В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле. Исторические учебники наполнены изображениями большого числа участников исторических процессов. Но кто из них действительно личность? Чаще всего личности не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Им, как и каждому человеку, присуще все, лишь в разной мере. Поэтому в современной психологии, к примеру, есть 36 признанных определений личности. Выбрать наиболее правильные из них, соответствующее науке и времени – дело учителей и учеников. Без знаний личностей знание истории не может быть полным.
Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности.
Науке известно и понятие “выдающаяся личность”, характеризующая деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. “Великий человек – писал Г.В. Плеханов – велик тем, что у него есть особенности, делающие наиболее способным для служения великим общественным нуждами своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других”.
Причины изучения исторической личности.
Каждая личность – это не просто человек сам по себе и только для себя. Большинство из них, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем и как это проявляется – вот что не всегда попадает в поле зрения учащихся, а без этого личность входит в историю только через имя, а не через деяния. Многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-то одной идеи. Одни меняли их через осознание, другие – потому, что их вынуждали это сделать, третьи – чтобы “идти в ногу” с государственной властью. Учащиеся должны выделить и дать свою оценку этой проблеме.
Исторические личности, особенно выдающиеся, попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости. Раньше Николай II был “кровавым”, теперь стал “великомученником”, святым. По возможности необходимо разобраться в таком разночтении.
Многие учащиеся часто приобретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате опроса учащихся 9–11 классов 20 областей России выяснилось, что многие из них готовы брать пример с Бендеры, Гагарина, Мавроди, Лужкова, Дон Жуана, Сталина, Казановы, Пугачевой, Наполеона, Распутина, Березовского, Онегина и Петра I. Нетрудно представить, кто вырастет из подражателей Гитлеру и ему подобных.
Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.
Вариант 1. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный подход в изучении личности.
- Запоминание фамилии и имени исторического деятеля.
- Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
- Усвоение идейно – теоретических (политических, религиозных и т. д.) платформ изучаемой личности.
- Выяснение, чьи интересы на том или ином историческом этапе данная личность выражала.
- Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Однако отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) данного аспекта в деятельности личности.
Вариант 2. Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся узнают о ком идет речь.
Оценка А.А. Безбородко, фаворита императрицы Eкатерины II.
Учитель, не называя имени Безбородко, (в тексте вместо имени проставлены многоточия), доводит до учеников высказывание о нем известных государственных деятелей России, писателей. Адам Чарторыйский: “С наружностью медведя он соединял тонкий проницательный ум и редкую сообразительность”. Федор Ростопчин: “Россия будет им гордиться”. Петр Румянцев: “…представляю Вашему Величеству алмаз в каре”.
Михаил Сперанский: “В России, в XVIII веке было только четыре гения: Меньшиков, Потемкин, Суворов и ..., но последний не имел характера”.
Николай Карамзин: “Он был хороший министр, если не великий. Вижу ум государственный, ревность, знание России... Жаль только, что не было в нем ни высокого духа, ни чистой нравственности”. Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Кто же это – алмаз в коре и гений без высокого духа?”
К тому же варианту относиться решение биографических задач. Сущность этого методического приема в следующем: учитель, не называя фамилии, дает общую справку о предстоящей для изучения личности. Ученики, изучая материал, накапливают информацию до уровня узнаваемости “кто есть кто”.
“Русский князь. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всем Египтом, по силе – с ветхозаветным Самсоном, по мужеству и военным доблестям – с древнеримским императором Веспосианом. выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д. Корин написал картину, композитор С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, поэт К.М. Симонов – поэму, режиссер С.М. Эйзенштейн – кинофильм. В его честь в 1925 г. учрежден орден в России, а в 1942 г. – в Советском Союзе. Умер на 43 году жизни. Кто обладатель столь славной биографии?”
Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя государства, реформаторов, полководцев и т.д. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов.
Оценка правящей элиты России 20 века.
Качества | Личности | ||||||
Николай | Ленин | Сталин | Хрущев | Брежнев | Горбачев | Ельцин | |
1. Сильный характер. 2. Стремление к истине. 3. Привязанность к идее 4. Умение предвидеть дальнейший ход событий. 5. Риск. 6. Импровизация, порыв, страсть, эмоции. 7. Нетерпимость и безаппеляционность. 8. Русское “авось”. |
Вариант 4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.
