Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. В своей педагогической деятельности выделяю шесть направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:
- составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения,
- создание методических копилок:
- "Работа с родителями",
- "Воспитательная работа",
- "Методические материалы по русскому языку",
- "Методические материалы по математике",
- "Разработка педагогического лектория для родителей 1-4 классы",
- "Мониторинг по русскому языку 1-4 классы",
- "Мониторинг по математике 1-4 классы",
- "Разработки классных часов для учащихся начальной школы",
- "Копилка уроков-презентаций по русскому языку, математике и окружающему миру".
Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.
Второе направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся.
Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения ИКТ, которые обладают мультимедийностью. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип урока. На уроке изучения нового русского языка, математики, окружающего мира использую компьютер как демонстрационный материал, компьютерные энциклопедии и интернет для получения информации по теме, компьютерные программы для создания проблемной ситуации и первичного закрепления.
На уроках закрепления использую компьютер для организации самоконтроля учащихся, компьютерные программы и учебные игры для отработки навыка, для организации индивидуальной работы учащихся.
На уроках контроля использую компьютер для организации контроля и самоконтроля учащихся, развития творческих способностей.
Включение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ - является третьим направлением.
Четвертое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий - дистанционное образование учащихся начальных классов.
Для себя выделила возможные направления использования ДО на начальной ступени обучения: работа с одаренными детьми, часто болеющими детьми, а также системы работы во время актированных дней для всех учащихся.
Учащиеся принимают участие в интеллектуально-творческом проекте
"Познание и творчество", во Всероссийских конкурсах "Человек и природа.", "Золотое руно"; участвовали во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ "Я помню! Я горжусь!", посвященном 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; городской викторине "Военная тайна", посвященной празднованию 65-летию Победы российского народа в Великой Отечественной войне; городской краеведческой викторине имени Ф.Я.Показаньева,посвященной 10-летию ввода в эксплуатацию автодорожного моста через Обь.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.
Во Всероссийском электронном издании "ЗавучИНФО" представлена моя методическая разработка урока с презентацией, свидетельство о публикации серия А №000641/2009.
Выступила на городском семинаре "Формирование информационной компетенции на уроках истории, обществознания, экономики, географии, окружающего мира" в условиях деятельности опорного образовательного учреждения по направлению "Информатизация общего и дополнительного образования" с опытом работы по теме "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе".
С целью повышения уровня своей квалификации я прошла курсы профессиональной подготовки:
- "Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы", Педагогический университет "Первое сентября", г. Москва, 2009г., удостоверение №311373 - 12006 (дистанционно);
- "Активные методы обучения", Международный Институт Развития "ЭкоПро" факультет "Реформа образования", г. Петрозаводск, 2010г., свидетельство б\н (дистанционно);
- "Технология интерактивного обучения", Международный Институт Развития "ЭкоПро" факультет "Реформа образования", г. Петрозаводск, 2010г., свидетельство б\н (дистанционно).
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования самоконтроля у младших школьников;
- повышения уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникативной компетенции;
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.
А теперь хотелось бы рассмотреть этот вопрос на примере урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин) по теме: Органы чувств.
Тип урока: урок-поиск. (слайд 2)
Цели:
- Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
- Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;
- Воспитание бережного отношения к своему организму.
Основной метод обучения: исследование органов чувств.
Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.
Оборудование:
- компьютер,
- телевизор,
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- карточки:
- Изображение глаза;
- Изображение уха;
- Задание на внимательность;
- Глаза - орган зрения;
- Уши - орган слуха;
- Язык - орган вкуса;
- Нос - орган обоняния;
- Кожа - орган осязания;
- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;
- для 1 опыта: мяч;
- для 2 опыта: лист бумаги; 2 стакана с водой;
- для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
- для 4 опыта: духи;
- для 5 опыта: мяч, лист бумаги, ложка, кубик.
Организационный момент. (слайд 3)
Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей.
- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? ( "Человек и его здоровье")
- Благодаря чему происходит движение организма? (благодаря скелету и мышцам)
- При помощи каких органов происходит дыхание? (при помощи органов дыхания)
- Перечислите органы дыхания. (носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)
- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества? (органам пищеварения)
- Перечислите органы пищеварения (полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Какую функцию выполняют органы кровообращения? (кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробы)
- Перечислите органы кровообращения? (сердце и кровеносные сосуды)
- Какие функции выполняет кожа? (защита, чувствительная (боль, давление, тепло, холод), выделительная (кожное сало, пот), терморегулятор)
- О чем можно узнать по состоянию кожи?
- Как надо заботиться о коже?
