Словари – наши друзья. Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 5–7-х классов с использованием интерактивной доски

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели и задачи:

Познавательные:

  1. продолжить знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, конкретными словарями разных типов
  2. сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

Развивающие:

  1. развитие культуры речи;
  2. обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитать интерес к книге, слову.

Оборудование:

  • лингвистические словари по 8 экземпляров (для каждой команды по 2 словаря): Даль В.И. Толковый словарь, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов;
  • чистые листы и ручки для каждой команды;
  • презентация к занятию (Приложение);
  • интерактивная доска.

Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Я рада видеть вас на занятии “Словари – наши друзья”. (Слайд 1).

Сегодня мы поближе познакомимся с лингвистическими словарями, вспомним, что мы о них знаем.

У вас на столах лежат различные словари, и вы поделены на команды. Работать будем так: одна команда у доски, остальные – со словарями.

Начнем!

А вы любите чудеса? (Да.)

Еще в древности люди создали семь чудес света. Есть одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это – книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Это – словари. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал:

(Появляется цитата на доске.) (Слайд 2).

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.
Он включает в себя все другие книги,
нужно лишь извлечь их из него!
Анатоль Франс

(Ученик читает стихотворение, держа в руках словарь.)

“Словарь”.

С.Я.Маршак.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
Читают: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой…”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Мы сегодня с вами постараемся страницы “рассыпанной повести” собрать вместе. Предлагаю отправиться в путешествие по тайным тропам и знаниям. Нам сегодня нужны особые “путеводители”, те, которые помогают общаться и правильно понимать друг друга! СЛОВАРИ!

Очень даже много интересного, ценного и полезного можно узнать из словаря. Из словаря можно даже узнать, что означает слово словарь.

Найдите, пожалуйста, толкование этого слова.

(Появляется цитата на доске.) (Слайд 4).

Словарь – соединение слов
(обычно в алфавитном порядке),
устойчивых выражений с пояснениями,
толкованиями или переводом на другой язык.
Сергей Иванович Ожегов

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому – филологические).

(Слайд 5). Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях (Слайд 6). всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные “Англо-башкирско-русский словарь”). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто – они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Какие это словари? Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например “Экономический словарь”, “Юридический словарь”.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с лингвистическими словарями.

Первые словари (Слайд 7, 8). появились на Руси в 13 веке. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. С конца 14 века словари стали печатными.

А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их. А из каких элементов состоят словари? Как вы думаете, у них есть что-то общее, особенное Замечательные ответы, но этого мало. Недавно попалось мне на глаза одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово – “лексикограф”. (Слайд 9). Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, помогите мне! Что мне делать? Правильно – “посмотреть в словаре”.

Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово “лексикограф”.

Лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей.

Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Даль, Ушаков, Ожегов.

Стоит на книжной полке “Толковый словарь живого великорусского языка”. Все слова, которые есть в словаре, в них около двухсот тысяч слов, собрал и объяснил один человек, его зовут – Владимир Иванович Даль. (Рассказ о Дале.) (Слайд 10).

Родился В. И. Даль 10 ноября 1801 года в г.Луганске. Мать – Мария Ивановна, урожденная де Мальи, была известной в свое время переводчицей: переведенные ею пьесы шли в театрах, издавались и отдельными книжками. Отец – Иоганн Даль, доктор медицины, питомец Иенского университета Германии, родом же датчанин, также не чужд был интересам к языку: свободно владел многими языками, древними и новыми. Несколько лет он занимал в Петербурге должность библиотекаря государыни Екатерины Великой. Русским он овладел еще до приезда в Россию, горячо полюбил приютившую его страну. Принял российское подданство, себя же называл Иваном Матвеевичем, а старшего сына нарек исконным русским именем – Владимир.

Владимир Иванович Даль начал самостоятельную жизнь морским офицером Черноморского флота, затем – Балтийского. В 1826 году уходит в отставку и становится студентом медицинского факультета Дерптского университета (ныне Тартуского), по окончание которого работает врачом и как врач участвует в русско-турецкой войне. С 1833 года – чиновник особых поручений при военном губернаторстве в Оренбурге, где служит 7 лет. Затем Даль переезжает в Петербург и в течение 9 лет является чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел. Потом – Нижний Новгород. В 1859 году выходит в отставку и до конца своей жизни живет в Москве.

Где бы ни был Даль, чем бы он ни занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. В марте 1819 года по дороге из Петербурга под Новгородом, от ямщика услышал поразившее его слово "замолаживает" – начинает пасмурнеть, заволакиваться тучками (о небе). Это слово он написал и началась работа над словарем.

Когда А.С.Пушкин узнал, что Даль собрал 20 тыс. слов, употребляющихся в разных концах России, – он подал Владимиру Ивановичу идею написать словарь.

Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти. За неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, В. И. Даль поручает дочери внести в рукопись словаря, второе издание которого он готовил, четыре новых слова, услышанных им от прислуги. Умер Владимир Иванович Даль 22 сентября 1872 года. (Слайд 11).

“Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля (Слайд 12). – явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности.

"Толковый словарь живого великорусского языка" стал главным трудом В.И. Даля. Словарь назван "толковым" потому, что он не только переводит одно слово другим, но и толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных. Словарь назван "живым" потому, что в него включены только бытующие в народе слова – то, что Даль сам услышал. Словарь назван "великорусским" потому, что из него были исключены малорусские и белорусские наречия, церковный язык. Словарь ценен тем, что в нем запечатлен определенный лексический состав русского языка XIX века и в нем практически отражены все стороны жизни русского человека, преимущественно крестьянства. В словаре широко представлен этнографический материал.

Подвиг В.И.Даля высоко оценили современники. Ему была присуждена Ломоносовская премия Академии наук, золотая Константиновская медаль, премия Дерптского университета.

(Слайд 13). Вышло 8 изданий словаря, а он все еще библиографическая редкость.

Долгий срок жизни знаменитого детища Даля свидетельствует о его выдающихся лексикографических достоинствах. Являясь одной из самых богатых сокровищниц человеческой речи, Словарь Даля навсегда останется классическим памятником литературы.

Известный поэт Михаил Матусовский, тоже луганчанин, в стихотворении, посвященном своему великому земляку, выделил лишь один самый главный творческий подвиг Даля – “Толковый словарь”. (Ученик читает стихотворение.)

Толковый словарь

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незабываема его первооснова (по Ожегову)

На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть, запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья, (словарь Даля см. Низать)
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то
А Даль незаменим.

53 года непрерывной работы над составлением словаря. Впечатляющий пример: если все слова из “Словаря” выписать столбиком в ученические тетради в линейку, то таких тетрадей понадобится 450 штук.

Интересно, что именно В.И. Даль впервые назвал свой словарь, объясняющий значение слов, толковым. В “Толковом словаре” не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыт смысл и значение каждого слова.

А теперь давайте поближе познакомимся с этим замечательным словарем.

Тем, кто работает со словарями задание: попробуйте догадаться, что означают слова: (Слайд 14).

Абевега (алфавит, азбука)
Ветроворот (смерч)
Недея (лентяй)
Стрекава (крапива)
Глядильце (зеркальце)
Выступки (башмаки)
Вежа (знающий, ученый, образованный)

А тем, кто работает у доски: собери пары.

Но жизнь, что не день, рождает новые слова, выпускаются новые словари. У нас еще есть “Толковый словарь русского языка” Ожегова Сергея Ивановича. (Слайд 15). Самый популярный словарь русского языка. Работа над этим словарем была научным и гражданским подвигом. Основное время работы – 1941–1946 гг. Нужно ли говорить, что это были за годы? Шла Великая Отечественная война. Словарь создавался в преодолении бесконечных трудностей. Он содержит 72500 слов. В начале словаря помещено “предисловие” и “условие сокращение, принятые в словаре”, “русский алфавит” с указанием правильного названия букв, а за тем слова в порядке алфавита.

Обратимся непосредственно к “Толковому словарю русского языка” и выясним, из каких разделов он состоит. (Показывать на конкретном примере.) Любой словарь начинается с предисловия, затем идет раздел “Как пользоваться словарем”, “Условные сокращения, принятые в словаре”, “Русский алфавит с указанием правильного названия букв” и далее словарные статьи (слова) в алфавитном порядке.

Слова в словаре даются строго в алфавитном порядке. Заглавное слово приводится в начале статьи в начальной форме. Это значит, что имя существительное даётся в именительном падеже единственного числа, имя прилагательное в именительном падеже единственного числа мужского рода, числительное и местоимение в именительном падеже, а глагол соответственно в неопределённой форме (инфинитив).

Основная трудность при пользовании словарем – незнание алфавита

Таким образом, построены все лингвистические словари.

А сейчас мы поближе познакомимся с другими словарями, лежащими у вас на партах.

И вот еще одно чудо: орфография – что означает правильно пишу.

(Слайд 16).

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал: “Шесть порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы. Чтобы не оказаться в щекотливом положении оформите грамотно меню.

Каким словарем мы будем пользоваться? Правильно – орфографическим. (Слайд 17).

