Цели:
- разобрать причины и виды конфликтных ситуаций;
- развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день ребята сегодня на занятии мы поговорим о конфликтах, разберем причины и виды конфликтов, вырабатываем способы разрешения семейных конфликтов.
Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам провести разминку в парах с сидящим рядом товарищем. Вы должны по двое взяться за края чистого листа бумаги и попытаться за одну минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее одному или другому.
(Разминка с листом бумаги дает пример простого конфликта)
2. Основная часть
Как заметил классик, “каждая несчастная семья несчастлива по-своему”, однако все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между членами семьи и ведущие к возникновению конфликтов.
– Как вы думаете, какие конфликты могут возникнуть в семейной жизни?
(Неумение уступать, нехватка денег, грубость, алкоголизм одного из супругов, …)
Все проблемы, ссоры в семейной жизни можно объединить в 3 большие группы:
- наличие противоположной точки зрения;
- неумение членов семьи контролировать свое поведение;
- нежелание идти на компромисс;
- не умение находить общий язык с новыми родителями.
Поподробнее остановимся на каждой из них.
1. Все мы разные, и у нас имеются иногда разные точки зрения на то или иное событие. Поэтому лучше заранее обговорить некоторые детали семейной жизни.
Представьте ситуацию: супруги смотрят телевизор. Жена хочет смотреть киносериал. Муж – боевик. Ваше действие.
(Ребята высказывают свои версии)
Для гармонии в браке важно понять друг друга, положительно оценить и принять склонности супруга, сделать их неотъемлемой частью своей жизни. Никто не говорит, что не надо указывать на недостатки супруга. Однако делать это следует в виде совета пожелания. Лучше всего обсуждать конкретные поступки, промахи, чем принимать общую и категоричную формулировку: невежливый, неряха, грубиян, неряха...
Делая замечания не нужно забывать, что бывают выражения временного постоянного значения.
Постоянного значения | Временного значения |
Ты всегда разбрасываешь носки | Ты уже вторую неделю не кладешь носки куда нужно…. |
Ты постоянно оставляешь за собой грязную посуду | Ты третий день подряд не моешь за собой посуду… |
Ты часто не заправляешь за собой кровать | Ты неделю уже не заправляешь нашу кровать |
2. Неумение членов семьи контролировать свое поведение.
В чем выражается умение контролировать свое поведение?
Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно – все это является неумением владеть собой.
– А вы умеете владеть собой? Давайте проведем небольшой тест.
(Ведущий проводит тест “Умеете ли вы владеть собой"?)
– Что нужно для того, чтобы уметь владеть собой?
(Вместе с подростками ведущий делает выводы.)
- Нужно работать над собой.
- Заниматься самовоспитанием.
- Надо учиться ставить себя на место другого.
3. Нежелание идти на компромисс.
– Скажите, что такое компромисс?
– Это значит, что кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступать тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина – нежелание уступать друг другу в семье.
– Компромисс – это соглашение с кем-либо путем взаимных уступок (посмотрите на доску и запомните). Как оно пишется?
Разыграем семейные ситуации, но в разных семьях.
Возьмем конфликтную ситуацию.
(Любую на выбор детей, например)
Ситуация: муж читает газету. Жена готовит ужин, подходит к мужу и говорит: “Сходи за хлебом”. Муж отвечает: “Некогда мне, не видишь – я читаю газету и потом, я устал, я ведь был на работе”. Жена отвечает:
“Ах, ты устал, а я не устала, я ведь тоже была на работе, а не на танцах”.
– Давайте обсудим эту ситуацию, что же произошло между супругами? Муж устал, он не захотел идти за хлебом. Жена тоже не пошла, в результате произошел конфликт. Отказ!
– Теперь проиграем ситуацию другим путем.
“Сидит муж в кресле читает газету. Жена подходит к мужу и говорит:
– Дорогой, после работы я зашла в парикмахерскую, поэтому не успела купить хлеба, сходи, пожалуйста, в магазин.
– Давай поедим с сухариками, а завтра по дороге с работы я куплю свежего хлеба.
– Какой ты у меня умница”.
Ведущий: Как решили проблему в этой ситуации? Мирным путем, то есть подошли к компромиссу.
Есть, конечно, в семейной жизни вопросы, которые решаются порой долго и трудно. Но решать их надо. Обоюдно, настойчиво. Не молчать. Нужно создать в семье благоприятный климат, где должна царить атмосфера непринужденности искренности и взаимопонимания.
– А теперь шуточный тест “ Твое главное занятие в семье”. Кому, какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда.)
4. Не умение находить, общий язык с новыми родителями (со свекровью и свекром, с тещей и тестем).
Почему бывает конфликты у невестки со свекровью? Потому что у свекрови бывает материнское начало, уступает собственническому, тогда и проявляется безоглядная ревность, приносящая много слез и невестке, и сыну.
Порой молодой муж, впитавший с молоком матери привычку слушаться и почитать ее, не желает вникать в существо ссоры между двумя женщинами и занимает ту или иную позицию. Чтобы не было скандалов лучше, чтобы мать мужа и жена, находили пути выхода из конфликтной ситуации. Что нужно делать жене для этого:
– побольше интересоваться, что любит ее сын;
– попросить рецепт любимого блюда мужа;
– попросить подсказать, посоветовать, чтобы у матери мужа создалось впечатление, что в ней нуждаются, ее уважают и не забывают.
Почему конфликтуют родители жены (тесть, теща) с мужем молодой дочери?
В основе размолвок между тестем и молодым зятем лежит ревность (отцы больше привязаны к дочерям) и всячески хотят показать не состоятельность молодого мужа.
Причина размолвок между тещей и зятем не приспособленность зятя к семейной жизни. А так как желанием матери и отца оградить дочь от трудностей семейной жизни и угодить зятю, приводит к безделью последнего.
Поэтому очень важно молодому мужу:
– проявлять побольше внимание и быть деликатным с ней;
– проявлять заботу о жене.
5. Упражнение на релаксацию.
Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.
Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.
Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.
Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень. Хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.
Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.
Скажите себе: “я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось”.
А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.
Наш разговор подходит к концу, очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Мы знаем с вами одну восточную мудрость и часто в беседах к ней обращаемся, вспомните, как же она звучит: “ Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе”.
– Да, как было бы хорошо, если бы все следовали совету – легче было бы общаться друг с другом. И тогда никогда не было бы конфликтов и ссор в семье.
6. Рефлексия
– Что нам понравилось?
– Что показалось интересным?
Ведущий: Мне было приятно с вами беседовать, я надеюсь, что вы будете терпеливыми, внимательными, заботливыми супругами. Спасибо!