Цели:
- познакомить с понятием «прямоугольник»; отличительными особенностями прямоугольника; с одним из приемов его построения;
- развивать логическое мышление учащихся, отрабатывать вычислительные навыки учащихся; навык сравнения и выделения отличительных особенностей геометрических фигур;
- воспитывать наблюдательность, мотивацию к изучению предмета.
Оборудование: угольник, карточки с заданиями для устного счета, блокноты с заданиями, клей, набор геометрических фигур, карандаши 2-х цветов (красный и синий) для каждого ученика, прямоугольный лист бумаги, цветной мел, смешарик Ёжик, игрушечный автомобиль, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Каждый раз – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
У.: Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией. Вы познакомитесь с новой геометрической фигурой, а вот как она называется вы узнаете, если выполните задание, которое к нам на урок принес наш друг Тетрадный. Он приехал на своем новом автомобиле (вывешивается портрет человечка).
II. Актуализация знаний учащихся. Устный счет.
У доски работают три человека. Проверку выполнения проводят остальные учащиеся.
60+30 | 40+5 | 16+5 | ||
40-10 | 68-8 | 19-4 | ||
80+20 | 6+50 | 32-4 | ||
40+30 | 93-90 | 57+8 |
Решите задачу.
Яблоки дети в саду собирали.
Взвесили их, урожай подсчитали.
Дети собрали 16 корзин.
Восемь корзин увезли в магазин,
Три – детскому саду отдали,
Остальные в школу послали.
Сколько ж корзин до школы дойдут,
Когда все корзины они развезут? (5)
У.: А теперь, давайте проверим правильность выполнения задания у доски. (отмечаются успехи и исправляются ошибки).
На какие две группы можно разделить полученные числа (круглые десятки и десятки с единицами)
Расположите эти числа в порядке возрастания – 3 5 15 21 28 30 45 55 60 65 70 90 100
Теперь прочитайте тему нашего урока:
ПРЯМОУГОЛЬНИК – [слайд 2]
Вы хорошо потрудились, и теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта необычная, а математическая. Называется она «Родственники». Итак, слушайте.
III. Изучение нового материала
У.: Жила на свете важная фигура. [слайд 3]
Важность ее признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась [слайд 4]:
«Посмотрите, какой у меня красивый вид: все мои стороны равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»
– Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
– А вам, ребята, знакома эта фигура? – Квадрат.
– А как вы узнали? – все стороны равны, углы прямые.
У.: Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в дружной компании. А уж какое веселье одному? И решил Квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал квадрат, – ведь он на меня должен быть чем-то похож». [слайд 5]
Однажды встречает он на пути такую фигуру [Рисунок 1].
У.: Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: «Как тебя зовут?»
– А вы, ребята, знаете эту фигуру?
– Меня зовут Прямоугольник. Послушайте, ПРЯМО-УГОЛЬНИК. [слайд 6]
От каких слов образовалось это название? (Прямой угол)
– А почему эта фигура так называется? (у нее все углы прямые)
Давайте убедимся в этом. При помощи угольника измерим все углы. (измеряют у доски)
– Сколько сторон у прямоугольника? (четыре)
У.: Стороны, которые лежат одна против другой называются противоположными. Вот они (учитель показывает)
– Давайте измерим их длину. Что вы скажете? (Они равны)
– Измерьте две другие стороны. (Они равны)
– Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника? (Дети формулируют вывод)
В этом можно убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.
Вот какая интересная фигура – прямоугольник. Но вернемся к сказке.
У.: Вот квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?» [слайд 7]
– Я тоже был бы рад узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же, – ответил Прямоугольник. Стали они искать и нашли эти признаки сходства.
У.: Давайте и мы их найдем. (демонстрация слайдов, демонстрирующих сходства четырехугольников). А теперь пришло время сделать вывод о прямоугольнике. [слайд №8]
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь жить вдвоем, вместе трудиться и вместе веселиться, вместе по белу свету гулять.
Понравилась сказка? О какой новой фигуре вы узнали? [слайд 9]
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
Выражения решать.
IV. Закрепление нового материала.
У.: Теперь настало время интересной работы. Придвиньте к себе блокноты.
(Учащиеся работают в индивидуальных блокнотах с заданиями, выполняя их самостоятельно и под руководством учителя (слабые учащиеся)).
- Найдите среди фигур в альбоме прямоугольники и раскрасьте их красным цветом. Синим цветом раскрасьте все остальные четырехугольники. (проверка выполнения задания)
- Постройте по точкам прямоугольник, обозначив противоположные стороны разным цветом.
- Используя прямоугольники, постройте машину по образцу на доске.
- Перед вами на парте лежит прямоугольник – тетрадный лист, кто из вас знает, как из прямоугольника сделать квадрат? Продемонстрируйте.
V. Решение задачи из учебника №3, стр. 12
VI. Выполнение задания №6, стр. 12
VII. Итог урока.
– Вот и заканчивается наш урок. Вам он понравился?
– Что нового узнали на уроке?
Запишите домашнее задание №5, стр. 12
Список использованной литературы:
- О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2008.