Н.Гарин-Михайловский "Детство Темы. Ябеда"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • продолжить знакомство с произведениями русских писателей о детях;
  • развивать умения и навыки работы с художественным текстом;
  • учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
  • учить осмыслению жизненной ситуации, формировать моральную оценку и правильность поступка;
  • отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с главами из повести Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», будем учиться анализировать художественное произведение, попытаемся осмыслить и разобрать жизненную ситуацию и сделать из неё вывод.

Слайд

2. Чтобы лучше понять Николая Георгиевича Гарина-Михайловского как человека, послушайте некоторые факты из его биографии и скажите, как они его характеризуют.

(Дети рассказывают о писателе. См. Приложение к уроку)

- Каким был писатель по отношению к людям? ( щедрый, жизнерадостный, оптимист, романтик)

Гарин написал автобиографические повести. Слайд

Как вы понимаете « автобиографические»? Слайд

3. Сейчас мы проведём словарную разминку. При чтении текста вам встретятся такие слова (Слайд):

  • кучер – работник, который правит лошадьми в экипаже;
  • козлы – сиденье для кучера в передке экипажа;
  • фиакр – наёмный экипаж;
  • отрок – подросток (между ребёнком и юношей);
  • фалды – пола одежды;
  • смрад – вонь, отвратительный запах;
  • ябеда – мелкий донос, клевета.

4. Глава, над которой мы будем работать, называется «Ябеда».

Слайд

Кого так называют?

Чтобы лучше понять героев этой истории я расскажу о них то, что было в предыдущих главах, с которыми учебник не знакомит.

После случая с Жучкой, о котором мы прочитали в главе «Старый колодец», прошло время, Тёма подрос, учится во втором классе гимназии, где познакомился и подружился с двумя мальчиками – Вахновым и Ивановым. Тёма дорожит этими отношениями, потому что отец Тёмы всегда учил его «пользе товарищества».

Иванов – сирота, живёт в семье «богатых родственников помещиков, но как-то заброшенно, в стороне от всей квартиры, в маленькой комнатке…»

Вахнов – второгодник, точнее три раза учился в первом классе, но его не отчисляют из гимназии, т.к. его отец – участник героической обороны Севастополя во время Крымской войны.

Иван Иванович – надзиратель гимназии (следит за порядком).

5. Сейчас мы будем читать главу «Ябеда» по смысловым частям и составлять план текста.

Слайд

План.

  • Шалость Вахнова на уроке французского.
  • Месть Вахнова Бошару.
  • Поведение мальчиков в кабинете у директора.
  • Наказание гимназистов.
  • Переживания и раскаяние Тёмы.
  • Наставление матери.

6. Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям.

А) Какой поступок совершил Вахнов на уроке французского? Найдите в тексте и прочитайте (с.116)

Рассмотрите Слайд иллюстрацию. Подберите к ней слова из текста (с.116)

Найдите и прочитайте, как вёл себя Вахнов с надзирателем.

Как характеризуют эти события Вахнова? (лицемер, нахал, глупый)

Б) А что сказал Иванов, когда узнал о том, что Вахнов всунул учителю в стул иголку? Найдите и прочитайте (с.118) (осудил Вахнова)

Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора? (с.119-120)

Как характеризуют эти события Иванова? ( дорожит дружбой, сильная воля, упрямый)

В) Перейдём к главному герою - Тёме.

Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора (с.118-119)

Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)

Прочитайте, сто чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)

Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?

Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («Он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)

Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…Тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)

Как Тёма мог облегчить душу? ( рассказать правду)

Найдите и прочитайте, какое наставление мать дала сыну. Осуждала ли она его?

Как вы относитесь к поступку Тёмы?

Можно ли его назвать ябедой?

Почему так назван рассказ?

Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета?

7. Прослушайте маленькое произведение П.И.Чайковского «Мама» и подумайте, может ли оно проиллюстрировать «Детство Тёмы»?

8. Итог урока. Чему научил вас этот рассказ?

«Погибнет злой волшебник, а с ним исчезнет и мрак, и увидят тогда люди, что для всех есть счастье не земле».Н.Гарин-Михайловский.

Разгадывание кроссворда. Слайд

 

Дополнительный материал к уроку чтения по произведению Н.Г.Гарина – Михайловского «Детство Тёмы».

Гарин.

Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.

Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его походке, и в его торопливых, горячих речах всегда чувствовался человек широкой натуры.

Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлым кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом.

В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте!

Ему постоянно мерещилось, будто у него есть какие-то лишние деньги, ненужные, даже мешающие, - скорее бы избавиться от них.

- Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими ненужными деньгами одичавших от нужды мужиков.

И в творчестве он был такой же. Всякую тему брал с бою. Долго обрабатывал роман или повесть ему было не по нраву. Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу.

Он так и умер на ходу: участвовал в литературном заседании, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.

Источник: К.Чуковский. Очерк «Гарин». Собр.соч. в 6-ти т., т.5. М., Худ.литература, 1967.