Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Глагол”
Задачи:
Образовательные: формировать умения безошибочно находить глаголы в текстах, обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими средствами языка; развитие навыков фонетического, морфологического разбора глагола;
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: воспитание любви к природе, к русской литературе; воспитание уверенности в своих силах, уважения к чужому мнению.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран для демонстрации презентации, презентация Power Point, плакаты “Несовершенный и совершенный вид”, таблички со словами–синонимами, размещённые по классу; текст об осени на каждого ученика для работы карандашом, запись музыкальной композиции "Осень" из "Времён года" П.И. Чайковского, словари фразеологизмов.
Авторский комментарий к уроку: На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, групповая. Представлены разнообразные виды упражнений, творческие задания, которые помогают усвоить материал. В течение всего урока используется мультимедийная презентация Power Point, которая позволила отработать закрепление изученного материала по изучаемой теме, повысить творческие способности учащихся в учебной деятельности, создать условия для развития языковой грамотности, систематизировать знания о глаголе.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель: Я хочу вам прочитать слова И.С.Тургенева: “Берегите наш прекрасный русский язык.…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса”.
– Главное увидеть, услышать красоту языка, удивиться его возможностям и сделать свои маленькие открытия. Язык надо чувствовать и понимать, почему написать надо так, а не иначе. Когда у вас появится чувство языка, тогда вы в состоянии совершить чудеса.
Учитель: Позвольте мне начать урок с таких слов: спинки, тетради и ручки, улыбку.
– Вы меня поняли? (Нет).
– Я продолжу: выпрямили, приготовили, подарите.
– А теперь вы меня поняли? (Да).
– Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами).
Глагол-это особенная часть речи,
Она заставляет действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
Учитель: Сегодня на уроке мы систематизируем ваши знания о данной части речи. Я уверена, что на уроке вы узнаете много нового. Тема нашего урока “Портрет глагола”. Слайд 1.
II. Главная частьПостановка проблемного вопроса. Слайд 2.
– Почему глаголы называют необыкновенной частью речи?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду
Всё в действие придёт. Слайд 3.
Учитель: Какие же действия выражает глагол? Трудовые процессы (работать, копать, гладить); цвет (желтеть, белеть); состояние (болеть, сидеть, дремать); движение (скользить, мелькать, встретиться); глаголы, передающие чувства (смеяться, плакать)
Учитель: В какой форме стоят глаголы, которые вы сейчас называли? – Что значит неопределённая форма глагола? (Это начальная форма глагола или инфинитив, в которой нельзя определить время, лицо, число, род) Слайд 4.
Учитель: Действительно, такие глаголы имеют три названия: начальная форма, неопределённая форма и инфинитив. Инфинитив – это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? (петь, играть) или что сделать? (спеть, сыграть).
– Инфинитив имеет легко запоминающиеся приметы. Какие? (Оканчивается на суффиксы -ть или -ти. Некоторые глаголы оканчиваются на -чь).
Заменить каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Написать и выполнить морфемный разбор этих глаголов. Слайд 5.
Бить баклуши – …
Зарубить на носу – …
Развесить уши – …
В поте лица – …
Чесать язык – …
Клевать носом – …
Морочить голову – …
Проверка. Бездельничать, запомнить, заслушаться, трудиться (работать), болтать, дремать, обманывать.
Учитель: Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).
Учитель: Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно.
Учитель: Что такое основа инфинитива? (Это часть слова без суффикса – ть или – ти).
Учитель: Покажите основу в записанных глаголах.
Учитель: Назовите возвратные глаголы. (Заслушаться, трудиться).
Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает: умывается – умывает себя.
Учитель: О какой орфограмме нужно помнить при письме в таких глаголах? (Правописание -тся и -ться). Слайд 6.
Учитель: Частица -ся придаёт глаголу совершенно иное значение: слушать – слушаться, рисовать – рисоваться (стремиться вызвать к себе интерес), валять – валяться (лежать не на месте).
Учитель: Что можно определить по инфинитиву? (Вид)
Учитель: Какого вида бывают глаголы? (Глаголы бывают совершенного вида и несовершенного).
Учитель: Как определить вид глагола? (По вопросу). Слайд 7.
Учитель: В чём отличие? (Совершенный вид – действие завершено).
(Рисунок 1) (Рисунок 2)
Учитель: Устно. Задавая вопросы, определите вид глаголов.
Въезжать (что делать?), обогнать (…..), заспешить (…..), есть (…..), прожить (…..), подсмотреть (…..), уточнять (…..), рассматривать (….), застыть (….). Слайд 8.
Здоровьесберегающая пауза.
Задание по группам. На доске на табличках написаны глаголы: говорить, блистаю, блуждали. Синонимы к этим глаголам прикреплены по всему классу. Каждая группа ищет свои таблички с глаголами-синонимами и прикрепляет на доску. На доске появляется:
говорить |
блистаю |
блуждали |
беседовать |
искрюсь |
бродили |
произносить |
сверкаю |
плутали |
доказывать |
сияю |
скитались |
болтать |
освещаю |
Учитель: Дети, вы можете добавить к этим глаголам свои синонимы. Что такое синонимы? Для чего они нужны? (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли).
Учитель: Чем отличаются глаголы в столбиках?
