Цель урока: изучить свойства тканей из химических волокон и способы их обработки.
Задачи:
- Образовательная
Дать представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и технологией обработки и применении в окружающей жизни.
- Развивающая
Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
Развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.
- Воспитательная
Воспитание активности, аккуратности, умения работать в группе.
Оборудование:
Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, инструкции по технике безопасности, схема “Классификация текстильных волокон”, компьютеры, мультимедийная установка, компьютерная презентация (Приложение 1), индивидуальные задания на компьютере (кроссворд приложение 4, тест приложение 3), творческая работа учащихся (проект буклета приложение 2)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Урок № 1
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Подготовка учащихся к восприятию урока. (Слайд 1,2,3)
Вводная беседа.
Вы любите красиво одеваться? (Слайд 4)
Как вы считаете, с чего начинается создание одежды?
Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?
Ответы учащихся:
Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.
Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.
II. Актуализация ранее изученных знаний.
(С использованием ролевых игр, блиц опроса)
У нас на уроке присутствуют два корреспондента нашей школьной газеты “Мир тканей”.
Они подготовили репортаж “Истории из бабушкиного сундучка” и оформили его в виде буклета, используя программу Publisher. Давайте посмотрим и послушаем их.
Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.
В 5-м и 6-м классе вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.
Давайте вспомним, что это за ткани? (Слайд 5,6)
Блиц-опрос:
(Слайд 7,8)
1.Закончите предложения:
1. Хлопок и лен относятся к волокнам (растительного происхождения)
2. К волокнам животного происхождения относятся (шерсть и шелк)
2. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:
Растение – волокно – пряжа – ткань
3. Вставьте пропущенные слова.
Самое тонкое волокно (шелк)
Самое гладкое волокно (лен)
Самое короткое волокно (хлопок)
Самое пушистое волокно (шерсть)
4. Значительной гигроскопичностью обладают (все ткани из натуральных волокон)
5. Большой пылеемкостью обладают (шерстяные ткани)
6. Лучше других драпируются (шелковые ткани)
С помощью интерактивного теста подводим черту по закреплению ранее изученного материала (Слайд 9). В заключении показываю таблицу “Классификация натуральных волокон” (Слайд 10)
III. Изучение нового материала.
Натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство
– трудоемкий и дорогостоящий процесс.
А сейчас мы переходим к изучению новой темы.
Запишите тему сегодняшнего урока:
“Свойства тканей из химических волокон”
Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.
Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.
Когда же появились ткани из химических волокон?
Историческая справка (Слайд 11):
- Оказывается, еще в УII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна.
- Промышленным путем его получили только в конце XIX века.
- В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.
Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу:
(Слайд 12)
Рисунок 1
Характеристика тканей из химических волокон.
Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.
Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?
Сырьем для производства вискозных волокон является древесина хвойных
деревьев – еловая щепа, отходы хлопка, из которых после обработки получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу; продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.
Раздаю образцы тканей и объясняю свойства вискозных тканей:
Положительные свойства: ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.
Отрицательными свойствами этих тканей является потеря прочности во влажном состоянии.
Способ получения ацетатных волокон такой же, как и способ получения вискозного волокна. Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни “ацетум”, от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.
Схема получения ткани из химических волокон (Слайд 13).
Древесина – еловая щепа |
Целлюлоза (в виде листов картона) |
vПриготовление вискозы (жидкость) |
vФормирование волокон из раствора |
Текстильная обработка волокон (вытягивание, кручение, перемотка) |
vТкацкое производство (производство ткани) |
vОтделочное производство (отделка ткани) |
Рассматриваем образцы.
Рассказываю о свойствах ацетатных тканей:
+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.
– Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии , они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.
А теперь давайте посмотрим: “Где применяют искусственные ткани?” (Слайд 14)
(Блузки, текстиль, юбки, брюки)
Для производства синтетических волокон в качестве сырья используют простые вещества (мономеры), являющиеся продуктом переработки каменного угля, нефти и природного газа (фенол, этилен, ацетилен, метан и др.) Синтетические волокна получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера (“поли” – много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).
