Обоснование программы:
Следует ли знакомить ребенка 7–10 лет с азами психологии? По мнению ряда ученых двадцать первый век – век психологии, поскольку эта наука не только интенсивно развивается, но и смело вторгается как в смежные области научного знания (физиологию, математику, зоологию, физику, педагогику), так и в повседневную жизнь все большего количества людей. Большой интерес к психологии, появившийся у наших современников, к сожалению, иногда сочетается с низким уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного общения, способов самопознания и методик саморазвития. Сегодня уже очевидно, что воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать самих себя, развивать свою личность, необходимо начинать как можно раньше. Программа “Психологическая культура личности” предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Нагрузка дается из расчета один учебный час в неделю.
Цель программы:
Создание условий для овладения детьми младшего школьного возраста психологическими знаниями, необходимыми им для успешного саморазвития, налаживания контактов со сверстниками и взрослыми,
Общие задачи:
- Способствовать формированию и развитию личности ребенка.
- Помочь ребенку познать и раскрыть свои способности, проверить свои силы.
- Помочь ребенку преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении.
- Способствовать развитию у детей навыков общения и сотрудничества.
- Помочь проблемным детям (неуверенным, замкнутым, с неадекватной самооценкой и т.д.) в преодолении их специфических трудностей.
Развивающие задачи:
- Способствовать формированию кругозора детей.
- Развивать познавательную сферу личности каждого ребенка: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое воображение.
- Научение детей пониманию других людей, распознаванию их психических состояний по мимике и пантомимике.
- Укрепление нравственных ориентиров ребенка.
- Развитие у детей рефлексивных способностей (личностной рефлексии).
- Развитие у детей способности к самовыражению.
Ожидаемый результат:
Дети познают и разовьют свои способности, поверят в себя. Смогут преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении. Разовьют навыки общения и сотрудничества. Преодолеют специфические трудности – неуверенность, замкнутость, неадекватную самооценку и т.д. У них сформируется кругозор. Разовьется познавательная сфера личности: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое воображение. Дети научатся понимать других людей, распознавать их психические состояния по мимике и пантомимике.
Укрепятся их нравственные ориентиры, разовьются рефлексивные способности (личностная рефлексия), способность к самовыражению.
Тематический план программы курса (для младших школьников).
№ п/п | Занятие | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Первый этап диагностики |
1 |
2. | Тема 1. Образ "Я". | 1 |
3. | Тема 2. Ощущение и восприятие. | 1 |
4. | Тема 3. Внимание. | 1 |
5. | Тема 4. Память. | 1 |
6. | Тема 5. Воображение. | 1 |
7. | Тема 6. Эмоции. Второй этап диагностики. |
1 |
8. | Тема 7. Мотивационная и эмоционально– волевая сфера. | 1 |
9. | Тема 8. Темперамент. | 1 |
10. | Тема 9. Разнообразие характеров. | 1 |
11. | Тема 10. Мышление. | 1 |
12. | Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности. | 1 |
13. | Тема 12. Ценностные ориентации личности. | 1 |
14. | Тема 13. Психика, как целостная система. | 1 |
15. | Заключительное занятие. Третий этап диагностики. |
1 |
Всего | 15 |
Вводное занятие.
Во время вводного занятия дети подвергаются психологическому тестированию с
целью выявления у них:
а) особенностей самооценки;
б) исходного уровня социально-психологической адаптированности к условиям жизни.
Тема 1. Образ “Я”.
Цель: развитие у детей правильных (адекватных реальности) представлении о
самих себе, положительного взаимоотношения как важнейших компонентов
самосознания личности.
Тема 2. Ощущение и восприятие.
Цель: расширение представления у детей об способах получения человеком
информации вокруг нас и внутри нас: что и как мы видим, слышим, можем
попробовать на вкус, потрогать, ощутить запах
Тема 3. Внимание.
Цель: Развитие произвольного внимания детей. Формирование навыков
произвольного внимания, умения сосредоточиваться на предмете или действии в
течение достаточно длительного времени.
Тема 4. Память.
Цель: Развитие у детей всех видов памяти: зрительной, слуховой,
кинестетической (памяти па ощущения своего тела). Дети учатся получать
максимальный объем информации об окружающем мире, используя все органы чувств.
Тема 5. Воображение.
Цель: Активизация, развитие творческого воображения у детей.
Тема 6. Эмоции.
На данном занятии проводится промежуточный этап диагностики психического
развития детей с использованием тех же методик, что и на первом этапе.
Цель: Научение детей различению основных видов человеческих эмоций по выражению
лица (мимике) и выразительным движениям (пантомимике), а также умению адекватно
выразить свое эмоциональное состояние.
Тема 7. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера.
Цель: Изучение детьми различных причин (мотивов) поступков людей.
Тема 8. Темперамент.
Цель: Знакомство детей с основными типами темперамента: холерик
(вспыльчивый, быстрый человек), флегматик (спокойный, неторопливый человек),
сангвиник (веселый, общительный человек), меланхолик (грустный и добрый человек)
на материале "Сказки о типах темперамента" (см.
Приложение 5).
Тема 9. Разнообразие характеров.
Цель: Разбор положительных (доброта, смелость, справедливость, выносливость
и др.) и отрицательных (упрямство, жадность, притворство, трусость, ябедничество
и др.) черт характера.
Тема 10. Мышление.
Цель: Обсуждение е детьми параметров оценки ума человека.
Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности.
Цель: дача характеристики способности к сoпереживанию, к пониманию чувств и
состояния другого человека (эмпатии). Развитие у детей эмпатии и коммуникативных
способностей.
Тема 12. Ценностные ориентации личности.
Цель: Тренировка у детей навыков определения собственных жизненных
ориентаций.
Тема 13. Психика как целостная система.
Цель: объяснить детям, что каждый человек имеет ощущения и может
воспринимать окружающий его мир, обладает вниманием, памятью, эмоциями, волей,
умеет думать и решать свои проблемы, способен сопереживать другим людям, имеет
собственный темперамент и характер, а также ценностные ориентации. Человек
представляет себе, какой он, как его видят окружающие люди и каким он хочет
быть. Все это составляет нашу неповторимость и своеобразие. Ведь нет двух
одинаковых людей?
Заключительное занятие.
Цель: провести повторное тестирование детей, посещавших занятия по курсу
"Психологическая культура личности" с использованием вышеописанных методик. На
основания анализа полученных данных сделать заключение об изменении степени
адекватности самооценки каждого ребенка, а также уровня его социально –
психологической адаптированности к условиям жизни.
Приложение 8. Планы занятий.
Литература.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и исихокоррекционные программы. – М.,1 993.
- Вачков И.В. Психология для малышей. – М.: Педагогика – Прсс, 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,: Просвещение,1990.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Пpocвещение, 1993.
- Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Просвещение,1990.
- Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой.– М.: Просвещение, 1991.
- Никитин Б.II. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.