Профилактическое занятие для учащихся 9–11-х классов из цикла "Воспитание семьянина"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • разобрать причины и виды конфликтных ситуаций;
  • развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Добрый день ребята сегодня на занятии мы поговорим о конфликтах, разберем причины и виды конфликтов, вырабатываем способы разрешения семейных конфликтов.

Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам провести разминку в парах с сидящим рядом товарищем. Вы должны по двое взяться за края чистого листа бумаги и попытаться за одну минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее одному или другому.

(Разминка с листом бумаги дает пример простого конфликта)

2. Основная часть

Как заметил классик, “каждая несчастная семья несчастлива по-своему”, однако все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между членами семьи и ведущие к возникновению конфликтов.

– Как вы думаете, какие конфликты могут возникнуть в семейной жизни?

(Неумение уступать, нехватка денег, грубость, алкоголизм одного из супругов, …)

Все проблемы, ссоры в семейной жизни можно объединить в 3 большие группы:

  • наличие противоположной точки зрения;
  • неумение членов семьи контролировать свое поведение;
  • нежелание идти на компромисс;
  • не умение находить общий язык с новыми родителями.

Поподробнее остановимся на каждой из них.

1. Все мы разные, и у нас имеются иногда разные точки зрения на то или иное событие. Поэтому лучше заранее обговорить некоторые детали семейной жизни.

Представьте ситуацию: супруги смотрят телевизор. Жена хочет смотреть киносериал. Муж – боевик. Ваше действие.

(Ребята высказывают свои версии)

Для гармонии в браке важно понять друг друга, положительно оценить и принять склонности супруга, сделать их неотъемлемой частью своей жизни. Никто не говорит, что не надо указывать на недостатки супруга. Однако делать это следует в виде совета пожелания. Лучше всего обсуждать конкретные поступки, промахи, чем принимать общую и категоричную формулировку: невежливый, неряха, грубиян, неряха...

Делая замечания не нужно забывать, что бывают выражения временного постоянного значения.

Постоянного значения Временного значения
Ты всегда разбрасываешь носки Ты уже вторую неделю не кладешь носки куда нужно….
Ты постоянно оставляешь за собой грязную посуду Ты третий день подряд не моешь за собой посуду…
Ты часто не заправляешь за собой кровать Ты неделю уже не заправляешь нашу кровать

2. Неумение членов семьи контролировать свое поведение.

В чем выражается умение контролировать свое поведение?

Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно – все это является неумением владеть собой.

– А вы умеете владеть собой? Давайте проведем небольшой тест.

(Ведущий проводит тест “Умеете ли вы владеть собой"?)

– Что нужно для того, чтобы уметь владеть собой?

(Вместе с подростками ведущий делает выводы.)

  • Нужно работать над собой.
  • Заниматься самовоспитанием.
  • Надо учиться ставить себя на место другого.

3. Нежелание идти на компромисс.

– Скажите, что такое компромисс?

– Это значит, что кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступать тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина – нежелание уступать друг другу в семье.

– Компромисс – это соглашение с кем-либо путем взаимных уступок (посмотрите на доску и запомните). Как оно пишется?

Разыграем семейные ситуации, но в разных семьях.

Возьмем конфликтную ситуацию.

(Любую на выбор детей, например)

Ситуация: муж читает газету. Жена готовит ужин, подходит к мужу и говорит: “Сходи за хлебом”. Муж отвечает: “Некогда мне, не видишь – я читаю газету и потом, я устал, я ведь был на работе”. Жена отвечает:

“Ах, ты устал, а я не устала, я ведь тоже была на работе, а не на танцах”.

– Давайте обсудим эту ситуацию, что же произошло между супругами? Муж устал, он не захотел идти за хлебом. Жена тоже не пошла, в результате произошел конфликт. Отказ!

– Теперь проиграем ситуацию другим путем.

“Сидит муж в кресле читает газету. Жена подходит к мужу и говорит:

– Дорогой, после работы я зашла в парикмахерскую, поэтому не успела купить хлеба, сходи, пожалуйста, в магазин.

– Давай поедим с сухариками, а завтра по дороге с работы я куплю свежего хлеба.

– Какой ты у меня умница”.

Ведущий: Как решили проблему в этой ситуации? Мирным путем, то есть подошли к компромиссу.

Есть, конечно, в семейной жизни вопросы, которые решаются порой долго и трудно. Но решать их надо. Обоюдно, настойчиво. Не молчать. Нужно создать в семье благоприятный климат, где должна царить атмосфера непринужденности искренности и взаимопонимания.

– А теперь шуточный тест “ Твое главное занятие в семье”. Кому, какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда.)

4. Не умение находить, общий язык с новыми родителями (со свекровью и свекром, с тещей и тестем).

Почему бывает конфликты у невестки со свекровью? Потому что у свекрови бывает материнское начало, уступает собственническому, тогда и проявляется безоглядная ревность, приносящая много слез и невестке, и сыну.

Порой молодой муж, впитавший с молоком матери привычку слушаться и почитать ее, не желает вникать в существо ссоры между двумя женщинами и занимает ту или иную позицию. Чтобы не было скандалов лучше, чтобы мать мужа и жена, находили пути выхода из конфликтной ситуации. Что нужно делать жене для этого:

– побольше интересоваться, что любит ее сын;

– попросить рецепт любимого блюда мужа;

– попросить подсказать, посоветовать, чтобы у матери мужа создалось впечатление, что в ней нуждаются, ее уважают и не забывают.

Почему конфликтуют родители жены (тесть, теща) с мужем молодой дочери?

В основе размолвок между тестем и молодым зятем лежит ревность (отцы больше привязаны к дочерям) и всячески хотят показать не состоятельность молодого мужа.

Причина размолвок между тещей и зятем не приспособленность зятя к семейной жизни. А так как желанием матери и отца оградить дочь от трудностей семейной жизни и угодить зятю, приводит к безделью последнего.

Поэтому очень важно молодому мужу:

– проявлять побольше внимание и быть деликатным с ней;

– проявлять заботу о жене.

5. Упражнение на релаксацию.

Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.

Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.

Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.

Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.

Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень. Хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.

Скажите себе: “я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось”.

А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

Наш разговор подходит к концу, очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Мы знаем с вами одну восточную мудрость и часто в беседах к ней обращаемся, вспомните, как же она звучит: “ Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе”.

– Да, как было бы хорошо, если бы все следовали совету – легче было бы общаться друг с другом. И тогда никогда не было бы конфликтов и ссор в семье.

6. Рефлексия

– Что нам понравилось?

– Что показалось интересным?

Ведущий: Мне было приятно с вами беседовать, я надеюсь, что вы будете терпеливыми, внимательными, заботливыми супругами. Спасибо!