  1. В…нигрет
  2. Бу..он кури..ый с фр..кадельками.
  3. Ра..ольник с к..лбасой.
  4. К..тлеты сви..ые.
  5. П..льмени.
  6. Шамп..ньоны в яично..масл..ом соусе.
  7. К..мпот груш..во..алыч..вый.
  8. Кисель клюкве..ый.
  9. Коври..ка ржа..ая.
  10. П..роженое б..сквитное.
  11. Пиро..ки с печ..нкой.

У вас на столах лежат орфоэпические словари. (Слайд 18).

Как вы думаете, для чего они нужны. Если орфографический словарь нужен для того, чтобы правильно написать слово, то орфоэпический – для того, чтобы правильно это слово произнести. Проведем соревнование на лучшего диктора. Кто первым и правильно расставит ударение. (Слайд 19).

Агент
Баловать
Хвоя
Дремота
Позвонит
Средства
Тефтели
Форзац
Ржаветь
Договор

Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам – то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы каждый вечер ложимся спать, а утром встаем. Как называются такие слова? Правильно – антонимы.

(Слайд 20.) (Прочитать правило об антонимах.)

Задание: (Слайд 21).

Вставь антоним в таблицу и прочти по первым буквам что получилось. Те, кто за партами, пользуются словарями антонимов, а у доски – самостоятельно. Время пошло.

А Д Р Е С А Т   АДРЕСАНТ
Н О К Д А У Н   НОКАУТ
Т О Л С Т Ы Й   ТОНКИЙ
О С У Ш А Т Ь   ОРОШАТЬ
Н Е Т О Ч Н О   НАЗУБОК
И З Н У Т Р И   ИЗВНЕ
М И Н И М У М   МАКСИМУМ

А теперь обратимся еще к одному словарю, лежащему у вас на партах – словарю синонимов. (Слайд 22).

Вспомните, что же такое синонимы? А для чего они нужны. Чтобы сделать речь богаче, красочнее.

Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.

Задание (Слайд 23).: соедини стрелками синонимы

Фантастический Феерический
Сказочный
Волшебный
Удачливый
Мастер Бесцеремонный
Умелец
Артист
Специалист
Ученик Ученик
Воспитанник
Питомец
Адепт
Школьник
учитель
дровосек
Последователь

Знаете, ребята, словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными. Ведь еще А. С. Пушкин в первой главе “Евгения Онегина” писал: (Слайд 24).

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.

Здесь речь идет о словарях иностранных слов. (Слайд 25).

Для чего нужны такие словари? Правильно, чтобы узнать что же означает незнакомое, а иногда и знакомое для нас слово, а также узнать из какого языка оно пришло. Всем вам знакомы такие слова как “волейбол”, “библиотека”, а “диктант” – вы их считаете русскими, а ведь на самом деле это заимствованные слова из иностранного языка. Например, “волейбол” – английское слово, “библиотека” – греческое, а “диктант” – немецкое.

В. Белинский сказал: “Все народы меняются словами и занимают их друг и друга”.

Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями? А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Элемент дискуссии.)

Благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов не более 10%).

Задание (Слайд 26): пользуясь словарем иностранных слов, составьте пары. Те, кто работает у доски, попробует это сделать самостоятельно.

(Тем, кто у доски.) Я вам даю список слов, ваша задача записать их во второй ряд правильно.

Итак, благодаря заимствованным словам интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

До политических контактов нам еще далеко, мы идем своей тропой и еще одно задание. Я зачитываю предложение, а вы должны сказать нам, о чем идет речь.

Куртье получил фантастический куртаж и купил кэт. (Слайд 27).

(Агент (маклер) получил фантастическое вознаграждение и купил одномачтовое судно с одним парусом.)

Вот и приближается к концу наше путешествие со словарями-книгами, которые зажигают в сердцах желание больше о жизни слов, которые помогут нам сделать речь богаче, красочнее, выразительнее, быть грамотнее и мудрее.

(Слайд 28).

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими государь,
По прозванию……(добавьте слово)

(Слайд 29) СЛОВАРЬ.

Составить синквейн к слову СЛОВАРЬ.

СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих (Слайд 30).

Алгоритм написания синквейна

1-я строка Кто? Что? 1 существительное
2-я строка Какой? 2 прилагательных
3-я строка Что делает? 3 глагола
4-я строка Что автор думает теме Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что?
(Новое звучание
темы)
1 существительное

А у меня получилось так: (Слайд 31).

Словарь
Уникальный, мудрый
Открывает, объясняет, помогает
Словари – сокровища национального языка
Книга!

А сейчас давайте вместе составим на доске книгу добрых мыслей. Я вам раздам листочки, и вы на них напишите свое высказывание о Словаре – для чего нужен словарь. Кто написал, подходит к доске и прикалывает свой листочек.

Молодцы, ребята!

Спасибо за урок, за доставленное удовольствие.

Впереди у нас много встреч с новыми чудесами.