"Глаголь добро". Фестиваль, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • показать родство славянских языков, обусловленное их общим происхождением от одного языка – источника, место русского языка в системе славянских языков;
  • воспитывать интерес к славянской культуре, формировать отношение к славянским языкам, как к культурной ценности;
  • формирование толерантности и уважения к ценностям культуры славянских народов;
  • оформление зала: выставка книг (русская, белорусская, украинская литература), выставка прикладного искусства славянских народов, выставка национальных костюмов славянских народов, дегустация национальных блюд. В фойе организованы игры славянских народов с небольшими призами, которые проводят скоморохи;
  • оформление сцены: сцена украшена гирляндами из воздушных шаров, на которых нарисованы старославянские буквы, в центре – плакат с изображением Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, старославянская азбука, плакат с надписью “Глаголь добро”, древнерусские книги, подсвечник, элементы славянской атрибутики (рушники, пряха, макет украинской хатки, плетень, на плетне – крынки, за плетнем – подсолнухи).

Действие 1.

Слово учителя:

Благодатная Курская земля – это щедрый кладезь духовности, несущий из недр своих нравственность и добро современному человеку. Здесь живут потомки прославленных в “ Слове” воинов, здесь, на Курской земле, батюшка Серафим Саровский впервые соприкоснулся с великой тайной Божьей милости, здесь созрело его решение встать на путь духовного подвига во имя людей. Курская земля – родина знаменитого ученика Нестора, Феодосия Печерского. Здесь, на Курской земле, была обретена икона Знамение Божьей Матери, именуемая Курская Коренная, святыня, почитаемая во всем мире. Курская земля – это поистине Живоносный источник нравственности. (Фрагмент видео с изображением храмов города Курск.)

Учитель: Очень быстротечно время… Незаметно прошел еще один учебный год, и вновь в нашу школу пришел праздник, ставший доброй традицией – праздник Славянской письменности и культуры. Сегодня это славянский фестиваль “Глаголь добро”. Каким был этот год на нашей Курской земле?

Мы встречали икону Знамение Божьей Матери, именуемую Курская коренная, святыню, почитаемую всем миром.

(Фрагмент видео : освящение Патриархом Всея Руси Кириллом храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной, значимые слова Патриарха о единении славянских народов, о том, что прошло время платы за грехи уходящего тысячелетия.)

В 2009 году Курская земля праздновала юбилей нашего земляка, знаменитого скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, основателя Международного фонда славянской письменности и культуры.

(Фрагмент видео: отрывок из фильма “Возьмите меч мой”, снятого Мосфильмом к юбилею скульптора, речь скульптора о сути славянской культуры.)

В традиции курян – строительство храмов: кафедральный Знаменский собор был построен на народные деньги в честь победы России над Наполеоном .

(Фрагмент видео.)

Вячеслав Михайлович Клыков построил церковь в родном селе Мармыжи Советского района Курской области, дабы возродить село, и в этом году, продолжая добрую традицию потомков, группа обучающихся в детском объединении “Буквица славянская” работала на восстановлении храма в селе Троицком.

На фоне слайдов звучит стихотворение инока Всеволода “В храме”, читающий зажигает свечи.

Мы молились в разрушенных храмах,
Мы по истертым книгам учили “Верую”.
Можно о нас затупить мечи,
Но нельзя убить нашу веру.

В храмах шёл снег,
В храмах сияло небо.
И апостол, даром приявший ключи,
Даром одаривал Хлебом.

Мы смотрели на рай и на попранный ад,
Согревая коленями камни.
Это было две тысячи лет назад …
Это было сегодня с нами.

Песня из репертуара Олега Газманова “Возврати себе храм”.

Ведущий 1: Извечные вопросы человеческого сознания: зачем я живу, что оставлю после себя людям…Просто доброе имя, добрый подвиг, доброе слово.

(Фрагмент из кинофильма о братьях Солунских.)

Гимн Святым Кириллу и Мелодию (исполняет школьный хор, зрителям раздаются листочки с текстом гимна).

ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН

Слава Вам, братья, славян просветители, 
Церкви Славянской Святые Отцы! 
Слава Вам, правды Христовой учители, 
Слава Вам, грамоты нашей творцы!} 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!} 2 раза

(Рассказ ведущих сопровождается показом видеофрагментов.)

Ведущий 2: Константин – философ в монашестве Кирилл, брат Мефодий… их жизненный путь закончился более 1000 лет назад и вряд ли икона, написанная в прошлом веке, даст нам понятие о том, как именно выглядели эти люди. Мы видим лишь плоды великих трудов: малую горстку букв, залог всемирной славы и причину ненависти, клокотавшей вокруг них.

Ведущий 3: Самые трудные часы жизненного странствия настали в Венеции. Собрались против них латинские епископы как вороны на сокола.

Ведущий 4: Зачем вы переводите книги для славян: только три языка достойны, чтобы на них излагались письмена: еврейский, латынь, греческий.

“Только на этих трех языках велел прибить надписи над распятием Понтий Пилат” ,– сказано в Писании.

Ведущий 1: На что Кирилл отвечал, что забота наша о славянах безгранична. Славяне жаждут книжного света.

Ведущий 2: Горе Вам, книжники Фарисея, что присвоили себе ключи к познанию.

Ведущий 3: Эти споры прервала внезапная кончина 42– летнего Кирилла, а для Мефодия противники подыскали другие ключи, от подземной тюрьмы в Баварии. Два года тьмы тому, кто нес свет.

Ведущий 4: А сердце уносило Мефодия к берегам своей далекой родины: море, солнце навсегда слились с воспоминаниями детства.

(Слова произносятся на фоне видео с Солунскими берегами.)

Ведущий 1: В течение веков в Солуни соседствовали греки и славяне друг с другом. По преданию, мать братьев была славянкой. Они выросли в мире славянских песен, легенд, преданий. Их не могло не огорчать, что могучая славянская стихия не имеет письменного воплощения.

Ведущий 2: Память книги, грамоты куда прочнее. Только язык народа, имеющий грамоту, становится бессмертным.

Ведущий 3: Константин– философ отказался от светской карьеры и отправился в уединенный монастырь, где игуменом был старший брат. В Житие Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия говорится: “И пошел на Олимп к Мефодию, начал там жить, занимаясь только книгами”.

Ведущий 4: Это не был уход от жизни, наоборот, здесь решались судьбы целых народов.

Ведущий 1: С чего начинается творение? Нужно иметь вещий слух, который сродни таланту, чтобы в потоке живой речи выявить отдельные звуки, предать ему очертания.

Ведущий 2: В 861 году Константин -философ с дипломатической миссией отправился в Хазарию, остановился в Херсонесе Таврическом, в Крыму. Здесь он нашел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. Братья творили не на пустом месте.

Ведущий 3: Император Михаил в Константинополе читает письмо Ростислава с просьбой послать учителей, которые растолковали бы веру на понятном им языке. Два учителя были посланы в земли Моравские.

Ведущий 4: Малая горстка букв, принесённая братьями, дала в ту весну первые всходы. Глаголица – имя первой азбуки.

Ведущий 1: Нет нужды объяснять значение своей азбуки, своей письменности. Это шаг к независимости. Князья и простые смертные собрались в этих стенах, чтобы услышать первое Богослужение на родном языке.

(Видео храма, где впервые было совершено Богослужение на старославянском языке.)

Кадр из фильма “ЗАВЕЩАНИЕ КИРИЛЛА” (умирающий Кирилл просит Мефодия не оставлять учение языков славянских).

Ведущий 2: Враги надеялись: один в поле не воин, плели интриги. Ученики были брошены в темницы, изгнаны из Моравии, проданы в рабство.

Ведущий 3: Казалось, всё безвозвратно погибло. Но этот подвиг никогда бы не стал известен миру, если бы не уцелела горстка учеников Кирилла и Мефодия.

Ведущий 4: В конце 10 века на берегу Днепра утвердилась новая письменная культура Древней Руси, под сводами Софии Киевской трудилась дружина переписчиков, переводчиков, опытных художников, под руками которых книга становилась сокровищем, излучающим сияние света.