Учитель: Сейчас нам Юля П. прочитает стихотворение и вы поймёте о чём дальше пойдёт речь на уроке.
Прошедшее время –
То, что прошло:
“Вчера мы писали”,
“Солнце ушло”.
Настоящее время
Приходит теперь:
“Мы пишем имя”,
“Бегает зверь”.
Будущее время
Ещё не пришло:
“После уроков
Пойдём мы в кино”.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Спишите стихотворение А.Плещеева, определите время глаголов.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! Слайд 12.
Учитель: Назовите глаголы, описывающую весну. Что можете сказать о глаголах настоящего и будущего времени? (Изменяются по лицам и числам, или спрягаются).
Учитель: Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по числам, по родам в единственном числе и имеют суффикс – л).
Самостоятельная работа. У каждого на парте листок с текстом об осени. Прочитайте текст. Задание выполняйте на этих же листах. Дети работают над текстом на фоне музыки П.И.Чайковского “Осень”. Приложение 1.
Проверка работы.
При объяснении орфограмм (1 ряд) Слайд 13.
– Частица НЕ – это служебная часть речи, не называет ни предмета, ни действия, ни признака, не является членом предложения. Поставить вопрос к ней нельзя. Но есть глаголы, которые с НЕ пишутся слитно: недоумевать, негодовать и др. В этих словах НЕ не частица, а часть корня.
Здоровьесберегающая пауза.
1 лицо, единственное число |
хлопаете |
2 лицо, множественное число |
топаете |
3 лицо, единственное число |
встаёте, машете руками |
Учитель: Молчит, расскажу, читаю, смотрите, мечтаю, рисует, осыпалась, улыбаюсь.
– С такой улыбкой продолжаем дальше работу.
Учитель: По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По морфологическим признакам). Слайд 14.
Учитель: На какие две группы делятся морфологические признаки? (Постоянные и непостоянные).
Учитель: Каковы постоянные морфологические признаки глагола? (Вид и спряжение).
Учитель: Записать по вариантам в тетрадь затранскрибированное предложение и выполнить морфологический разбор глаголов.
1.[т’ирп’эн’ий’э и трут фс’о п’ир’итрут]
2.[фс’акай’а сарока ат свай’иво й’изыка паг’ибай’ит]
Два ученика на доске выполняют морфологический разбор глаголов: перетрут и погибает.
Перетрут – глагол, перетереть, совершенного вида, I спряжения, множественного числа, будущего времени, 3 лица, сказуемое.
Погибает – глагол, погибать, несовершенного вида, I спряжения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица, сказуемое.
Слайд 15.
Учитель: Расположите стихотворные строки так, чтобы получилось стихотворение А.С.Пушкина. Какую картину рисует автор? Какова роль глаголов в тексте?
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Последние листы с нагих своих ветвей;
И будит лай собак уснувшие дубравы.
И страждут озими от бешеной забавы,
Слайд 16.
Дети: – А.С.Пушкин написал об осени. Глаголы помогают грустить, слышать тишину, видеть падающие листья, тосковать о прошедшем лете, о тёплом солнце.
Учитель: – Исследователи творчества А.С.Пушкина отмечали, что поэт был скуп на прилагательные и в этом случае центром текста становятся глаголы. Осень меняется. Грязь, моросящие дожди, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары. Именно эту осень Ф.Тютчев называл “дивной порой”, а художники называли её “золотой”.
III. Подведение итогов.С помощью синквейна выразите свои мысли о глаголе.
- Глагол
Трудный, тяжёлый
Отвечает, меняет, усложняет
Самая трудная тема
Часть речи (Очиров Т.)
- Глагол
Сложный, но справедливый
Помогает, учит, показывает
Прекрасная часть речи
Действие, время (Башинов Б.)
- Глагол
Совершенный, несовершенный
Путает, усложняет, учит
Обозначает действие
Правило, речь (Бурбанов И.)
- Глагол
Прошедший, непонятный
Действует, спрягается, изменяется
Оживляет предметы
Правописание (Пинизева Ю.)
Учитель: Чем же необыкновенна часть речи – глагол? Слайд 2.
Дети: Глаголы обозначают действие, которые сопровождают имена существительные. Без глаголов невозможно передать события, представить будущее. По частоте употребления глагол занимает 2 место после имён существительных.
Учитель: В старину школьный учитель оценивал правильный ответ учеников фразой: “Верно глаголешь!”
– Как вы её понимаете?
– Устаревшее слово “глаголить” – говорить родственно какому слову? (глагол). – Глагол по – старославянски обозначает “слово”. В старославянской азбуке “глаголь” название буквы “Г”. Разглагольствовать – синоним к слову говорить.
На удивительную силу глагола обращали внимание многие поэты и писатели.
А.С.Пушкин:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А.Н.Толстой: “Движение и его выражение – глагол являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
Учитель: Русский язык богат глаголами. Глагол самый богатый среди других частей речи: имеет лицо, время, вид, спряжение. Глагол – самая живая часть речи. Весь мир находится в движении: развивается, изменяется. Это вечное движение выражается посредством глаголов.
Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке. Какие задания вызывали у вас затруднения? Сможете ли вы теперь справиться с этими трудностями?
Разноуровневое домашнее задание:
- написать лингвистическую сказку “Жил-был Глагол”;
- нарисовать портрет глагола;
- упражнение № 173.