(Учебник-тетрадь Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, 4 класс, 2 часть “Время и люди”, стр. 56–61.)
Цели и задачи:
1. Познакомить детей с событиями истории России. С достижениями естествознания через призму войны.
2. Практическое использование изученных способов представления данных.
3. Исследование свойств гипса, анализируя вместе с учениками его применение, акцентируя на героизме (исторический героизм российских воинов во время русско-турецкой войны 1854–1856гг).
4. Проведение развернутого экспериментального исследования, которое включает
в себя:
– постановку проблемы,
– выдвижение гипотез,
– проведение испытаний (исследований),
– получение результатов,
– выводы.
5. Воспитание патриотических чувств к Родине, своему краю.
6. Развитие мышления, знаний, умений.
Тип урока: постановочный урок.
Наглядность: таблицы “Ушибов и переломов”, “Наложение повязок”, интерактивная доска.
Пособия у детей: учебник-тетрадь ,гипс, гипсовая фигурка, бинт, вода, стека, кукла, таблица определения свойств полезных ископаемых.
Ход урока
I. Установка психологического контакта.
(На доску вывесить карточки с изображением эмоций человека для определения настроения школьников на начало урока У– угрюмый, В -веселый, Г – грустный.)
II. Актуализация знаний.
1) На предыдущих занятиях какие задачи нами выполнялись?
2) Что узнали? О каких открытиях читали, говорили? (Работа в паре.)
3) Фронтальный опрос:
(На интерактивной доске появляются вопросы.)
1. Кто из ученых летом 1949г. проводил раскопки в Гнездове? Какое погребение было найдено? (Даниил Антонович Авдусин)
2. На месте какого древнего города ученые нашли во время раскопок мощный слой угля, золы? (Переяславль)
3. О чем свидетельствуют находки?
4. Как называют этот современный город? (Рязань)
5. Что сумели узнать ученые о князе Андрее Боголюбском по останкам костей в роскошной гробнице?
6. Что обнаружила осенью 1808 г. крестьянка Ларионова? (Шлем.)
– В каком веке это было? (19в.)
7. Почему история помнит Ермака? (Завоевал Сибирь, выгнал хана князя Кучума.)
– Все ли мы узнали о прошлом?
– Обо всех открытиях знаем?
– Хотели бы узнать?
III. Постановка учебной задачи.
1. Рассмотрим стр. 56.
(На интерактивной доске появляется портрет Пирогова Николая Ивановича.)
2. Чтение текста.
а) Выборочное чтение.
– За чем следил Пирогов?
б) Рассматривание скульптур на интерактивной доске.
в) С чем работал скульптор?
Показать детям гипс в колбе ,выяснить основной состав гипса (мел, известь).
На интерактивной доске появляется надпись:
Гипс -это..
г) О ком в это время думал Николай Иванович? (При ответе на вопрос дети используют иллюстрации учебника.)
1. Вопросы (на интерактивной доске).
– Кто такой Пирогов?
– Почему его заинтересовала работа скульптора?
– Зачем ему мог понадобиться гипс? Ответьте на этот вопрос в РТ с. 56. (Дети
высказывают свои предположения.)
(Параллельно с ответами на вопросы) На экране появляется и информация о Пирогове. Учитель рассказывает о нем, о его деятельности во время Крымской войны 1853–1856гг.)
2. Что же происходило с людьми во время войны? (Ранения.)
– Вернемся к полезному ископаемому, за которым наблюдал Пирогов. Понаблюдайте и исследуйте свойства гипса. Во время ответа используйте памятку.
Определение свойств полезных ископаемых |
Выясни у учителя или по справочнику названия частиц. |
Работа в паре. (Дети рассказывают о своих наблюдениях.)
У каждой группы емкости с гипсом и поделка из гипса.
Учебная задача.
– Прочитайте вопрос на с.56 в РТ.
– Запишите свои предположения.
– Какую же задачу нам необходимо решить на занятии? (Задача урока выводится
на интерактивную доску.)
Для решения каких задач Пирогов мог применить способность гипса затвердевать? |
IV. Решение учебной задачи.
1. Рассмотрите на экране иллюстрацию “Госпиталь во время Крымской войны”.
а) – Как раненых доставляют в госпиталь?
– Прочитайте текст на с.60.
– Как доставить в госпиталь раненого?
– Удобно ли в бинтах доставлять пострадавшего?
б) Рассмотреть таблицу ушибов и переломов.
в) Рассмотреть гипсовые повязки (фотографии на интерактивной доске).
2. Практическая работа детей с гипсом (в группе).
а) Обсуждение.
б) Наложение гипсовой повязки.
в) Наблюдение затвердевания гипса.
– Что узнали, исследовали?
3. После ответов детей на экран выводится тема урока.
4. В годы Великой Отечественной войны гипсовая повязка Пирогова помогла советской медицине вернуть в строй многие и многие десятки тысяч раненых бойцов, благодаря которым мы завоевали победу над фашизмом.
(На интерактивной доске появляются фотографии с фрагментами ВОВ и парада Победы.)
5. Благодаря содружеству России и Башкирии (с 1557 года) открытие Пирогова приобрело огромную значимость в медицине, в результате чего наши врачи используют на протяжении уже долгого времени этот метод лечения переломов, растяжений, вывихов в своей практике. В нашем городе работают замечательные хирурги и травматологи, заслуженные врачи РБ, такие как Сергейчук, Танатаров и др. А в нашей столице врачует знаменитый хирург, наш земляк (родом из Мелеузовского района, д. Туманчино) Сахаутдинов В.Г.
V. Рефлексия. Итог урока.
– Что вы узнали на уроке?
– Чему научились на уроке?
– Могут ли знания, полученные на уроке, пригодиться в жизни?
Оцените свою работу на уроке
VI. Домашнее задание.
стр. 58–59 пересказ (Исторические сведения об ученом Н.И.Пирогове, о его профессиональной деятельности во время Турецкой войны) , стр. 60–61 прочитать правила первой доврачебной помощи.