Тип урока: комбинированный.
Цели урока (СЛАЙД 2):
Образовательные цели
1) познакомить учащихся с задачами на
нахождение части; дроби от числа и нахождение
числа по дроби;
2) сформировать навык читать, записывать и
понимать обыкновенные дроби;
3) повторить ранее изученный материал;
4) формировать умение решать задачи разных типов.
Развивающие цели
1) развивать вычислительные навыки учащихся;
2) уметь применять знания на практике;
3) развивать память, речь, любознательность,
познавательный интерес;
4) развивать умственные операции (создание
образа, перенос знаний, обобщение, сравнение,
синтез);
5) учить работать в группах, взаимопомощь.
Воспитательные цели
1) воспитывать аккуратность;
2) воспитывать настойчивость в достижении цели.
Оборудование: учебник математика 5 авторы Н. Я. Виленкин и др.; проектор, компьютер; раздаточный материал – карточки для индивидуальной работы; карточки для работы в группах; фотографии московского метро.
Эпиграф к уроку: Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику! Цицерон (СЛАЙД 3)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Готовность класса к работе. Сосредоточить внимание на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока
Тема нашего сегодняшнего урока решение задач по теме “Обыкновенные дроби”. Мы с вами повторим все что, знаем про обыкновенные дроби и будем учиться решать задачи разных типов.
III. Проверка домашнего задания
- Какую часть поезда, состоящего из 8 вагонов составляет один вагон (два, три, пять вагонов)?
- Что показывает знаменатель каждой дроби?
- Что показывает числитель каждой дроби?
- Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.
IV. Устный счет
Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учащихся)
Карточка 1.
- Учебник № 886 стр. 140.
- Какой доле килограмма равен 1 грамм?
Карточка 2.
- Учебник № 886 стр. 140.
- Какой доле метра равен 1 сантиметр?
Карточка 3.
- Учебник № 895(а, б, в) стр. 141.
- Какой доле километра равен 1 метр?
Карточка 4.
- Учебник № 895 (г, д, е)стр. 141
- Какой доле сантиметра равен 1 милиметр?
(СЛАЙДЫ 4 и 5)
Выполните цепочку вычислений. Запишите в тетради только ответы. Каждый промежуточный ответ сопоставьте с соответствующей буквой, назовите получившееся словосочетание (СЛАЙД
О | К | Т | Е | С | М | Р | В |
12 | 84 | 23 | 68 | 108 | 72 | 60 | 5 |
ответ: московское метро
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи, узнавая больше о московском метрополитене. Мы познакомимся с историей и современностью московского метро самого большого (12 линий 182 станции), самого быстрого (скорость движения поездов до 120 км/ч) в мире. А также одного их самых красивых (из 182 станций 44 являются объектами культурного наследия). Фото станций Московского метрополитена. (СЛАЙДЫ 6-8)
V. Работа по теме урока.
1. Начнем узнавать новое с разминки.
Выполните вычисления и вы узнаете год, когда началось регулярное движение поездов на Московском метрополитене (СЛАЙД 9) :
(45678 – 12783) : 17 = 1935 (год) . Результат разделите на 129 и вы найдете дату начала регулярного движения поездов (15). Затем результат разделите на 3 и вы узнаете месяц начала движения поездов (5 – май)
Итак, 15 мая 1935 года началось регулярное движение поездов на Московском метрополитене. Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”, с ответвлением на “Смоленскую”. Метрополитен первоначально носил имя
Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В.И. Ленина. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП “Московский метрополитен”.
2. Сравнение двух видов задач (СЛАЙД 10)
Задача 1. В 1935 году в Московском метро было всего две линии, что составляет 1/6 часть линий, которые насчитывает Московский метрополитен в 2011 году. Назовите количество линий московского метрополитена сейчас (2011 год)?
Задача 2. В 2011 году в Московском метрополитене действует 12 линий, а в 1935 году – 1/6
этого количества. Сколько линий было в московском метро в 1935 году?
– Прочитайте задачи.
– Чем задачи похожи и чем отличаются друг от друга? (в задачах одинаковые значения частей, разные смысловые 2 связи между данными, также в задачах разные вопросы)
Работа над первой задачей:
– что известно в задаче? (в 1935 году было 2 линии);
– что нужно узнать в задаче? (сколько линий сейчас? целое);
– сколько шестых долей в целом? (шесть);
– как решить задачу? (2 • 6 = 12 линий).
