Урок окружающего мира в 4-м классе "История открытий и изобретений" (развивающая система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова)590562

Разделы: Начальная школа


(Учебник-тетрадь Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, 4 класс, 2 часть “Время и люди”, стр. 56–61.)

Цели и задачи:

1. Познакомить детей с событиями истории России. С достижениями естествознания через призму войны.

2. Практическое использование изученных способов представления данных.

3. Исследование свойств гипса, анализируя вместе с учениками его применение, акцентируя на героизме (исторический героизм российских воинов во время русско-турецкой войны 1854–1856гг).

4. Проведение развернутого экспериментального исследования, которое включает в себя:
– постановку проблемы,
– выдвижение гипотез,
– проведение испытаний (исследований),
– получение результатов,
– выводы.

5. Воспитание патриотических чувств к Родине, своему краю.

6. Развитие мышления, знаний, умений.

Тип урока: постановочный урок.

Наглядность: таблицы “Ушибов и переломов”, “Наложение повязок”, интерактивная доска.

Пособия у детей: учебник-тетрадь ,гипс, гипсовая фигурка, бинт, вода, стека, кукла, таблица определения свойств полезных ископаемых.

Ход урока

I. Установка психологического контакта.

(На доску вывесить карточки с изображением эмоций человека для определения настроения школьников на начало урока У– угрюмый, В -веселый, Г – грустный.)

II. Актуализация знаний.

1) На предыдущих занятиях какие задачи нами выполнялись?

2) Что узнали? О каких открытиях читали, говорили? (Работа в паре.)

3) Фронтальный опрос:

(На интерактивной доске появляются вопросы.)

1. Кто из ученых летом 1949г. проводил раскопки в Гнездове? Какое погребение было найдено? (Даниил Антонович Авдусин)

2. На месте какого древнего города ученые нашли во время раскопок мощный слой угля, золы? (Переяславль)

3. О чем свидетельствуют находки?

4. Как называют этот современный город? (Рязань)

5. Что сумели узнать ученые о князе Андрее Боголюбском по останкам костей в роскошной гробнице?

6. Что обнаружила осенью 1808 г. крестьянка Ларионова? (Шлем.)

– В каком веке это было? (19в.)

7. Почему история помнит Ермака? (Завоевал Сибирь, выгнал хана князя Кучума.)

– Все ли мы узнали о прошлом?
– Обо всех открытиях знаем?
– Хотели бы узнать?

III. Постановка учебной задачи.

1. Рассмотрим стр. 56.

(На интерактивной доске появляется портрет Пирогова Николая Ивановича.)

2. Чтение текста.

а) Выборочное чтение.

– За чем следил Пирогов?

б) Рассматривание скульптур на интерактивной доске.

в) С чем работал скульптор?

Показать детям гипс в колбе ,выяснить основной состав гипса (мел, известь).

На интерактивной доске появляется надпись:

Гипс -это..

г) О ком в это время думал Николай Иванович? (При ответе на вопрос дети используют иллюстрации учебника.)

1. Вопросы (на интерактивной доске).

– Кто такой Пирогов?
– Почему его заинтересовала работа скульптора?
– Зачем ему мог понадобиться гипс? Ответьте на этот вопрос в РТ с. 56. (Дети высказывают свои предположения.)

(Параллельно с ответами на вопросы) На экране появляется и информация о Пирогове. Учитель рассказывает о нем, о его деятельности во время Крымской войны 1853–1856гг.)

2. Что же происходило с людьми во время войны? (Ранения.)

– Вернемся к полезному ископаемому, за которым наблюдал Пирогов. Понаблюдайте и исследуйте свойства гипса. Во время ответа используйте памятку.

Определение свойств полезных ископаемых
  1. Назови полезное ископаемое.
  2. Выясни, какого оно цвета.
  3. Определи твердость полезного ископаемого.
  4. Определи горючесть.
  5. Определи, легче или тяжелее воды.
  6. Определи, есть ли резкий запах.
  7. Определи другие свойства полезного ископаемого (хрупкость, сыпучесть, способность пропускать воду, вязкость в воде и т.п.).
  8. Где используется полезное ископаемое?
  9. Определи состав:
    – однородное вещество,
    – монолит, состоящий из разнородных частичек,
    – разнородные частички.

Выясни у учителя или по справочнику названия частиц.

Работа в паре. (Дети рассказывают о своих наблюдениях.)

У каждой группы емкости с гипсом и поделка из гипса.

Учебная задача.

– Прочитайте вопрос на с.56 в РТ.
– Запишите свои предположения.
– Какую же задачу нам необходимо решить на занятии? (Задача урока выводится на интерактивную доску.)

Для решения каких задач Пирогов мог применить способность гипса затвердевать?

IV. Решение учебной задачи.

1. Рассмотрите на экране иллюстрацию “Госпиталь во время Крымской войны”.

а) – Как раненых доставляют в госпиталь?
– Прочитайте текст на с.60.
– Как доставить в госпиталь раненого?
– Удобно ли в бинтах доставлять пострадавшего?

б) Рассмотреть таблицу ушибов и переломов.

в) Рассмотреть гипсовые повязки (фотографии на интерактивной доске).

2. Практическая работа детей с гипсом (в группе).

а) Обсуждение.

б) Наложение гипсовой повязки.

в) Наблюдение затвердевания гипса.

– Что узнали, исследовали?

3. После ответов детей на экран выводится тема урока.

4. В годы Великой Отечественной войны гипсовая повязка Пирогова помогла советской медицине вернуть в строй многие и многие десятки тысяч раненых бойцов, благодаря которым мы завоевали победу над фашизмом.

(На интерактивной доске появляются фотографии с фрагментами ВОВ и парада Победы.)

5. Благодаря содружеству России и Башкирии (с 1557 года) открытие Пирогова приобрело огромную значимость в медицине, в результате чего наши врачи используют на протяжении уже долгого времени этот метод лечения переломов, растяжений, вывихов в своей практике. В нашем городе работают замечательные хирурги и травматологи, заслуженные врачи РБ, такие как Сергейчук, Танатаров и др. А в нашей столице врачует знаменитый хирург, наш земляк (родом из Мелеузовского района, д. Туманчино) Сахаутдинов В.Г.

V. Рефлексия. Итог урока.

– Что вы узнали на уроке?
– Чему научились на уроке?
– Могут ли знания, полученные на уроке, пригодиться в жизни?

Оцените свою работу на уроке

VI. Домашнее задание.

стр. 58–59 пересказ (Исторические сведения об ученом Н.И.Пирогове, о его профессиональной деятельности во время Турецкой войны) , стр. 60–61 прочитать правила первой доврачебной помощи.