- А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир? (ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать:)
- Все ли согласны?
- У кого другое мнение?
- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?
- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?
(органы чувств)
Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире
Работа по теме урока.
Беседа о глазах - органе зрения.
- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)
- Какой он формы?
- Какого размера?
- Какого цвета?
- Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)
- Глаза - орган зрения (слайд 4)
- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)
- Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откройте учебник на странице 43 и прочитайте материал учебника.
- Поработайте в парах: в печатной тетради в задании №31 вам нужно подписать строение глаза.
(ученики работают в парах)
(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере) (приложение 1)
- Кто готов?
- Давайте проверим, из предложенных вариантов выбрать подходящие и прикрепить на доску.
(учитель открывает маленькие карточки, помещенные на обратной стороне доски, на которых написано: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица)
- Какие слова остались не помещёнными на доску?
(хрусталик, сетчатка, зрительный нерв)
- Почему? (находятся внутри глаза)
- Какую функцию выполняют части глаза?
- Благодаря чему человек может видеть?
(чувствительным нервным волокнам, расположенным на сетчатке)
- А теперь небольшое задание на внимательность:
рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
а) какие линии кривые?
б) у какой вазы шире основание?
в) какая линия длиннее?
(данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради) (приложение 2)
- Почему так решили?
- Как можно себя проверить?
- Неужели вас глаза обманули?
- На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться.
Как беречь зрение с. 45
- Как нужно охранять зрение?
- Что нельзя делать, чтобы не навредить друг другу?
- Если все-таки глаза оказались поврежденными, немедленно обращайтесь к врачу.
2) Беседа об ушах - органе слуха.
- Проведём следующий опыт: закройте глаза.
(учитель хлопает в ладоши)
- Что произошло?
- Продолжаем опыт.
(учитель рвёт бумагу)
- Что произошло сейчас?
- Продолжаем опыт.
(учитель переливает воду)
- Что произошло?
- Как вы догадались? (услышали)
- Какой орган вам в этом помог? (уши)
- Уши - орган слуха (слайд 5)
- Что различаем, благодаря органу слуха?
(звуки, речь, голоса)
- Каким был бы мир без звуков?
- А знаете ли вы, как устроено ухо?
- Откройте страницу 46 и прочитайте материал учебника.
(читают хорошо читающие ученики)
- Из каких частей состоит ухо?
- Поработайте в парах с №33 в печатной тетради и укажите цифрами части органа слуха.
(ученики работают в парах)
- Кто закончил работу?
- Покажите свой ответ на картинке у доски.
(выходит ученик и показывает результаты работы на картинке, которая помещена учителем на доску) (приложение 3)
- Только ли слышать помогает орган слуха?
(помогает сохранять равновесие)
- Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?
(благодаря нервным окончаниям)
Физкульминутка.
Игра "Отгадай, чей голосок". (слайд 6)
Сначала выбирается водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором говорит слова:
Ну-ка дружно встанем в круг,
Повернемся разом вдруг
И как скажем:
- Скок, скок, скок!
Отгадай, чей голосок?
- А слова "скок, скок, скок" говорит только тот, на кого я покажу. Водящий должен угадать, кто говорит.
Игра повторяется несколько раз.
Беседа о языке - органе вкуса.
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)
- Какая вода находится в каждом из стаканов?
(отвечает)
- Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?
- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.
- Что происходит?
(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)
- Почему так произошло?
- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.
- Язык - орган вкуса (слайд 7)
Беседа о носе - органе обоняния
- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов)
(вызывается ученик)
- Какие у тебя возникли ощущения?
- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)
- А какой орган помог тебе почувствовать запах?
- Нос - орган обоняния. (слайд 8)
Беседа о коже - органе осязания.
- Проведём последний опыт.
(вызывается ученик)
- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.
- Правильно ли он определил?
- Какой орган чувств помог определить предметы?
(кожа)
- Кожа - орган осязания. (слайд 9)
Работа по учебнику (по рядам).
- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь?
- На основе чего мы можем сделать вывод, что ваши предположения верны?
(прочитать в учебнике и проверить наши предположения)
- Откройте учебник на странице 48, 1 ряд прочитает 1 абзац, 2 ряд - 2 абзац, 3 ряд - 3 абзац.
- Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.
(благодаря нервным окончаниям на языке, на слизистой поверхности носа, на коже)
- Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?
- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?
- А если кожа перестала быть органом осязания?
- А если нос перестал быть органом обоняния?
IV. Итог. (слайд 9)
- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
- Какие органы чувств есть у человека?
- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
- Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)
V. Домашнее задание.
Прочитать материал об органах чувств на с.42-49.