Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательная: рассказать о хозяйственной политике Петра I на фоне его внешней и внутренней политики, а также в связи с новыми европейскими экономическими теориями. Охарактеризовать экономическое состояние России в его правление. Дать представление о перестройке экономической структуры страны.
  • Развивающая: развитие аналитических способностей, навыков творческой деятельности, самостоятельной работы.
  • Воспитательная: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

Дидактические средства: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России. Конец XVI–XVIII век”. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва “Просвещение” 2009; Н.И. Павленко “Петр Первый и его время” Книга для учащихся средних и старших классов. Москва “Просвещение” 1989; карта “Россия в первой половине XVIII века”; портрет Петра I (Приложение 1); схема “Экономические реформы Петра” (Приложение 2); тесты по теме “Северная война” (Приложение 3).

План урока:

Опрос домашнего задания.

1. Фронтальный опрос по теме “Северная война”:

Какой период истории мы изучаем? (Начало XVIII в., эпоху Петра I.)

– О чем говорили на прошлом уроке? (О Северной войне.)

– Какие задачи стояли перед Россией накануне Северной войны?

– Удалось ли их решить?

– Назовите основные сражения Северной войны.

2. Выполнение теста 5 минут.

Изучение нового материала.

Эпиграф:

“Нынешняя Россия,…, Россия коммерческая,
мануфактурная. …есть произведение Петра Великого”.
М.Н.Погодин

1. Российские мануфактуры при Петре I.

– Ребята, прочтите эпиграф и скажите о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О мануфактурах.)

– Вспомните, что такое мануфактура, когда и в какой стране впервые появились? (В XVI в. в Англии.)

– Когда создаются первые мануфактуры в России? (При Алексее Михайловиче.)

– Для каких нужд строились мануфактуры в России?

Рассказ учителя.

За годы правления Петра I в российской экономике произошли поразительные изменения. Из 221 мануфактуры, которые работали в России к 1725 году, только 21 была основана до Петра. За какие-то 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз! Объем производства рос еще быстрее.

Нашим современникам Петр нередко представлялся государственным деятелем, дальновидно и целенаправленно стремившийся к превращению России в передовую индустриальную державу. С этой целью он давал различные льготы и привилегии купцам и владельцам мануфактур. Вот как показаны эти отношения в знаменитом романе А.Н. Толстого “Петр I”. По приказу царя думный дьяк читает грамоту о пожаловании купцам Бажениным права беспошлинной торговли в награду за постройку водяной лесопилки. “Долго читал дьяк. Свернул в трубку грамоту с висящей печатью, положа на ладони, подал Осипу и Федору. Приняв, братья подошли к Петру и молча поклонились в ноги… Он поднял их за плечи и обоих поцеловал…

– То дорого, что почин,– сказал он купечеству. Отыскал бегающими зрачками неизвестного никому посадского с цыганской бородой, залысым лбом. – Демидыч! Демидыч, поклонись купечеству… Никита Демидов Антуфьев – тульский кузнец. Пистолеты и ружья делает не хуже аглицких. Чугун льет, руды ищет. Да крылья у него коротки. Поговорите с ним, купцы, подумайте. А я ему друг. Надо – земли пожалуем и деревеньки. Демидыч, кланяйся, кланяйся, я за тебя поручусь”.

Выступление ученика об основателе династии Демидовых – 3 минуты (опережающее задание).

А теперь посмотрите на карту “Россия в первой половине XVIII века” и постарайтесь определить, где и какие мануфактуры возникали. (Учащиеся, используя только “легенду карты” отвечают на вопрос, показывая на карте, где возникали металлургические и металлообрабатывающие заводы и текстильные мануфактуры).

Мануфактуры в России были большие и маленькие, государственные и частные. Там работали наемные работники (посадские ремесленники, крестьяне, дети солдат и матросов). Источники наемной силы были ограничены. К предприятиям стали “приписывать” для работы большие группы крестьян. В 1721 году был издан указ о разрешении покупки к предприятиям крепостных крестьян.

Мануфактуры приносили неплохой доход в казну государства. Также для пополнения казны в 1710 году по указу царя вместо налога со двора была введена подушная подать. Ею должны облагаться только мужчины (“мужская душа”). Таким образом, Петр провел налоговую реформу.

2. Развитие российской торговли.

Особое внимание Петр I уделял торговле, особенно внешней.

– Какой новый порт получила Россия в результате Северной войны? (Петербург.)

– В России чаще использовали водные пути. Почему? (Дороги плохие, а рек много и этот путь дешевле.)

– Петр стремился добиться превышения экспорта, т.е. вывоза отечественных товаров над импортом, т.е. ввозом заграничных товаров. Почему? (Если вопрос вызвал затруднение, то можно обратиться к учебнику & 16, пункт “Торговля”.)

Одновременно вводились высокие пошлины на те заграничные товары, которые составляли конкуренцию русским мануфактурным изделиям. Такая политика благоприятствовала развитию русской промышленности. Подобные меры покровительства отечественной промышленности и торговли составляли сущность политики меркантилизма.

Обратимся к словарю, найдите определения “меркантилизм” и “протекционизм”.

3. Краеведческий материал.

Немало неприятностей принес сельскому населению Нижегородского края указ об обязательном увеличении вдвое ширины холста, выделываемого на домашних станках. Льняной холст и полотно скупались внутри страны и вывозились за рубеж. Заграница требовала широкого полотна, а Петр был заинтересован в экспорте. Однако в тесных крестьянских избах станок двойной ширины чаще всего не умещался в простенке между углом и окном, т.е. на месте, которое мог отвести ему, не стесняя себя, хозяин жилья. Широкий станок требовал особого, светлого помещения, выстроить которое в большинстве случаев было крестьянам не под силу.

Результатом петровского указа явилось сильное сокращение крестьянского ткачества и нехватка сурового полотна – даже для собственного употребления. (3)

Итоги экономического развития учащиеся рассматривают самостоятельно и делают вывод.

4. Закрепление.

Игра “Продолжи рассказ…”

Несмотря на серьезные перемены в российской экономике в XVII веке, она продолжала отставать от ведущих европейских стран. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения…(продолжают учащиеся).

Должны быть использованы понятия: мануфактура, протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать.

Список литературы.

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. “История России. Конец XVI–XVIII век”. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва “Просвещение”. 2009.
  2. Н.И. Павленко. “Петр Первый и его время” Книга для учащихся средних и старших классов. Москва “Просвещение”. 1989.
  3. Т.И. Сапожникова. “Реформы Петра Великого и их значение”. История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, № 32, 1998 г. (краеведческий материал).
  4. Интернет ресурсы (портрет Петра I, схема “Экономические реформы Петра”).