Цели урока:
- Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
- Развитие устной и письменной речи.
- Обучение решению задач на определение временных промежутков.
- Обобщение способов решения задач на условия сравнения.
- Отработка вычислительных навыков.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Привитие интереса к поисковой деятельности.
- Воспитание любви к малой родине.
- Воспитание ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
Дидактические материалы:
- Презентация к уроку (Презентация 1).
- Музыкальная заставка (Презентация 2).
- Лист-конспект (приложение 1).
- Комплект карточек для самостоятельной работы (приложение 2).
Оборудование для демонстрации слайдовой презентации.
План урока:
- Введение темы урока и постановка целей – 3 мин.
- Экскурсия в историю возникновения родного города –15 мин.
- Литературная пауза – просмотр музыкальной презентации – 2 мин.
- Самостоятельная работа по вариантам –20 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Итог урока – 3 мин.
Примечание: в тексте содержания урока * отмечен переход на следующий слайд, а подчеркнутое слово указывает на щелчок для смены картинки текущего слайда.
Содержание урока |
Презентация |
||
1. Введение темы урока и постановка целейПроходит в форме беседы с учащимися. |
|||
Здравствуйте ребята! У нас сегодня с вами не совсем обычный урок, а вот о чем мы будем говорить, вы попробуете догадаться сами. Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Сегодня будем говорить о нашем городе, о его истории и о его истоках – Бикатунском отроге и Бийской крепости. Но ведь у нас урок математики, а не истории и поэтому тема нашего урока должна быть не только историческая, но и математическая. И назовем мы наш урок – Бийская крепость в цифрах и фактах.* Давайте продумаем и поставим цели нашего урока, вы можете посоветоваться друг с другом Цели урока:
|
Слайд 2 1. Фотографии с видами современного города Бийска, Герб города 2. Тема Слайд 3
|
||
2. Экскурсия в историю возникновения родного городаУчитель ведет рассказ и по ходу рассказа учащимся предлагаются задачи, решения которых предполагают устную форму работы (У), работу у доски (Д), работу в парах (П). Записи полного решения задач не обязательны, по ходу работы заполняются основные даты в лист-конспект |
|||
Цели поставлены. Отправляемся на экскурсию в историю родного города.* В начале XVII века самыми южными укрепленными пунктами в западной Сибири были сооруженный в 1604г Томск и построенный в 1618 г Кузнецкий острог, Далее к югу лежал неизведанный и загадочный Алтай, который на картах и документах того времени именовался “Телеутской землицей” – по названию алтайских племен телеутов. Первые попытки проникновения русских в северную часть Алтая и верховья Оби относятся к 1625г, когда по приказу кузнецкого воеводы Е. Баскакова в “новые окольные землицы” посылаются казаки во главе с Сидором Федоровым и Иваном Путимцем. В 1667г тобольский воевода П. И. Годунов после многолетнего труда составил первую русскую карту Сибири. В пояснительных текстах-“росписях” к чертежу воевода подробно отметил район слияния Бии и Катуни: “В устьях рек Бии и Катуни есть Красный яр, а в то де место угодно быть Великого Государя городу или острогу: потому что места пашенные и всякого зверья великое множество и прибыль будет немалая…” А поселение на описанном месте возникло только через 42 года после составленного описания. (У) Определите в каком году на слиянии рек возникло поселение, давшее начало нашему городу? (ответ) *В один из дней начала апреля 1708г караульные казаки Кузнецкого острога высмотрели в серой пелене окрестных равнин приближающихся всадников. Они привезли воеводе Михайле Овцыну Указ Государя Петра Алексеевича, писанный 29 февраля 1708года, который повелевал “в незамедлительном времени Кузнецкого уезду на реках Бии и Катуни в пристойном месте построить острог со всякими крепостьми…” (У) Экспедиция для строительства острога на слиянии рек Бии и Катуни вышла из Кузнецкой крепости 2 июня 1709г, а 18 июня 1709г на высоком берегу поднялся Бикатунский острог, названный именами двух сибирских рек. Так родился наш город. Сколько дней понадобилось экспедиции на работу по созданию крепости? (Ответ) (Д) Экспедиция состояла из военных и строителей. Ядро экспедиции являлись сибирские казаки: конных военных было 94, что в 2 раза больше, чем командиров; пеших военных на 68 больше, чем конных; кроме этого для поднятия боевого духа в отряде было 4 барабанщика. Сколько военных участвовало в экспедиции? (Ответ) (П) Среди строителей крестьян было 48, что в 4 раза больше чем опытных мастеров “розмыслов”; добровольцев из числа казачьих детей на 231 человека больше чем крестьян. Сколько строителей участвовало в экспедиции? (ответ) (У) Защитники острога мужественно защищали южные рубежи России, от набегов джунгарских войск. В одном из сражений, после длительной осады, острог был сожжен, а оставшиеся в живых его защитники попали в плен. Острог просуществовал всего 1 год. В каком году острог был сожжен? (ответ) *Благоприятная обстановка для присоединения территории верхнего Приобья к России сложилась лишь в 1716г, и в 1718г на правом берегу Бии была возведена Бийская крепость – защитница южных рубежей России. (У) Сколько лет прошло между указом Петра I о строительстве острога на слиянии рек и постройкой Бийской крепости? (ответ) (У) План крепости 1718г сохранился на более поздних чертежах. Ее общая площадь составляла 4850 кв. м, а площадь Бикатунского острога была на 3025 кв. м меньше. Определите площадь острога. (ответ) |
