ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса,
- систематичность и регулярность занятий,
- постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
- строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
В зависимости от требований современного
хореографического искусства
образовательная программа периодически
пересматривается и пополняется новыми
движениями.
Цели:
- формирование устойчивого интереса к предмету «НСТ».
- развитие свободной творческой личности учащегося,
- укрепление здоровья,
- сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
- подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
- воспитание трудолюбия,
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,
- развитие техники,
- развитие координации, пластики,
- развитие артистичности,
- усвоение стиля и манеры исполнения танцев разных народов,
- развитие ритма.
Образовательная программа «Народно-сценический танец» состоит из 3-х разделов.
- Экзерсис у палки.
- Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
- Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.
I РАЗДЕЛ. ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ
Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 900, большие броски.
Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата.
В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.
II РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КОМБИНАЦИИ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
III РАЗДЕЛ. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ, ПОСТРОЕННЫМИ НА МАТЕРИАЛЕ ТАНЦЕВ РАЗНЫХ НАРОДОВ
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.
Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.
Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.
Данная программа рассчитана на 4 года. 1-2 год обучения – по 2 часа в неделю, 3-4 год обучения – по 3 часа в неделю.
Формы контроля. На 2-м и 3-м году обучения в конце 1 и 3 четверти – контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.
На 1-м и 4-м году обучения – в первом полугодии открытый контрольный урок. В конце года 1 года обучения – переводной экзамен, 4 год обучения – выпускной экзамен является основной формой итоговой аттестации. Экзамен проходит по требованиям, соответствующим программному материалу.
Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;
Знать:
- терминологию народно-сценического танца,
- метроритмические раскладки исполнения движения,
- особенности и традиции изучаемых народностей.
Владеть:
- культурой исполнения,
- хореографической памятью,
- техникой движения.
Уметь:
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских и польских танцев,
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).
Календарный план
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 2 часа или 1 час | 1 раз или 2 раза | 2 | 68 |
2 | 2 часа или 1 час | 1 раз или 2 раза | 2 | 68 |
3 | 1,5 часа | 2 раза | 3 | 102 |
4 | 1,5 часа | 2 раза | 3 | 102 |
Изучение данного предмета начинается с 4 класса (примерно с 10-11 лет). Урок проводится в форме группового занятия (на 10 – 12 человек). Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики) или раздельным (состав учебных групп мальчиков допускается до 4-х человек).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
|||
1 год 4 класс |
2 год 5 класс |
3 год 6 класс |
4 год 7 класс |
||
1 | Экзерсис у палки | 19 | 30 | 50,5 | 50,5 |
2 | Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала | 39 | 25 | 26 | 16 |
3 | Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов. | 10 | 13 | 25,5 | 35,5 |
Всего: | 68 | 68 | 102 | 102 | |
Итого: | 340 |
Рекомендуемая методическая литература.
- Богаткова Л. Хоровод друзей.– М: Детиздат, 1957.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2005.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос, 2004.
- Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 1999.
- Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Второй год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 2004.
- Звягин Д.Е. Белорусские народные танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
- Звягин Д.Е. Венгерский народный танец: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
- Звягин Д.Е. Польские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2000.
- Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2003.
- Ткаченко Т.С. Народный танец. – М, 1954.
Материально-техническое оснащение выполнения ОП:
- хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами,
- баян, фортепиано), нотный материал,
- аудио-, видеотехника, фонотека,
- помещение для переодевания,
- танцевальная обувь,
- сценические костюмы,
- помещение для хранения костюмов,
- возможность использования сцены для репетиций и выступлений.