Русско-турецкая война 1853–1856 гг. Известный историк Т.Н. Грановский, узнав о падении Севастополя, плакал: “Будь я здоров,– писал он, – я ушел бы в милицию; без желания победы России, но с желанием умереть за нее...”. Как можно совместить боль Грановского за поражение, готовность отправиться на войну и даже умереть за победу – понятно: историк – человек высокой гражданственности, как одновременно тому же человеку можно пожелать поражение России в войне понять не просто.
Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности и т.д. Оценка А.В. Суворова. В мае 1799 г. Суворов завладел очередной крепостью. Французскому гарнизону даруется “свободный выход” (с условием, что 7 месяцев он не будет воевать). Высочайшее благородство фельдмаршала!
Оценка Николая II (на основе дневниковых записей) “Утро было солнечное и радостное. Принимал все время до завтрака, гуляли вдвоем. Читал весь вечер, получил много телеграмм” 18 октября 1905г.
Оценка Л.И. Брежнева. Выдержка из дневника (1977 г.): “был на даче – обедал, борщ из свежей капусты. Отдых был на дворе, дочитывал материалы. Смотрел хоккей сборная СССР – Швеция, итог – 4:2 в нашу пользу. Смотрел программу времени. Ужин, сон”.
Если бы это были дневниковые записи простого гражданина, выводы можно было бы не делать. Но Николай II и Брежнев – лидеры, правившие Россией один 22 года, другой – 18 лет. Учитель ставит вопросы для обсуждения: Почему Николай II и Брежнев, первые лица государства, предпочитали писать о прогулках, обедах, сне, в то время когда у одного, (Николая II) в этот момент горела земля под ногами, революция 1907 г., а другого (Брежнева) неумолимо нарастал экономический и политический кризис? Дайте характеристики царю и генсеку на основе их дневниковых записей. Поиск ответов на эти вопросы подведет учащихся к более глубокому пониманию исторических проблем.
Вариант 6. Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.
Никто – Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев не смогли предсказать 1990-е годы. Смог, пожалуй, только Л.Д. Троцкий. Прогнозируя развитие России, он в середине 1930-х годов писал: “Если бы правящую советскую касту низвергла бы буржуазная партия, она нашла бы немало готовых слуг среди нынешних ее членов. Главной задачей новой власти было бы восстановление частной собственности на средства производства. Прежде всего, было бы необходимо создать условия для выделения из слабых колхозов сильных фермеров и превращения сильных колхозов в акционерные компании”. Взяв ключевые моменты из прогнозов Троцкого, нетрудно убедиться в правильности предсказаний заклятого врага Сталина.
Вариант 7. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности. Составление биографических справок – дело не новое для школьников. Но чаще всего записи ведутся бессистемно, что затрудняет их запоминание и выделение конкретных сфер деятельности изучаемой личности. Предполагаемый вариант обработки предусматривает накопление и размещение информации по блокам, каждая из которых содержит направление жизнедеятельности личности.
В самом начале учебного года учитель ориентирует учащихся, во-первых, на глубокое изучение отдельных личностей, во-вторых, на основные направления деятельности каждого из них. Затем, от урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода в жизни личности, учащиеся вносят в соответствующие блоки новую информацию. К концу изучения конкретного периода истории у каждого ученика накапливается биографический материал, позволяющий понять личность, легко и целенаправленно использовать при необходимости данную информацию.
Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя.
Вопрос репродуктивный – требует воспроизведения готовых знаний (т.е. через память) без активной мыслительной деятельности. Эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, кем, кому и т.п. Вопросы данного типа при изучении исторической личности чаще используются, для выявления элементарных знаний, в тестах.
“Сколько лет продолжалось правление Владимира I?”
“ Куда была направлена царская семья после свержения самодержавия?”
Вопрос продуктивно-познавательный – требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинаются словами почему, в чем, докажите, обобщите, сформулируйте.
“Почему царскую семью оставили на территории России, почему их не отправили
за границу?”
“Докажите, что личные качества Петра I явились одной из причин успеха
преобразований в России”.
Вопрос проблемный – содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.
“Почему Александр Невский, одержавший блестящую победу над шведами и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из родного города этим же народом?”
Проблемная задача – дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.
При изучении исторической личности используют практическое задание – описание – один из обычных приемов, использующийся при ознакомлении с индивидуальными предметами, у которых нельзя найти очевидное отличие. В описание включают существенные и несущественные признаки. Чаще всего описанию подвергаются исторические личности. При этом соблюдается ряд требований: целенаправленность, объективность, отсутствие логически противоречивых утверждений, простота и ясность языка.
Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче.
Большое значение при изучении исторической личности имеют уроки-семинары.
