Народно-сценический танец. Дополнительная образовательная адаптированная программа. 10–14 лет

Разделы: Музыка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию  учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся  вырабатываются такие качества как  трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

  • целенаправленность учебного процесса,
  • систематичность и регулярность занятий,
  • постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
  • строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.

В зависимости от требований современного хореографического искусства
образовательная программа периодически пересматривается и пополняется новыми движениями.

Цели:

  • формирование устойчивого интереса к предмету «НСТ».
  • развитие свободной творческой личности учащегося,
  • укрепление здоровья,
  • сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
  • подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
  • воспитание трудолюбия,
  • воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

  • всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,
  • развитие техники,
  • развитие координации, пластики,
  • развитие артистичности,
  • усвоение стиля и манеры исполнения танцев разных народов,
  • развитие ритма.

Образовательная программа «Народно-сценический танец» состоит из 3-х разделов.

  1. Экзерсис у палки.
  2. Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
  3. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.

Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.

I РАЗДЕЛ. ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ

Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый  урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 900, большие броски.

Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата.

В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.

II РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КОМБИНАЦИИ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

III РАЗДЕЛ. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ, ПОСТРОЕННЫМИ НА МАТЕРИАЛЕ ТАНЦЕВ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.

Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.

Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.

Данная программа рассчитана на 4 года. 1-2 год обучения – по 2 часа  в неделю,  3-4 год обучения – по 3 часа  в неделю.

Формы  контроля. На 2-м и 3-м году обучения в конце 1 и 3 четверти –  контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.

На 1-м и 4-м году обучения – в первом полугодии открытый контрольный урок. В конце года 1 года обучения – переводной экзамен, 4 год обучения – выпускной экзамен является основной формой итоговой аттестации. Экзамен проходит по требованиям, соответствующим программному материалу.

Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;

Знать:

  • терминологию народно-сценического танца,
  • метроритмические раскладки исполнения движения,
  • особенности и традиции изучаемых народностей.

Владеть:

  • культурой исполнения,
  • хореографической памятью,
  • техникой движения.

Уметь:

  • передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских и польских танцев,
  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).

Календарный план

Год обучения Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 2 часа или 1 час 1 раз или 2 раза 2 68
2 2 часа или 1 час 1 раз или 2 раза 2 68
3 1,5 часа 2 раза 3 102
4 1,5 часа 2 раза 3 102

Изучение данного предмета начинается с 4  класса (примерно с 10-11 лет). Урок проводится в форме группового занятия (на 10 – 12 человек). Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики) или раздельным (состав учебных групп мальчиков допускается до 4-х человек).

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Наименование разделов, тем

Количество часов

1 год
4 класс
2 год
5 класс
3 год
6 класс
4 год
7 класс
1 Экзерсис у палки 19 30 50,5 50,5
2 Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала 39 25 26 16
3 Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов. 10 13 25,5 35,5
  Всего: 68 68 102 102
  Итого:

340

Рекомендуемая методическая литература.

  1. Богаткова Л. Хоровод друзей.– М: Детиздат, 1957.
  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2005.
  4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос, 2004.
  5. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 1999.
  6. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Второй год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 2004.
  7. Звягин Д.Е. Белорусские народные танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
  8. Звягин Д.Е. Венгерский  народный танец: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
  9. Звягин Д.Е. Польские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2000.
  10. Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2003.
  11. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М, 1954.

Материально-техническое оснащение выполнения ОП:

  • хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами,
  • баян, фортепиано), нотный материал,
  • аудио-, видеотехника, фонотека,
  • помещение для переодевания,
  • танцевальная обувь,
  • сценические костюмы,
  • помещение для хранения костюмов,
  • возможность использования сцены для репетиций и выступлений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