Чем больше человек знает,
тем больше ему знать хочется.
Пословица
Особенности современной образовательной ситуации, социокультурные изменения обострили противоречия и выявили в методической работе ряд проблем, которые актуальны для многих школ. Одна из главных проблем - создание личностно-ориентированной модели методической работы, которая обеспечивала бы реальную помощь учителям, классным руководителям, воспитателям в развитии их мастерства, необходимого для современного педагога. Именно эта проблема потребовала изменений в организации методической работы в нашем Устьянском районе.
В Программе развития образования МО «Устьянский муниципальный район» на 2008-2012 г.г. определены приоритеты развития образования. Решение задач данной Программы реализуется через проекты, одним их которых является проект «Муниципальная методическая служба» Основное направление этого проекта - организация методической работы через школьные (образовательные) округа.
Устьянский школьный (образовательный) округ (далее Устьянский округ) организован с марта 2009 г.
Составили структурно-функциональную модель Устьянского округа
Определили приоритеты в научно-методической работе округа:
- Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений.
- Создание единого информационного пространства округа.
- Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение учащихся в образовательных учреждениях.
- Методическое сопровождение и поддержка инновационных процессов и экспериментальной работы.
- Содействие в выполнении целевых программ образования и воспитания.
Для качественной работы была создана нормативно-правовая база (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).
Для координации действий составляется циклограмма работы округа (приложение 5)
Развитие и постоянное совершенствование содержания образования, предполагающее освоение новых идей находит отражение в формах методической рабаты, как коллективных, так и индивидуальных:
- тематические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (сообщение с практическим показом на уроках и внеклассных мероприятиях)
- обсуждение и оценка авторского планирования;
- педагогические чтения, научно-практические конференции;
- окружные педагогические советы;
- конкурсы по направлениям методической работы;
- разработка мониторинговых заданий по предмету;
- диспуты, дискуссии, дебаты;
- разнообразные выставки;
- обсуждение новейших современных методик, технологий и рекомендации к их распространению и внедрению;
Методический совет округа координирует методическую работу в округе, аккумулирует новые, передовые идеи и претворяет их в жизнь. На заседаниях методического совета рассматриваются вопросы:
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- для чего и какой открытый урок нужен в школе?
- методика проведения мастер-класса;
- пути повышения эффективности обучения;
- освоение современных технологий обучения и воспитания;
- практикум по организации работы мультимедийного кабинета;
- утверждение различных положений (приложение 6);
- как провести фестиваль идей и инноваций «Грани таланта»;
- УМК в школах округа и др.;
Научно-методический совет планирует и готовит окружные мероприятия:
- конкурс «Наши педагогические инициативы» (приложение 7)
- окружные педсоветы (приложение 8)
Традиционной формой коллективной методической работы являются методические объединения и творческие группы. На базе округа работают ОМО учителей начальных классов, ОМО учителей математики, физики и информатики, ОМО учителей естественного цикла, творческая группа учителей иностранного языка и творческая группа классных руководителей. В планах работы данных профессиональных сообществ вопросы методики, анализ программ и УМК, открытые уроки и мероприятия, мастер-классы (приложение 9)
На базе Устьянского округа проводится районный заочный конкурс «Лучшая разработка внеклассного мероприятия по предмету», «Лучший учитель школьного округа», ежегодная конференция педагогов района, научно-исследовательская конференция школьников «Юность Устьи».
Для развития у учащихся познавательных и интеллектуальных способностей и привития навыков к исследовательской деятельности каждый год проводим окружной День Науки, в программе которого научно-исследовательская конференция по секциям:
- 1-4 кл. - Творчество юных;
- 5-8 кл. - Юный исследователь;
- 9-11 кл. - Шаг в науку
В рамках Дня Науки организуется личное первенство в интеллектуальной игре «Эрудит»
Для выявления уровня эффективности используются различные методы: анкетирование, наблюдение, собеседование, использование целевых показателей (приложение 10).
Проводимая методическая работа способствует готовности педагогов к повышению профессиональной компетенции, эффективному внедрению современных технологий обучения и воспитания, педагогической деятельности, носит практическую направленность и для учителей она актуальна и максимально полезна.
Приложения:
- Положение об Устьянском школьном (образовательном) округе
- Должностная инструкция методиста Устьянского школьного округа
- Положение о научно-методическом совете Устьянского школьного округа
- Перечень документации методиста Устьянского школьного округа
- Циклограмма методической работы Устьянского округа
- Положение о предметной олимпиаде в округе
- Положение об окружном конкурсе педагогических достижений «Наши педагогические инициативы»
- План проведения окружного педсовета
- План работы творческой группы
- Целевые показатели методической работы школ Устьянского округа