Использование ИКТ для повышения качества образования младших школьников

Разделы: Начальная школа


Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. В своей педагогической деятельности выделяю шесть направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:

- составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения,

- создание методических копилок:

  • "Работа с родителями",
  • "Воспитательная работа",
  • "Методические материалы по русскому языку",
  • "Методические материалы по математике",
  • "Разработка педагогического лектория для родителей 1-4 классы",
  • "Мониторинг по русскому языку 1-4 классы",
  • "Мониторинг по математике 1-4 классы",
  • "Разработки классных часов для учащихся начальной школы",
  • "Копилка уроков-презентаций по русскому языку, математике и окружающему миру".

Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

Второе направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся.

Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения ИКТ, которые обладают мультимедийностью. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип урока. На уроке изучения нового русского языка, математики, окружающего мира использую компьютер как демонстрационный материал, компьютерные энциклопедии и интернет для получения информации по теме, компьютерные программы для создания проблемной ситуации и первичного закрепления.

На уроках закрепления использую компьютер для организации самоконтроля учащихся, компьютерные программы и учебные игры для отработки навыка, для организации индивидуальной работы учащихся.

На уроках контроля использую компьютер для организации контроля и самоконтроля учащихся, развития творческих способностей.

Включение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ - является третьим направлением.

Четвертое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий - дистанционное образование учащихся начальных классов.

Для себя выделила возможные направления использования ДО на начальной ступени обучения: работа с одаренными детьми, часто болеющими детьми, а также системы работы во время актированных дней для всех учащихся.

Учащиеся принимают участие в интеллектуально-творческом проекте

"Познание и творчество", во Всероссийских конкурсах "Человек и природа.", "Золотое руно"; участвовали во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ "Я помню! Я горжусь!", посвященном 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; городской викторине "Военная тайна", посвященной празднованию 65-летию Победы российского народа в Великой Отечественной войне; городской краеведческой викторине имени Ф.Я.Показаньева,посвященной 10-летию ввода в эксплуатацию автодорожного моста через Обь.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

Во Всероссийском электронном издании "ЗавучИНФО" представлена моя методическая разработка урока с презентацией, свидетельство о публикации серия А №000641/2009.

Выступила на городском семинаре "Формирование информационной компетенции на уроках истории, обществознания, экономики, географии, окружающего мира" в условиях деятельности опорного образовательного учреждения по направлению "Информатизация общего и дополнительного образования" с опытом работы по теме "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе".

С целью повышения уровня своей квалификации я прошла курсы профессиональной подготовки:

- "Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы", Педагогический университет "Первое сентября", г. Москва, 2009г., удостоверение №311373 - 12006 (дистанционно);

- "Активные методы обучения", Международный Институт Развития "ЭкоПро" факультет "Реформа образования", г. Петрозаводск, 2010г., свидетельство б\н (дистанционно);

- "Технология интерактивного обучения", Международный Институт Развития "ЭкоПро" факультет "Реформа образования", г. Петрозаводск, 2010г., свидетельство б\н (дистанционно).

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования самоконтроля у младших школьников;
  • повышения уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникативной компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.

А теперь хотелось бы рассмотреть этот вопрос на примере урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин) по теме: Органы чувств.

Тип урока: урок-поиск. (слайд 2)

Цели:

  • Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
  • Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;
  • Воспитание бережного отношения к своему организму.

Основной метод обучения: исследование органов чувств.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.

Оборудование:

- компьютер,

- телевизор,

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- карточки:

  • Изображение глаза;
  • Изображение уха;
  • Задание на внимательность;
  • Глаза - орган зрения;
  • Уши - орган слуха;
  • Язык - орган вкуса;
  • Нос - орган обоняния;
  • Кожа - орган осязания;

- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;

- для 1 опыта: мяч;

- для 2 опыта: лист бумаги; 2 стакана с водой;

- для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);

- для 4 опыта: духи;

- для 5 опыта: мяч, лист бумаги, ложка, кубик.

Организационный момент. (слайд 3)

Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей.

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? ( "Человек и его здоровье")

- Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и мышцам)

- При помощи каких органов происходит дыхание? (при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания. (носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества? (органам пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения (полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Какую функцию выполняют органы кровообращения? (кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробы)

- Перечислите органы кровообращения? (сердце и кровеносные сосуды)

- Какие функции выполняет кожа? (защита, чувствительная (боль, давление, тепло, холод), выделительная (кожное сало, пот), терморегулятор)

- О чем можно узнать по состоянию кожи?

