Развивающая программа "Психологическая культура личности"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Обоснование программы:

Следует ли знакомить ребенка 7–10 лет с азами психологии? По мнению ряда ученых двадцать первый век – век психологии, поскольку эта наука не только интенсивно развивается, но и смело вторгается как в смежные области научного знания (физиологию, математику, зоологию, физику, педагогику), так и в повседневную жизнь все большего количества людей. Большой интерес к психологии, появившийся у наших современников, к сожалению, иногда сочетается с низким уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного общения, способов самопознания и методик саморазвития. Сегодня уже очевидно, что воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать самих себя, развивать свою личность, необходимо начинать как можно раньше. Программа “Психологическая культура личности” предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Нагрузка дается из расчета один учебный час в неделю.

Цель программы:

Создание условий для овладения детьми младшего школьного возраста психологическими знаниями, необходимыми им для успешного саморазвития, налаживания контактов со сверстниками и взрослыми,

Общие задачи:

  1. Способствовать формированию и развитию личности ребенка.
  2. Помочь ребенку познать и раскрыть свои способности, проверить свои силы.
  3. Помочь ребенку преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении.
  4. Способствовать развитию у детей навыков общения и сотрудничества.
  5. Помочь проблемным детям (неуверенным, замкнутым, с неадекватной самооценкой и т.д.) в преодолении их специфических трудностей.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать формированию кругозора детей.
  2. Развивать познавательную сферу личности каждого ребенка: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое воображение.
  3. Научение детей пониманию других людей, распознаванию их психических состояний по мимике и пантомимике.
  4. Укрепление нравственных ориентиров ребенка.
  5. Развитие у детей рефлексивных способностей (личностной рефлексии).
  6. Развитие у детей способности к самовыражению.

Ожидаемый результат:

Дети познают и разовьют свои способности, поверят в себя. Смогут преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении. Разовьют навыки общения и сотрудничества. Преодолеют специфические трудности – неуверенность, замкнутость, неадекватную самооценку и т.д. У них сформируется кругозор. Разовьется познавательная сфера личности: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое воображение. Дети научатся понимать других людей, распознавать их психические состояния по мимике и пантомимике.

Укрепятся их нравственные ориентиры, разовьются рефлексивные способности (личностная рефлексия), способность к самовыражению.

Тематический план программы курса (для младших школьников).

№ п/п Занятие Количество часов
1. Вводное занятие.
Первый этап диагностики
1
2. Тема 1. Образ "Я". 1
3. Тема 2. Ощущение и восприятие. 1
4. Тема 3. Внимание. 1
5. Тема 4. Память. 1
6. Тема 5. Воображение. 1
7. Тема 6. Эмоции.
Второй этап диагностики.
1
8. Тема 7. Мотивационная и эмоционально– волевая сфера. 1
9. Тема 8. Темперамент. 1
10. Тема 9. Разнообразие характеров. 1
11. Тема 10. Мышление. 1
12. Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности. 1
13. Тема 12. Ценностные ориентации личности. 1
14. Тема 13. Психика, как целостная система. 1
15. Заключительное занятие.
Третий этап диагностики.
1
Всего 15

Вводное занятие.

Во время вводного занятия дети подвергаются психологическому тестированию с целью выявления у них:
а) особенностей самооценки;
б) исходного уровня социально-психологической адаптированности к условиям жизни.

Тема 1. Образ “Я”.
Цель: развитие у детей правильных (адекватных реальности) представлении о самих себе, положительного взаимоотношения как важнейших компонентов самосознания личности.

Тема 2. Ощущение и восприятие.
Цель: расширение представления у детей об способах получения человеком информации вокруг нас и внутри нас: что и как мы видим, слышим, можем попробовать на вкус, потрогать, ощутить запах

Тема 3. Внимание.
Цель: Развитие произвольного внимания детей. Формирование навыков произвольного внимания, умения сосредоточиваться на предмете или действии в течение достаточно длительного времени.

Тема 4. Память.
Цель: Развитие у детей всех видов памяти: зрительной, слуховой, кинестетической (памяти па ощущения своего тела). Дети учатся получать максимальный объем информации об окружающем мире, используя все органы чувств.

Тема 5. Воображение.
Цель: Активизация, развитие творческого воображения у детей.

Тема 6. Эмоции.
На данном занятии проводится промежуточный этап диагностики психического развития детей с использованием тех же методик, что и на первом этапе.
Цель: Научение детей различению основных видов человеческих эмоций по выражению лица (мимике) и выразительным движениям (пантомимике), а также умению адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Тема 7. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера.
Цель: Изучение детьми различных причин (мотивов) поступков людей.

Тема 8. Темперамент.
Цель: Знакомство детей с основными типами темперамента: холерик (вспыльчивый, быстрый человек), флегматик (спокойный, неторопливый человек), сангвиник (веселый, общительный человек), меланхолик (грустный и добрый человек) на материале "Сказки о типах темперамента" (см. Приложение 5).

Тема 9. Разнообразие характеров.
Цель: Разбор положительных (доброта, смелость, справедливость, выносливость и др.) и отрицательных (упрямство, жадность, притворство, трусость, ябедничество и др.) черт характера.

Тема 10. Мышление.
Цель: Обсуждение е детьми параметров оценки ума человека.

Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности.
Цель: дача характеристики способности к сoпереживанию, к пониманию чувств и состояния другого человека (эмпатии). Развитие у детей эмпатии и коммуникативных способностей.

Тема 12. Ценностные ориентации личности.
Цель: Тренировка у детей навыков определения собственных жизненных ориентаций.

Тема 13. Психика как целостная система.
Цель: объяснить детям, что каждый человек имеет ощущения и может воспринимать окружающий его мир, обладает вниманием, памятью, эмоциями, волей, умеет думать и решать свои проблемы, способен сопереживать другим людям, имеет собственный темперамент и характер, а также ценностные ориентации. Человек представляет себе, какой он, как его видят окружающие люди и каким он хочет быть. Все это составляет нашу неповторимость и своеобразие. Ведь нет двух одинаковых людей?

Заключительное занятие.
Цель: провести повторное тестирование детей, посещавших занятия по курсу "Психологическая культура личности" с использованием вышеописанных методик. На основания анализа полученных данных сделать заключение об изменении степени адекватности самооценки каждого ребенка, а также уровня его социально – психологической адаптированности к условиям жизни.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8. Планы занятий.

Литература.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и исихокоррекционные программы. – М.,1 993.
  2. Вачков И.В. Психология для малышей. – М.: Педагогика – Прсс, 1996.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,: Просвещение,1990.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
  5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Пpocвещение, 1993.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Просвещение,1990.
  7. Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой.– М.: Просвещение, 1991.
  9. Никитин Б.II. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.