Слайд 4 В автомат. режиме появляются: 1. Карта границ России. 2. Рисунок и надпись. 3. Слова из текста-“росписи”. 4. Условие первой задачи. По щелчку: Город на карте, дата. |
||
Слайд 5 В автомат. режиме: 1. Портрет Петра I. 2. Указ, дата. 3. Даты экспедиции. 4. Рисунки. По щелчкам: Исчезает условие задачи, появляется ответ. По щелчкам: Появляется условие следующей задачи
|
|||
Слайд 6 Портрет, Указ, карта, надписи В автомат. режиме: Рисунок крепости, дата По щелчкам: 1. Условие задачи. 2. Ответ. |
|||
3. Литературная паузаПросматривается художественно– музыкальная заставка, что позволяет детям отдохнуть и настроиться на следующий этап урока Заставка оформлена отдельной презентацией (презентация 2), переход из основной презентации по гиперссылке, заставка идет автоматически, по окончании ее нужно закрыть. |
|||
*У нашего города большая и славная история, которая находит отражение в различных художественных произведениях. Начать наш поход в сегодняшний день города Бийска мне бы хотелось обращением к художественным произведениям современных художников, поэтов и музыкантов (гиперссылка) |
Слайд 7 (гиперссылка на гербе города) |
||
4. Самостоятельная работаУчащимся выдаются карточки на 5 вариантов по различным уровням сложности (приложение 2), дети работают самостоятельно оформляя решения в тетрадь (после урока тетради собираются на проверку), затем проводится опрос по полученным результатам и составляется общая карта ответов, учащиеся заносят полученные данные в лист-конспект. На время выполнения работы презентацию отключить |
|||
А сейчас ребята мы с вами определим какие изменения произошли в нашем городе за 300 лет его истории. Решите предложенные задачи, ответы на них дадут вам новую информацию и помните, что общую картину мы получим только если каждый приложит усилия. * Проверим результаты вашей работы и узнаем, как изменился наш город за 300 лет В каком году был построен Бикутунский острог? (ответ) В каком году была возведена Бийская крепость? (ответ) Когда была начата реконструкция Бийской крепости? Когда окончена? (ответ) Расположение крепости было весьма удобно и поэтому постепенно вокруг крепости стало возникать поселение и крепость, не теряя своего оборонного значения начала превращаться в город В каком году Бийск стал окружным городом Колыванской губернии? (ответ) В каком году Бийск перешел в веденье Томкой губернии и стал ее уездным городом? (ответ) В этом же году город обрел свой герб, символизирующий его принадлежность к Томску и Колывани. Границы России продвигались на юг, и необходимость Бийской крепости постепенно исчезла В каком году наш город окончательно утерял функции крепости и стал крупным торговым центром? (ответ) *С годами город рос во всех направлениях “и вширь и в высь”. Как же изменились его размеры: Какова была общая длина стен Бикатунского острога? (ответ) А Бийской крепости, построенной в 1718г? (ответ) Длина сегодняшних улиц города значительно больше длины крепостных стен. В память об основателе города Царе Петре Алексеевиче его именем назван один из центральных бульваров. Какова его длина? (ответ) Площадь города значительно увеличилась за годы его существования. Площадь острога была около 2000 кв. м, площадь крепости около 5000 кв. м, а площадь современного города уже удобнее измерять в кв. км. Какую площадь имеет наш город сейчас? (ответ) Подрос наш город и в высоту Какова была высота укреплений Бикатунского острога? (ответ) Какой высоты башни имела Бийская крепость? (ответ) А какова высота Успенского собора, построенного в конце XIX века? (ответ) *Главное достояние любого города – это его люди. Население города росло вместе с ним. Давайте выясним, каким оно было в разные годы? (ответ) |
Слайд 8 Первое задание Записаны параметры вопросов По щелчку: Числовые ответы В автомат. режиме: Иллюстрации после каждых трех параметров Слайд 9 Второе задание 1 – 4 вариант (Оформлен аналогично слайду 8) Слайд 10 Второе задание 5 вариант (Оформлен аналогично слайду 8) |
||
5. Домашнее задание |
|||
1. Найдите значение выражения. (196578:326 + 52 · (301 – 299) – 43) · 3 и вы узнаете год, в котором была открыта первая школа в г Бийске. 2. Составьте задачу, используя данные о количестве учеников в школах г. Бийска в разные периоды времени. 1767 г. – 60 учеников. 1864 г. – 69 учеников. 1902 г. – 2291 ученик. 3. Попробуйте отыскать исторические факты, рассказывающие о развитии образования в г. Бийске. Домашнее задание записано в вашем листе-конспекте: первое задание обязательно для всех, второе и третье дополнительные творческие задания, за которые будет поставлена отдельная оценка. |
|||
6. Итог урокаУчитель обсуждает с учащимися все ли цели были достигнуты и над чем еще необходимо поработать, что вызвало особый интерес учащихся и чем запомнится им урок. Переход на слайд с целями и затем на заключительный слайд осуществляется при помощи гиперссылок. |
|||
А теперь попробуем выяснить: все ли цели, которые мы с вами поставили в начале урока, нам удалось выполнить? *(По гиперссылке на гербе). *(По гиперссылке на гербе). А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения нашего земляка Г. Рябченко.
|
Слайд 3 Слайд 11 Все объекты появляются автоматически |