листка вытекают из разработанных учителем индивидуальных образовательных карт, которые составляются на основе первичной диагностики уровня познавательных способностей и мотивации выбора данного элективного курса.

Общая оценка за занятие является суммой баллов за все выполненные задания.

Параллельно с оцениванием деятельности учащегося учителем проводится самооценка собственных достижений. Используется при этом бланк самооценки. Приложение 3.

Ребенок может оценить и проанализировать правильность выполнения следующих этапов работы:
– понимание содержания задания (колонка 1);
– планирование деятельности (колонка 2);
– правильность выполнения (колонка 3);
– выделить ошибки (колонка 4);
– оценить деятельность по ранее предложенной шкале (колонка 5).

Необходимо отметь, что критерии шкалы системы баллов, должны быть озвучены учителем и проговорены все ее составляющие. Лучше включить критерии шкалы системы баллов в дидактический комплект (тетрадь) элективного курса, либо в виде плаката, бланка – конспект занятия, который должен находиться в ближайшей видимости ученика.

В конце занятия сравнивают результаты оценки учителя и самооценки учащегося.

Активность на занятии оценивается с помощью карточек, что наглядно демонстрирует успешность деятельности (уровень развития учащегося), сравнивается с результатами предыдущих занятий. Активность – особый вид деятельности, отличающийся интенсификацией основных характеристик личности: целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности инициативности. Активность должна быть оценена на каждом этапе учебного процесса, что позволяет направить разработку способов и методов оценивания на формирование у учащихся компетенций и научного мировоззрения.

Оценка должна быть осознанна ребенком, тогда он будет понимать значимость и зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных им в процессе деятельности. Достижение – это понятие более широкое, чем результат, в нем наблюдается динамика и степень прогресса личности по отношению к ее предыдущей деятельности. Для оценки уровня достижений учащегося на занятии элективного курса использованы также и другие способы, как: наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по предметам, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности, как учащихся, так и учителя.

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценке собственных достоинств и достижений, что дает возможность уважать самого себя, быть уверенным в себе, иметь стремление к дальнейшей самореализации. Удовлетворение собственного “Я” в оценке, порождает у ребенка чувство личной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная оценка, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Проанализируем нашу систему оценки достижений учащихся на уровне самых низких баллов. В нашей системе оценивания присутствует настрой на позитивное отношение к ученику, даже его деятельность не всегда носит правильный характер.

“2” – проявил интерес к выполнению задания (выполнил не правильно), “старался”;
“3” – правильно выполнил задание с помощью товарища (учителя);
“5” – самостоятельно правильно выполнил задание по алгоритму;
“4” – не правильно выполнил задание по алгоритму, но самостоятельно исправил ошибки.

Низкий балл в десятибалльной системе (2, 3, 4, 5) не говорит о неуспехе учащегося при выполнении задания, так как объяснение бала несет в себе позитивный момент “выполнил не правильно” – “проявил интерес”, “правильно выполнил с помощью товарища (учителя)”, “не правильно выполнил” – “самостоятельно исправил ошибки”. Как видим, психологический аспект оценки несет в себе частичное удовлетворение личности своей деятельностью, что побуждает к деятельности, направленной на исправление недостатков. Ученик имеет возможность видеть хоть небольшой, но положительный результат собственной деятельности. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, старанием.

Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать на каждом занятии и при этом наблюдать за динамикой изменения качественных показателей с первого по итоговое занятие, оценивая каждый уровень усвоения.

Список использованных источников и литературы:

  1. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.)
    N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004.
  2. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического образования. – М.:5 за знания, 2007. – 304 с.
  3. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М., 2003.
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: 1982. – Т. 1. – 693 с.
    5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001. – 102 с.
  5. Симонов В.П. Оценка качества в образовании. Монография. – М., 2007. – 129 с.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135–157.