Семинар-исследование: заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с компонентами научного исследования.
1-й этап – подготовительный (постановка задачи, планирование).
2-й этап – обсуждение темы. Обязательно реализация четырех функций – образовательной, воспитательной, практической и методической.
3-й этап – подведение итогов.
Семинар-“круглый стол” – в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиций и решению.
Семинар-дискуссия – в основе лежат противоречия спорные проблемы, разнообразие путей их достоверного решения, компетентность участников. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививает интерес к предмету. Формирует культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Реализация задач семинара позволяет учащимся приобрести новые знания, сверить свои ответы на вопросы с ответами товарищей, поучаствовать в дискуссии, попытаться преломить знания к окружающей действительности. Учителю – осуществить реальный контроль за эффективностью знаний у каждого ученика, оценить их методические навыки, спорить и рассуждать.
Семинар-“мозговой штурм” – Форма занятия, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждении какого-либо вопроса. Состоит из пяти основных частей, содержащих различные виды деятельности.
- Выбор темы и вопросов “штурма”.
- Организационно-методическая подготовка.
- Самостоятельная подготовка учащихся.
- Сам “штурм”.
- Обобщение результатов.
Темы и вопросы выбираются такие, которые при обычной обработке составляют для учеников сложность.
Для изучения исторической личности учащимся может быть предложен алгоритм, по которому ученик работает над сообщением, докладом, рефератом:
- годы жизни и правления;
- краткая биография;
- исторические условия, в которых происходит деятельность личности;
- основные действия, взгляды, проблемы и методы их решения;
- интересы каких слоев общества выражал;
- предшественники и последователи, положения которые показывают сходство и
различия взглядов нескольких исторических лиц;
- историческое значение данной деятельности;
- личностная оценка данной исторической личности.
Можно предложить схему построения альтернативного вопроса.
Он (она) открыл...
считал...
разработал...
продолжил...
опроверг...
доказал утверждение...
высказал предположение...
опирался на...
являлся сторонником...
“Методика полноценного сотрудничества” нацелена на более полное и качественное использование уже существующих форм обучения на основе психологически – возрастных особенностей учащихся. Урок по изучению исторической личности строиться следующим образом: учащиеся, заранее ознакомившиеся с темой и имеющие определенные знания по данной проблеме, должны составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы в ходе урока. В начале занятия обсуждаются вопросы, необходимые для раскрытия темы, отвечающие как интересам учащихся, так и требованиям учителя.
Ресурсами для изучения исторической личности служат учебное пособие, исторические и фотодокументы, иллюстрации, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернет.
При изучении исторической личности посредством применения перечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в ходе учебного процесса:
- ученики знакомятся с дополнительной справочной и научно-популярной литературой;
- позволяет подвести учеников к мысли о правомерности существования различных точек зрения, отойти от однозначных оценок личностей и событий;
- указанные методики ориентированы на развитие творческого мышления учащихся:
- качество аргументации, умение выделять главное, размышлять, давать оценку событиям и деятельности исторических личностей, сравнивать, рассуждать, доказывать и т.п.; умение ориентироваться в историческом материале, критически оценивать информацию;
- закрепляются следующие навыки и умения: запоминание, закрепление и повторение материала, умение делать выводы, развитие зрительной памяти и воображения, строить свои действия по заданному алгоритму. Все это направлено на побуждение учащихся к появлению познавательной активности;
- ученики используют накопленные знания, свой социальный опыт;
- происходит формирование и определение личностного отношения к историческим личностям и событиям. Это помогает воспитанию у школьников нравственных качеств личности, выработке собственной жизненной позиции;
- повышается удельный вес самостоятельной творческой работы учащихся, возрастает интерес к предмету.
Рекомендуемая литература:
- Ерохина М. С. Историческая личность: современные методики изучения [Текст] /М. С. Ерохина//Преподавание истории в школе . –1996./№ 6.– С.50 – 52
- История. 5–11 классы: технологии современного урока/ авт.– сост. В. В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель,2009.
- Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: практическое пособие для учителей /Короткова М. В., Студеникин М. Т., М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях [Текст]: пособие для учителей / Короткова М. В., Студеникин М. Т., М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Настольная книга учителя истории. 5–11 класс. [Текст]: /Автор – составитель М. И. Чернова. М.: Эксмо, 2008.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Селевко Г. К. М.: Народное образование. 2003.
- Степанищев А. Т. Проблемные задачи по истории России [Текст]: практическое пособие для учителей /А. Т. Степанищев – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.