- Как надо заботиться о коже?

- А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир? (ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать:)

- Все ли согласны?

- У кого другое мнение?

- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?

- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?

(органы чувств)

Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире

Работа по теме урока.

Беседа о глазах - органе зрения.

- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)

- Какой он формы?

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)

- Глаза - орган зрения (слайд 4)

- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)

- Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откройте учебник на странице 43 и прочитайте материал учебника.

- Поработайте в парах: в печатной тетради в задании №31 вам нужно подписать строение глаза.

(ученики работают в парах)

(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере) (приложение 1)

- Кто готов?

- Давайте проверим, из предложенных вариантов выбрать подходящие и прикрепить на доску.

(учитель открывает маленькие карточки, помещенные на обратной стороне доски, на которых написано: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица)

- Какие слова остались не помещёнными на доску?

(хрусталик, сетчатка, зрительный нерв)

- Почему? (находятся внутри глаза)

- Какую функцию выполняют части глаза?

- Благодаря чему человек может видеть?

(чувствительным нервным волокнам, расположенным на сетчатке)

- А теперь небольшое задание на внимательность:

рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

а) какие линии кривые?

б) у какой вазы шире основание?

в) какая линия длиннее?

(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради) (приложение 2)

- Почему так решили?

- Как можно себя проверить?

- Неужели вас глаза обманули?

- На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться.

Как беречь зрение с. 45

- Как нужно охранять зрение?

- Что нельзя делать, чтобы не навредить друг другу?

- Если все-таки глаза оказались поврежденными, немедленно обращайтесь к врачу.

2) Беседа об ушах - органе слуха.

- Проведём следующий опыт: закройте глаза.

(учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло?

- Продолжаем опыт.

(учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?

- Продолжаем опыт.

(учитель переливает воду)

- Что произошло?

- Как вы догадались? (услышали)

- Какой орган вам в этом помог? (уши)

- Уши - орган слуха (слайд 5)

- Что различаем, благодаря органу слуха?

(звуки, речь, голоса)

- Каким был бы мир без звуков?

- А знаете ли вы, как устроено ухо?

- Откройте страницу 46 и прочитайте материал учебника.

(читают хорошо читающие ученики)

- Из каких частей состоит ухо?

- Поработайте в парах с №33 в печатной тетради и укажите цифрами части органа слуха.

(ученики работают в парах)

- Кто закончил работу?

- Покажите свой ответ на картинке у доски.

(выходит ученик и показывает результаты работы на картинке, которая помещена учителем на доску) (приложение 3)

- Только ли слышать помогает орган слуха?

(помогает сохранять равновесие)

- Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?

(благодаря нервным окончаниям)

Физкульминутка.

Игра "Отгадай, чей голосок". (слайд 6)

Сначала выбирается водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором говорит слова:

Ну-ка дружно встанем в круг,
Повернемся разом вдруг
И как скажем:
- Скок, скок, скок!
Отгадай, чей голосок?

- А слова "скок, скок, скок" говорит только тот, на кого я покажу. Водящий должен угадать, кто говорит.

Игра повторяется несколько раз.

Беседа о языке - органе вкуса.

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?

(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

(отвечает)

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит?

(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

- Язык - орган вкуса (слайд 7)

Беседа о носе - органе обоняния

- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов)

(вызывается ученик)

- Какие у тебя возникли ощущения?

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)

- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

- Нос - орган обоняния. (слайд 8)

Беседа о коже - органе осязания.

- Проведём последний опыт.

(вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

(кожа)

- Кожа - орган осязания. (слайд 9)

Работа по учебнику (по рядам).

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь?

- На основе чего мы можем сделать вывод, что ваши предположения верны?

(прочитать в учебнике и проверить наши предположения)

- Откройте учебник на странице 48, 1 ряд прочитает 1 абзац, 2 ряд - 2 абзац, 3 ряд - 3 абзац.

- Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.

(благодаря нервным окончаниям на языке, на слизистой поверхности носа, на коже)

- Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?

- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?

- А если кожа перестала быть органом осязания?

- А если нос перестал быть органом обоняния?

IV. Итог. (слайд 9)

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

- Какие органы чувств есть у человека?

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

- Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?

(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

V. Домашнее задание.

Прочитать материал об органах чувств на с.42-49.

Презентация.