К синтетическим тканям относятся:
Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.
К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.
Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.
Нитрон – самое стойкое и “теплое” волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.
Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.
+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.
– Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам.
Давайте выясним “Где применяются синтетические ткани?” (Слайд 15)
Работа с учебником:
Предлагаю девочкам выписать из учебника положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.
Работа учащихся:
Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк
Положительные свойства |
Отрицательные свойства |
Имеют красивый внешний вид |
Подвержены электризации |
Хорошо драпируются |
Не пропускают воздух |
Мало сминаются |
Во влажном состоянии теряют прочность |
Прочные |
Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон
Положительные качества |
Отрицательные качества |
Самые прочные |
Пониженная гигроскопичность |
Высокая упругость |
Низкая воздухопроницаемость |
Хорошие теплозащитные свойства |
Высокая электризуемость |
Стойкость к действию химических веществ и |
|
микроорганизмов |
Итог самостоятельной работы проверяем по (слайду 16)
IV. Закрепление изученного материала.
Контроль знаний учащихся.
Для того, чтобы закрепить новые знания, девочки отвечают на вопросы интерактивного кроссворда Приложение 4 и теста Приложение 3.
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: 1. Капрон, 2. Натуральные, 3.Искусственные, 4. Нитрон
По вертикали: 1. Вискоза, 2.Синтетические 3. Шерсть, 4. Хлопок, 5. Лен, 6. Шелк, 7. Ацетат.
V. Подведение итогов.
Итак, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке
и подведем итог.
Вывод: умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.
А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.
Урок № 2
I. Организационный момент.
II. Лабораторная работа “Определение сырьевого
состава материалов и изучение их свойств”.
III. Закрепление нового материала.
IV. Заключительная часть.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы с вами изучили свойства тканей из химических волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять
природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.
Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, иглу, ножницы, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей..
Вводный инструктаж.
Повторяю с ученицами правила техники безопасности.
Предлагаю девочкам открыть учебник и ознакомиться с заданием лабораторной работы
П. Лабораторная работа “Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств”
Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон. Во время работы провожу текущий инструктаж и слежу за соблюдением правил техники безопасности.
Завершив лабораторную работу, можно сделать следующий вывод:
Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.
III. Закрепление изученного материала.
Группе учащихся заранее было дано задание – провести опрос среди одноклассниц: “Одежду, из каких тканей предпочитают мои одноклассницы?”. Результаты опроса ученицы оформили в диаграмму, которую мы поместили в презентацию (Слайд 17).
А теперь давайте послушаем практические советы, которые подготовили наши мастера “Домашней академии”
Как определить: из какого волокна изготовлена ткань? (Слайд 18)
Итак, вы купили классную блузку и вам необходимо сразу определить, из какого волокна сделана ткань.
Выдерните из запасного лоскутка, который прикреплен в шве, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой.
Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.
Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.
Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.
Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.
Как ухаживать за тканями? (Слайд 19)
Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом. Существуют
международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.
Чтобы закрепить новую тему работаем с интерактивным тестом (Слайд 20).
IV. Заключительная часть.
Оцениваю работу на уроке учащихся.
Подводим итоги, делаем выводы (Слайд 21)
Вывод: в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.
Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.
Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.
Информационные ресурсы:
- Азбука домоводства Г.Асланов, Е. Березнева.
- Энциклопедия “История моды”.
- Журналы Burda, Moden, Diana,Glamour.
- http://www.gloryon.ru/ru/products/adv/200604_1/glossary_3.html (Виды и свойства тканей).
- Учись шить Р.И.Егорова, В.П. Монастырная.
- Обслуживающий труд Д.Н.Образцова, М.И. Рыжечкина.
- Иллюстрированная энциклопедия моды Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова.