Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. 3–4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель: формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных путём включения в коллективно-распределительную творческую деятельность.

Задачи:

  • формировать основные навыки различения безударных и ударных гласных в слове;
  • отработать навык подбора поверочных слов;
  • формировать умение обобщать теоретические знания и умело применять их на практике;
  • обучать элементарным формам совместной работы для включения всех учащихся в активную познавательную деятельность;
  • развивать творческие способности через самостоятельное составление языковых упражнений.

Оборудование:

  • раздаточные материалы для учащихся;
  • демонстрационные материалы для фронтальной работы;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска (экран).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Но для того, чтобы оно состоялось, нужно научиться грамотно писать. Перед вами стихотворение новосибирского поэта Виктора Липчанского. Эти строки он посвятил родному городу.

3. Анализ текста.

Ученик читает. (Презентация. Слайд 2)

На б_регах Оби родной
Стоит любимый гор_д мой -
Такой красивый и большой
Новосибирск!
Здесь сплошь и рядом чуд_са-
Широких улиц п_руса;
Они возносят в н_беса
Новосибирск.

Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. Чем они похожи?

(Имена существительные, общая орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Для того чтобы писать такие слова без ошибок, нужно помнить правило. (Вспоминаем правило, слайд 3)

Безударный гласный!
Стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.

Правило вспомнили, а сейчас будем выполнять задания. Задания сегодня не простые. Сейчас вы будете не только знатоками русского языка, но и поэтами, потому что мы составим необычные правила.

4. Самостоятельная работа в группах. (Приложение1)

(Выполняем задания, слайд 4)

Мы готовы к путешествию. За нами приехал паровозик, который повезёт нас по родному краю. Он пока без вагончиков, ехать нам негде. Вагоны появятся, когда мы правильно выполним задания.

Физминутка (с акцентом на проверку безударных гласных)

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Посмотри-ка в небеса,
Там такие чудеса!
Глазки влево, глазки вправо,
Головою вверх и вниз –
До снежинок дотянись
И за снегом наклонись.

(Проверяем. Группа 1. Слайд 5. Читает представитель группы)

Берега и чудеса, небеса и паруса.
Слуху мы не доверяем –
Удареньем проверяем:
Берег, чудо, небо, парус –
И сомнений не осталось!
Чудеса – чудесный, небеса – небесный
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.

Присоединяется первый вагончик.

(Проверяем. Группа 2. Слайд 6. Читает представитель группы)

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Берега и чудеса,
Паруса и небеса…
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Чудо, парус, берег, небо!
Вот теперь напишем смело!

Присоединяется второй вагончик.

(Проверяем. Группа 3. Слайд 7. Читает представитель группы)

Неизвестны иногда
Молодые города.
Очень-очень молод
Наш любимый город.
Лесом огорожен
Будь ещё моложе,
Больше и светлее,
Зеленей, теплее!

Присоединяется третий вагончик. Весь состав собран, пора отправляться. Паровозик тронется, когда мы проверим свои знания.

5. Рефлексия. (Приложение 2)

(Проверяем знания. Слайд 8. Индивидуальная работа у доски: вставить пропущенные буквы в слова небеса, паруса, города, берега, аргументировать свой ответ.)

6. Итог урока. Домашнее задание.

Отравляемся в путешествие по родному краю. Проезжая по новосибирскому зоопарку, обратим внимание на то, как много в нём животных, как по-разному они ведут себя зимой.

(Выполняем дома. Слайд 9). Перед вами отрывок из стихотворения новосибирской поэтессы Нелли Закусиной “Колыбельная”. Ваше задание – дома вспомнить правила проверки безударных гласных и вставить пропущенные буквы.

Спят берёзы, вербы, ели
В б_лоснежной колыбели.
Спит медведь в св_ей избушке,
Барсучок в н_ре сопит,
А над речкой – мостик спит.

Н.Закусина