Ведущий 1: Драгоценными самородками литературных шедевров украшено первое столетие древнерусской письменности: “Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона”, “Сказание о Борисе и Глебе”, “Повесть временных лет”, “Повесть временных лет”, “ Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”.

Ведущий 2: Поразительна быстрота, с которой молодая книжная культура обрела зрелость и заставила обратить на себя внимательные взоры всей Европы.

Ведущий 3: “велика же бывает польза от учения книжного, ибо это реки, наполняющие Вселенную, ибо в книгах глубина неизмеримая”.

Содружество православной молодежи исполняет Тропарь – Кондак “Святым Кириллу и Мефодию”.

Действие 2.

Учитель: национальная культура славянских народов – это волшебное зеркало, в котором отражается живое слово, песни, танцы трех братских народов; русского, украинского, белорусского, отчасти польского, которые возникли на основе единого языка и единой письменности – славянской.

ГИМН ВСЕХ СЛАВЯН

Гей, славяне, наше слово
Песней звонкой льётся
И не смолкнет, пока сердце
За народ свой бьётся.

Дух Славянский жив вовеки,
В нас он не угаснет,
Беснованье силы вражьей
Против нас напрасно.

Наше слово дал нам Бог наш,
На то Его воля!
Кто заставит нашу песню
Смолкнуть в чистом поле?

Против нас хоть весь мир, что нам,
Восставай задорно.
С нами Бог наш, кто не с нами —
Тот умрёт позорно.

Ведущий 1: (в русском национальном костюме) Русский дом всегда славился гостеприимством, умением принимать гостей. Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в других языках. Это слово – хлебосольство. С ним связаны многие обряды, его внутренняя форма нашла отражение в поверьях, пословицах, поговорках русского народа: “Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска”.

Ведущий 2: Хлеб и соль сопровождали на Руси все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы. И сегодня мы по старинному русскому обычаю приветствуем гостей нашего праздника хлебом-солью. В знак духовной пищи примите этот каравай, ведь зерно умирает, чтобы вновь возродиться.

(По сложившейся школьной традиции хлеб – соль гостям вручают первоклассники.)

Исполняется русская народная песня.

Учитель: Что же такое русская культура? Что такое Русь, её образ, сущность? Нам кажется, что это широкая и вольная, светлая и поэтичная русская душа. И как сказал поэт Глеб Горбовский, образ Руси, это:

не крыши, крытые соломой,
не труд с рассвета до зари,
не вкус слезы ее соленой,
а свет, идущий изнутри.

Танец “Русская плясовая”.

Ведущая:

То веселая, то светлая, то грустная,
Широка ты, глубока ты, песня русская.
Лучше нет тебя на свете,
Всем ты хороша,
Песня, вольная как ветер,
Русская душа.

“БАЛАЛАЙКА” (русская народная песня).

Ведущий 3: Представьте себе древнерусский город, который охраняют могучие богатыри. Сегодня у нас в гостях клуб исторической реконструкции “Хорт”. Мы увидим женский костюм 10 века, доспехи воина южной Руси 13 века, Черниговского княжества.

Презентация костюмов.

“Весенняя фольклорная”.

Действие 3.

Презентация украинской культуры (фрагмент фильма “Ночь перед Рождеством”).

(Ведущие в украинских национальных костюмах.)

Ведущий 1: Знаете ли вы, от кого ведут свой род славяне? От сокола. По-древнерусски сокол называется “рарог”. Есть версия о том, что от слова “рарог” произошло имя Рюрик. Потомки Рюрика сохранили изображение сокола в своей родовой геральдике в виде трезубца, который сейчас изображается на гербе Украины.

Ведущий 2: И сейчас, как вы догадались, мы переходим к украинской культуре. Ридна Украина. Этот образ возникает в вашем воображении, прежде всего в виде белых хаток с подсолнухами у забора, вишневых садочков, девчат и хлопцев, танцующих гопак да еще вспоминаются слова великого Н.В.Гоголя “Чуден Днепр при ясной погоде…”

Ведущий 3: Ридну Украину воспевал известный украинский поэт Т.Г.Шевченко

(Чтение стихотворения Т.Г.Шевченко на украинском языке.)

