Урок математики в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


По учебнику авт. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда.

Тема: Умножение десятичных дробей (р. 7, п. 36).

Цели урока:

– обобщение и систематизация знаний, полученных по данной теме;

– контроль за уровнем усвоения материала;

– учить учащихся объективно оценивать свои знания и труд своих товарищей;

– развивать грамотную математическую речь, воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки (кружки синего, зеленого, красного цвета).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку: на столе у каждого из вас должны быть учебник, тетрадь, конверт с карточками и цветные карандаши.

Сегодня на уроке мы завершаем работу по теме “Умножение десятичных дробей”: вспомним правила вычисления, свойства умножения, будем решать задачи, упражнения. Выполняя различные задания, мы с вами будем подниматься по “Волшебной лестнице”, на каждой ступеньке которой нам будут открываться слова … , а что это за слова – вы сами узнаете. Ну что, готовы к испытаниям?

2. Устный счет: графический диктант

– Чтобы его успешно выполнить, надо вспомнить правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Ответ “да” соответствует -

Ответ “нет” соответствует ^

243,4 . 0,1 = 24,34

-

 

827,27 . 0,01 = 8,2727

-

 

2377,2 . 0,001 = 23,772 ^

2,3772

 

545 . 0,001 = 0,0545

^

0,545

3,02 . 0,01 = 0,302

^

0,0302

46 . 0,1 = 4,6

 

0,01 . 0,001 = 0,00001

 

0,09 . 0,1 = 0,9

^

0,009

6,7 . 0,01 = 0,67

^

0,067

20,06 . 0,0001 = 0,002006

-

 

(Учащиеся выполняют задание).

– Поменяйтесь тетрадями. Перед вами “ключ” к заданию: --^^^--^^– . Проверьте, пожалуйста, работы друг друга, исправьте ошибки, поставьте оценку: 0 ошибок – “5”;

1-2 ошибки –“4”;

3-5 ошибок – “3”.

– Давайте исправим ошибки в этом задании. (Учащиеся коллективно находят и исправляют ошибки).

– Молодцы, ребята, мы с вами поднялись на первую ступеньку “Волшебной лестницы”. Давайте посмотрим, какое слово там написано (открывается табличка со словом “Уважение”.

3. Выполнение примеров на умножение.

На доске запись: 12,5, 3.6, 0,7, 0,016.

– Сколько различных примеров на умножение можно составить из данных чисел так, чтобы множители были разными?

– Вспомним правило умножение десятичных дробей.

– Найдите значение этих выражений (самостоятельно в тетрадях).

12,5 . 3,6 = 45 (ь)
12,5 . 0,7 = 8,75 (в)
12,5 . 0,016 = 0,2 (б)
3,6 . 0,7 = 2,52 (о)
0,016 . 3,6 = 0,0576 (ю)
0,016 . 0,7 = 0,0112 (л)

– Каким свойством десятичных дробей воспользовались в первом и третьем примерах ?

– А если вы запишите дроби, полученные в результате умножения, в порядке возрастания, то узнаете слово второй ступеньки “Волшебной лестницы”. Это слово ? … Правильно, “Любовь”.

4. – У вас на столе конверт с карточками. Вы должны из них составить формулы (в конверте у каждого учащегося находятся карточки S = ; P = ; S = ; V = ; a . a ; abc ; a . b; (a + b) . 2.

– Какие у кого получились формулы? (учащиеся называют формулы для нахождения площади квадрата, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, объема параллелепипеда).

– Одна из этих формул нам будет нужна при решении задачи № 1409 (стр. 92 учебника).

– Прочитайте условие задачи.

– Что надо найти?

– По какой формуле вычисляется объем?

– Запишите условие задачи:

в = 0,4 дм
с – ? дм, в 1,5 раза > в, в 1,5 раза < а
а – ? дм
________________________________
V – ?

Решение:
V = авс
1) с = 0,4 . 1,5 = 0,6 (дм)
2) а = 0,6 . 1,5 = 0,9 (дм)
3) v = 0,9 . 0,4 . 0,6 = 0,216 (куб. дм)

Ответ: 0,216 куб. дм.

– Я думаю, мы можем перейти на третью ступеньку. И нам открывается слово “Доброта”.

5. – Какие свойства умножения вы знаете? Давайте запишем их в буквенном виде:

ав = ва
а(вс) = (ав)с = (вс)а
(а + в)с = ас + вс
(а – в)с = ас – вс

– Найдите значение выражений удобным способом:

2,5 . 1,4 . 4 = 1,4 . 10 = 14
7 . 8 . 0,125 = 7
1,5 . 17 + 1,5 . 83 = 150
8,8 . 34 – 8,8 . 24 = 88

– Используя эти свойства, найдите значение выражений в заданиях № 1404 (б,г), 1405 (в,г), 1406 (г) (учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски).

– И с этим заданием вы справились, мы переходим на следующую ступеньку “Волшебной лестницы”, нам открывается слово “Толерантность”.

6. Решение уравнения (повторение)

№ 1441 (б) : 80,1 y – 10,1 y + 4,7 = 81,7
(80,1 – 10,1) y = 81,7 – 4,7
70 y = 77
y = 77 : 70
y = 1,1
Ответ: 1,1

– Ну, вот, мы и на последней ступеньке. И нам открывается пятое слово … “Сострадание”.

7. Итог урока

– Мы закончили подъем по нашей “Волшебной лестнице”, сумев подняться на ее вершину благодаря знаниям. Давайте вспомним, какие правила, свойства мы повторили, что делали на уроке?

– Пройдя по этой лестнице, мы не только повторили пройденную тему, но вспомнили и те духовные ценности, без которых наша жизнь невозможна. Давайте об этом помнить всегда, и тогда не только нам, но и тем, кто с нами рядом, будет жить радостнее и теплее. А сейчас достаньте из конвертов приготовленные вами заранее ладошки, на каждом пальчике напишите слова с “Волшебной лестницы” и раскрасьте их цветными карандашами тем цветом, который, на ваш взгляд, подходит этому слову. (Дети цветными карандашами раскрашивают заготовленные рисунки ладошек, затем с помощью магнитов прикрепляют их на доску).

– А теперь возьмитесь за руки, улыбнитесь и через рукопожатие передайте друг другу свое УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОБРОТУ, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.

– И в конце я хочу рассказать вам притчу: шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил: “Я целый день возил проклятые камни”. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”. И тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве Храма !”

– Ребята! Давайте и мы с вами попробуем оценить каждый свою работу на уроке. Мы, ведь, тоже, можно сказать, строили Храм Знаний:

если вы работали как первый человек – поднимите синий кружок,
если вы работали как второй человек, добросовестно – зеленый,
если принимали участие в строительстве Храма – красный.

Домашнее задание:

№ 1439 (б, г), 1440 (а), 1441(а), 1437 (б).