Цели:
- продолжить знакомство с произведениями русских писателей о детях;
- развивать умения и навыки работы с художественным текстом;
- учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
- учить осмыслению жизненной ситуации, формировать моральную оценку и правильность поступка;
- отрабатывать навык чтения молча и вслух.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с главами из повести Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», будем учиться анализировать художественное произведение, попытаемся осмыслить и разобрать жизненную ситуацию и сделать из неё вывод.
Слайд
2. Чтобы лучше понять Николая Георгиевича Гарина-Михайловского как человека, послушайте некоторые факты из его биографии и скажите, как они его характеризуют.
(Дети рассказывают о писателе. См. Приложение к уроку)
- Каким был писатель по отношению к людям? ( щедрый, жизнерадостный, оптимист, романтик)
Гарин написал автобиографические повести. Слайд
Как вы понимаете « автобиографические»? Слайд
3. Сейчас мы проведём словарную разминку. При чтении текста вам встретятся такие слова (Слайд):
- кучер – работник, который правит лошадьми в экипаже;
- козлы – сиденье для кучера в передке экипажа;
- фиакр – наёмный экипаж;
- отрок – подросток (между ребёнком и юношей);
- фалды – пола одежды;
- смрад – вонь, отвратительный запах;
- ябеда – мелкий донос, клевета.
4. Глава, над которой мы будем работать, называется «Ябеда».
Слайд
Кого так называют?
Чтобы лучше понять героев этой истории я расскажу о них то, что было в предыдущих главах, с которыми учебник не знакомит.
После случая с Жучкой, о котором мы прочитали в главе «Старый колодец», прошло время, Тёма подрос, учится во втором классе гимназии, где познакомился и подружился с двумя мальчиками – Вахновым и Ивановым. Тёма дорожит этими отношениями, потому что отец Тёмы всегда учил его «пользе товарищества».
Иванов – сирота, живёт в семье «богатых родственников помещиков, но как-то заброшенно, в стороне от всей квартиры, в маленькой комнатке…»
Вахнов – второгодник, точнее три раза учился в первом классе, но его не отчисляют из гимназии, т.к. его отец – участник героической обороны Севастополя во время Крымской войны.
Иван Иванович – надзиратель гимназии (следит за порядком).
5. Сейчас мы будем читать главу «Ябеда» по смысловым частям и составлять план текста.
Слайд
План.
- Шалость Вахнова на уроке французского.
- Месть Вахнова Бошару.
- Поведение мальчиков в кабинете у директора.
- Наказание гимназистов.
- Переживания и раскаяние Тёмы.
- Наставление матери.
6. Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям.
А) Какой поступок совершил Вахнов на уроке французского? Найдите в тексте и прочитайте (с.116)
Рассмотрите Слайд иллюстрацию. Подберите к ней слова из текста (с.116)
Найдите и прочитайте, как вёл себя Вахнов с надзирателем.
Как характеризуют эти события Вахнова? (лицемер, нахал, глупый)
Б) А что сказал Иванов, когда узнал о том, что Вахнов всунул учителю в стул иголку? Найдите и прочитайте (с.118) (осудил Вахнова)
Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора? (с.119-120)
Как характеризуют эти события Иванова? ( дорожит дружбой, сильная воля, упрямый)
В) Перейдём к главному герою - Тёме.
Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора (с.118-119)
Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)
Прочитайте, сто чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)
Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?
Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («Он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)
Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…Тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)
Как Тёма мог облегчить душу? ( рассказать правду)
Найдите и прочитайте, какое наставление мать дала сыну. Осуждала ли она его?
Как вы относитесь к поступку Тёмы?
Можно ли его назвать ябедой?
Почему так назван рассказ?
Подумайте, бывают ли в вашей жизни ситуации, о которых вам стыдно вспоминать? Кому вы можете довериться и попросить совета?
7. Прослушайте маленькое произведение П.И.Чайковского «Мама» и подумайте, может ли оно проиллюстрировать «Детство Тёмы»?
8. Итог урока. Чему научил вас этот рассказ?
«Погибнет злой волшебник, а с ним исчезнет и мрак, и увидят тогда люди, что для всех есть счастье не земле».Н.Гарин-Михайловский.
Разгадывание кроссворда. Слайд
Дополнительный материал к уроку чтения по произведению Н.Г.Гарина – Михайловского «Детство Тёмы».
Гарин.
Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.
Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его походке, и в его торопливых, горячих речах всегда чувствовался человек широкой натуры.
Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлым кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом.
В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте!
Ему постоянно мерещилось, будто у него есть какие-то лишние деньги, ненужные, даже мешающие, - скорее бы избавиться от них.
- Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими ненужными деньгами одичавших от нужды мужиков.
И в творчестве он был такой же. Всякую тему брал с бою. Долго обрабатывал роман или повесть ему было не по нраву. Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу.
Он так и умер на ходу: участвовал в литературном заседании, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.
Источник: К.Чуковский. Очерк «Гарин». Собр.соч. в 6-ти т., т.5. М., Худ.литература, 1967.