Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; осуществлять межпредметные связи (литература, история, естествознание); развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.
Тип урока: практическая деятельность.
Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: таблицы, иллюстрации; желток, черная тушь или гуашь для грунта; бумага кисть, банка с водой и зубочистка или распарыватель (применяется в швейном деле).
Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой); репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры); методические таблицы.
Ход 1-го урока
1. Организационный момент – 0,5 мин.
2. Сообщение темы и задач урока – 0,5 мин.
3. Беседа (может быть фильм) – 15 мин.
4. Практичекая часть – 25 мин.
Ход 2-го урока:
5. Практическая часть – 10 мин.
6. Творческая работа – 30 мин.
7. Итоги урока – 5 мин.
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы: “Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир белого и черного цвета. Тема называется “Граттаж” и мы чуть позже узнаем, что это за слово, обратите внимание на доку, это слово пишется с двумя буквами “т”. Задачи нашего урока заключаются в том, чтобы развить наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой штриха, который нам пригодиться в практической работе”.
3. Беседа. “Сначала почитаем “черно-белые” загадки и стихи. В этом нам помогут ребята”. (Читают загадки.) “А вот что о черном и белом цветах мы услышим в русских народных поговорках и пословицах”. (Выходят другие ребята и читают пословицы.) “А теперь давайте рассмотрим произведения художников – графиков и ответим на вопросы:
1. С помощью, каких выразительных средств (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создает свое произведение?
2. Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. (Ответы). А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)
3.Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой? (Ответы).
Правильно, есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Графика-искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и даже сажей. Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковки) плакат графики, а в последнее время и компьютерная графика– все это разновидности.
Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называют штриховкой. Чем выполняется штриховка? Карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером”. (Показать авторские работы.)
“Какими бывают линии?” (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки (наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющиеся паузы– просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы, штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.)
3. Практическая часть. Выполнение графического упражнения. Работу можно выполнить на цветной бумаге. (Предлагается нарисовать с помощью штрихов и пятен – цыпленка или зайца, примеры работ должны быт на доске.) Во время практической работы сделать физкультминутку.
“Кто закончил работу, можно повесить на доску и посмотреть, что у нас получилось. А теперь мы перейдем к другой не мене важной работе, которую готовим ко второму уроку “Граттаж”. Для ее выполнения нам потребуется особая аккуратность, точность, и внимание”.
Сначала, необходимо загрунтовать лист бумаги или картона. Грунтовка листа выполняется в несколько этапов:
- расположить лист перед собой, отчертить сверху и снизу, слева и справа по 3–4 см, и сделать рамку;
- подготовить яичный желток или яйцо целиком, (распределить между учащимися, по рядам, на 2–3 парты, яйца принесли дети);
- загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;
- загрунтовать 2-3 раза тушью Можно цветной) или черной гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;
- высушить, (пока сохнет лист с грунтовкой дети выбирают композицию или придумывают сюжет будущего рисунка на поле рамки – карандашом).
6. Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)
“Итак, французское слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать” Это один из приемов или способов графики. Способом процарапывания пером, иглой, залитых тушью, основы для гравюры пользуются многие художники. Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах.
Используя подготовленную “основу” составляем сюжетный рисунок процарапыванием, для этого применяем распарыватель, который лежит у вас на столе, откройте колпачок, будьте очень осторожны в работе, не должно быть дырок и порезов, соблюдайте технику безопасности.
Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали на первом уроке”.
Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок.)
7. Итоги урока. (Экспресс– выставка, оценка работ, выбор лучших работ, уборка рабочих мест.)