Ведущий 4: На слова Т.Г.Шевченко написано немало песен. Одну из них вы сейчас услышите.

(Звучит песня )

Ведущий 1: Большой вклад в развитие украинской литературы внесли и Леся Украинка, Олесь Гончар, Михайло Стельмах, Иван Франко и другие.

Горяча ты была, моя песня,
В эти дни, как впервые запела.
Очи ярким пылали огнем,
Пламя в сердце горело моем,
Я укрыть тебя в сердце хотела –
Только в нем тебе было бы тесно.
Горяча ты была, моя песня!
(Леся Украинка)

(Звучит песня на украинском языке.)

Сегодня у нас в гостях уникальный человек, Киреев Иван Павлович, он знает все славянские языки. Приветствуем нашего дорогого гостя.

Действие 4.

Оформление сцены: природа белорусского Полесья.

Ведущая: Знаете ли вы, откуда произошло название столицы Белоруссии – Минск? В древней Белоруссии оно звучало как Менск. Этот город возник в центре огромного рынка, на пересечении больших торговых путей, где происходил обмен товаров, денег.
Белорусская культура, язык сродни русскому и украинскому, но все, же имеет свои неповторимые особенности.
Ведущий: Певцами Земли Белорусской были белорусские поэты Янка Купала и Якуб Колас, чье творчество связано с освободительной борьбой первой русской революции. Их творчество является драгоценной сокровищницей белорусской культуры.

Сабина Иосифовна Орлова, представитель белорусской диаспоры в Курске познакомит нас с Белорусской, Польской культурой.

(Исполнение стихов, песен на белорусском и польском языках.)

Обращение руководителя детским объединением “Буквица славянская” к участникам фестиваля: Кирилл и Мефодий создали кириллицу на основе греческого алфавита. Ими было написано и переведено на славянский язык множество церковных книг. На церковно-славянском языке не написано ни одного бранного слова, потому что в то время люди понимали огромную ответственность за каждое произнесенное и написанное слово. Язык отражает и сохраняет культуру нации. Опыт истории говорит нам, что народ существует, пока жив его язык. В далёкой древности на Руси было так: монах учил отрока читать:
– Се малая буквица зовется АЗЪ. Ведаешь?
– Ведаю, отче.
Отрок изрекал АЗЪ.
– Се буквица зовется веди. Ведаешь?
– Ведаю, отче.
– А далее буквицы ГЛАГОЛЬ, ДОБРО. Ведаешь?

И всю жизнь отрок помнил завет старца: “Глаголь добро (говори добро)”. Сегодня и я призываю вас к правильной речевой деятельности, берегите наше главное достояние – самобытную славянскую речь, помните, каким трудным был путь к открытию алфавита .Пусть в вашей речи будет жить только доброе слово .

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура славянских народов корнями проросла друг в друга, дополняет и обогащает одна другую.

Ведущий 2: Наши народы должны жить в мире и дружбе, т.к. все мы происходим от одних корней.

Ведущий 3: В трудную годину и русский, и белорусский, им украинские народы всегда были вместе, вместе сражались, защищая единое славянское пространство.

(Все участники форума выходят на сцену.)

Песня “Небо славян” (можно использовать клип группы “Алиса”).

Звездопад дорог от зарниц
Грозы седлают коней,
Но над землей тихо льется покой монастырей.
А поверх седых облаков
Синь, соколиная высь
Здесь, под покровом небес мы родились.

След оленя лижет мороз,
Гонит добычу весь день,
Но стужу держит в узде дым деревень
Намела сугробов пурга,
Дочь белозубой зимы
Здесь, в окаёме снегов выросли мы.

Припев:

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит небо славян
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы
Все это наша земля, все это мы.

А за бугром куют топоры,
Буйные головы сечь.
Но инородцам кольчугой звенит русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится белая рать.
Здесь, на родной стороне, нам помирать.

Припев:

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит небо славян
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы
Все это наша земля, все это мы.