По учебнику авт. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда.
Тема: Умножение десятичных дробей (р. 7, п. 36).
Цели урока:
– обобщение и систематизация знаний, полученных по данной теме;
– контроль за уровнем усвоения материала;
– учить учащихся объективно оценивать свои знания и труд своих товарищей;
– развивать грамотную математическую речь, воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки (кружки синего, зеленого, красного цвета).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку: на столе у каждого из вас должны быть учебник, тетрадь, конверт с карточками и цветные карандаши.
Сегодня на уроке мы завершаем работу по теме “Умножение десятичных дробей”: вспомним правила вычисления, свойства умножения, будем решать задачи, упражнения. Выполняя различные задания, мы с вами будем подниматься по “Волшебной лестнице”, на каждой ступеньке которой нам будут открываться слова … , а что это за слова – вы сами узнаете. Ну что, готовы к испытаниям?
2. Устный счет: графический диктант
– Чтобы его успешно выполнить, надо вспомнить правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Ответ “да” соответствует -
Ответ “нет” соответствует ^
243,4 . 0,1 = 24,34 |
- |
|
827,27 . 0,01 = 8,2727 |
- |
|
2377,2 . 0,001 = 23,772 ^ |
2,3772 |
|
545 . 0,001 = 0,0545 |
^ |
0,545 |
3,02 . 0,01 = 0,302 |
^ |
0,0302 |
46 . 0,1 = 4,6 |
– |
|
0,01 . 0,001 = 0,00001 |
– |
|
0,09 . 0,1 = 0,9 |
^ |
0,009 |
6,7 . 0,01 = 0,67 |
^ |
0,067 |
20,06 . 0,0001 = 0,002006 |
- |
(Учащиеся выполняют задание).
– Поменяйтесь тетрадями. Перед вами “ключ” к заданию: --^^^--^^– . Проверьте, пожалуйста, работы друг друга, исправьте ошибки, поставьте оценку: 0 ошибок – “5”;
1-2 ошибки –“4”;
3-5 ошибок – “3”.
– Давайте исправим ошибки в этом задании. (Учащиеся коллективно находят и исправляют ошибки).
– Молодцы, ребята, мы с вами поднялись на первую ступеньку “Волшебной лестницы”. Давайте посмотрим, какое слово там написано (открывается табличка со словом “Уважение”.
3. Выполнение примеров на умножение.
На доске запись: 12,5, 3.6, 0,7, 0,016.
– Сколько различных примеров на умножение можно составить из данных чисел так, чтобы множители были разными?
– Вспомним правило умножение десятичных дробей.
– Найдите значение этих выражений (самостоятельно в тетрадях).
12,5 . 3,6 = 45 (ь)
12,5 . 0,7 = 8,75 (в)
12,5 . 0,016 = 0,2 (б)
3,6 . 0,7 = 2,52 (о)
0,016 . 3,6 = 0,0576 (ю)
0,016 . 0,7 = 0,0112 (л)
– Каким свойством десятичных дробей воспользовались в первом и третьем примерах ?
– А если вы запишите дроби, полученные в результате умножения, в порядке возрастания, то узнаете слово второй ступеньки “Волшебной лестницы”. Это слово ? … Правильно, “Любовь”.
4. – У вас на столе конверт с карточками. Вы должны из них составить формулы (в конверте у каждого учащегося находятся карточки S = ; P = ; S = ; V = ; a . a ; abc ; a . b; (a + b) . 2.
– Какие у кого получились формулы? (учащиеся называют формулы для нахождения площади квадрата, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, объема параллелепипеда).
– Одна из этих формул нам будет нужна при решении задачи № 1409 (стр. 92 учебника).
– Прочитайте условие задачи.
– Что надо найти?
– По какой формуле вычисляется объем?
– Запишите условие задачи:
в = 0,4 дм
с – ? дм, в 1,5 раза > в, в 1,5 раза < а
а – ? дм
________________________________
V – ?Решение:
V = авс
1) с = 0,4 . 1,5 = 0,6 (дм)
2) а = 0,6 . 1,5 = 0,9 (дм)
3) v = 0,9 . 0,4 . 0,6 = 0,216 (куб. дм)Ответ: 0,216 куб. дм.
– Я думаю, мы можем перейти на третью ступеньку. И нам открывается слово “Доброта”.
5. – Какие свойства умножения вы знаете? Давайте запишем их в буквенном виде:
ав = ва
а(вс) = (ав)с = (вс)а
(а + в)с = ас + вс
(а – в)с = ас – вс
– Найдите значение выражений удобным способом:
2,5 . 1,4 . 4 = 1,4 . 10 = 14
7 . 8 . 0,125 = 7
1,5 . 17 + 1,5 . 83 = 150
8,8 . 34 – 8,8 . 24 = 88
– Используя эти свойства, найдите значение выражений в заданиях № 1404 (б,г), 1405 (в,г), 1406 (г) (учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски).
– И с этим заданием вы справились, мы переходим на следующую ступеньку “Волшебной лестницы”, нам открывается слово “Толерантность”.
6. Решение уравнения (повторение)
№ 1441 (б) : 80,1 y – 10,1 y + 4,7 = 81,7
(80,1 – 10,1) y = 81,7 – 4,7
70 y = 77
y = 77 : 70
y = 1,1
Ответ: 1,1
– Ну, вот, мы и на последней ступеньке. И нам открывается пятое слово … “Сострадание”.
7. Итог урока
– Мы закончили подъем по нашей “Волшебной лестнице”, сумев подняться на ее вершину благодаря знаниям. Давайте вспомним, какие правила, свойства мы повторили, что делали на уроке?
– Пройдя по этой лестнице, мы не только повторили пройденную тему, но вспомнили и те духовные ценности, без которых наша жизнь невозможна. Давайте об этом помнить всегда, и тогда не только нам, но и тем, кто с нами рядом, будет жить радостнее и теплее. А сейчас достаньте из конвертов приготовленные вами заранее ладошки, на каждом пальчике напишите слова с “Волшебной лестницы” и раскрасьте их цветными карандашами тем цветом, который, на ваш взгляд, подходит этому слову. (Дети цветными карандашами раскрашивают заготовленные рисунки ладошек, затем с помощью магнитов прикрепляют их на доску).
– А теперь возьмитесь за руки, улыбнитесь и через рукопожатие передайте друг другу свое УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОБРОТУ, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.
– И в конце я хочу рассказать вам притчу: шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил: “Я целый день возил проклятые камни”. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”. И тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве Храма !”
– Ребята! Давайте и мы с вами попробуем оценить каждый свою работу на уроке. Мы, ведь, тоже, можно сказать, строили Храм Знаний:
если вы работали как первый человек – поднимите синий кружок,
если вы работали как второй человек, добросовестно – зеленый,
если принимали участие в строительстве Храма – красный.
Домашнее задание:
№ 1439 (б, г), 1440 (а), 1441(а), 1437 (б).