Педагог не только учит и воспитывает, но и развивает потребность к самостоятельной работе, вдохновляет на удовлетворение познавательного интереса.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет
только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись
копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”.
Л.Н.Толстой
Процессы, происходящие в современном обществе, внедрение новых технологий предъявляет к выпускникам школ все более высокие требования. Выпускник сегодня – это не просто исполнитель, а личность, обладающая критическим и нестандартным мышлением, умеющая самостоятельно находить, обрабатывать информацию, а так же приобретать необходимые знания. Мы считаем, что развитие творческих способностей учащихся является одной из важнейших целей современного образования. Учебная деятельность опирается одновременно и на воображение, и на опыт человека, поэтому именно в старших классах учащиеся в большей степени подготовлены к творчеству.
Один из ведущих принципов современной психологии – принцип развития способностей человека в процессе деятельности, поэтому развитие познавательных, творческих способностей учащихся осуществляется только в результате организации их активной деятельности. А значит, основная задача учителя – не просто грамотно и четко объяснить материал, а создать условия для реализации творческих способностей учеников.
Новые информационные технологии расширяют творческие возможности как учителя, так и ученика. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.
Стереометрия – практически единственный раздел школьной математики, который демонстрирует возможности ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у учащихся, повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации.
Мультимедийные презентации эффективны на любом уроке. Они позволяют сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Компьютер позволяет вносить элемент новизны при решении задач, делает процесс работы наглядным, позволяет учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (что не позволяет обычная доска). Урок эффективен своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию и повышению творческих способностей учащихся. Применение компьютерной слайдовой презентации вместо традиционных плакатов, рисунков при предъявлении нового материала на уроках позволяет осуществить принцип индивидуализации, который является важнейшим компонентом самостоятельной работы учащихся в старших классах, обеспечивает прочное усвоение материала всеми обучающимися с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Таким образом, выполняя презентации по какой-то теме, учащиеся решают несколько образовательных проблем: повышение мотивации к изучению как геометрии, так и информатики, расширят возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, самостоятельное осуществление поиска необходимого учебного материала, самостоятельный анализ и исправление ошибок, корректировка своей деятельности, качественное усвоение наиболее трудных тем стереометрии.
Интегрированные уроки информатики и математики наглядно демонстрируют учащимся, что учебные предметы не существуют независимо друг от друга в школьном развивающемся информационном пространстве. А знания, полученные на уроках по одному предмету, можно успешно применять и развивать на уроках по другому предмету. Такая форма интеграции математики и информатики способствует успешной творческой реализации личности и учителя, и ученика. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог не только учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе, вдохновляет на удовлетворение познавательного интереса, создает условия для формирования мотивации учащихся, развитию и реализации творческих способностей.
(Иллюстрации к статье взяты из презентаций, подготовленных к урокам геометрии).