Работа над второй задачей:
– сколько линий метро действует сейчас? (12 линий);
– какая часть действовала в 1935 году? (1/6 часть);
– как вы это понимаете?
– Как решить задачу? (12 : 6 • 1 = 2 линии)
Сделайте вывод. (В первой задаче мы находим целое, а во второй – часть).
– Чем задачи отличаются по смыслу?
– Как решать эти задачи?
VI. Повторение ранее изученного материала (СЛАЙД 11)
Посмотрите и назовите, какая часть каждого “поезда” закрашена. Как вы думаете, какие две дроби равны?
Два ученика с обратной стороны доски. Все остальные в тетради нарисуйте прямоугольник – поезд. Работа по вариантам.
1 вариант заштрихуйте 3/6 “поезда” – 1 ученик у доски.
2 вариант заштрихуйте 2/8 “поезда” – 2 ученик у доски.
Сверка с доской.
Какой вывод вы можете сделать?
VII. Физкультминутка (гимнастика для глаз СЛАЙД 12)
Все дети под руководством учителя выполняют упражнения.
VIII. Решение задач
Задача № 1 Из 182 станций Московского
метрополитена 16 наземных. Какая часть всех
станций метро наземные?
Задача № 2 В метро за год ездит 215 млн. студентов и
школьников, что составляет 1/11 от
общего числа всех пассажиров. Какое количество
пассажиров перевозит метро за год?
Задача № 3 Из 182 станций московского метро
оснащены эскалатором 1 /11 этого
количества. Сколько станций оснащено
эскалатором?
Каждой группе предлагается решить задачи. Сделать вывод.
- Чем задачи отличаются между собой?
- Что нового узнали о Московском метрополитене (каждой группе подготовить мини сообщение: Мы научились… Мы узнали…)
Задачи для 1 группы
- Из 182 станций Московского метро 130 оснащены эскалатором. Какая часть всех станций оснащены эскалатором?
- Самый короткий перегон между станциями “Выставочная” и “Международная” 498 метров, что составляет 3/40 от самого длинного перегона. Какова протяженность самого длинного перегона между станциями “Крылатское” и “Строгино”?
- Коля спустился в метро и ждал поезд 2 мин 15 сек. Какой минимальный интервал между поездами, если он составляет 2/3 времени, которое Коля ждал свой поезд?
- За сутки Московский метрополитен перевозит в среднем 9000 тыс. пассажиров. В 1935 году пассажироперевозки составляли в среднем 1/50 часть этого количества. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозил Московский метрополитен в 1935 году?
Задачи для 2 группы
- Из 182 станций Московского метрополитена 64 пересадочные. Какая часть всех станций пересадочные?
- Коля ехал к бабушке, заблудился и проехал в метро 270 км. Найдите среднюю дальность поездки пассажира в метро, если она составляет 2 /45 от расстояния, которое проехал Коля.
- В 1935 году в Московском метрополитене было всего 58 вагонов, что составляет примерно 1/75 часть их нынешнего количества. Сколько вагонов в московском метрополитене в настоящее время?
- В настоящее время стоимость проезда в Московском метрополитене оставляет 28 руб. за одну поездку. Какова была стоимость проезда в 1935 году, если она составляла 1/56 часть от сегодняшней цены?
Задачи для 3 группы
- Из 182 станций Московского метрополитена 26 узловых. Какая часть всех станций узловые?
- В метро за год в среднем ездит 215 млн. студентов и школьников, что составляет 5/56 от общего числа всех пассажиров, перевозимых метрополитеном за год. Чему равен примерный годовой объем перевозки пассажиров Московским метрополитеном?
- Всего в метро 64 пересадочные станции, крупнейший пересадочный узел составляет 1/16 пересадочных станций. Сколько станций составляют крупнейший пересадочный узел Московского метрополитена?
- Минимальный интервал между поездами Московского метрополитена сейчас – около 90 с, что составляет 1/5 времени, которое затрачивали на ожидание пассажиры 1935 года. Сколько времени ожидали поезда в Московском метро в 1935 году?
Подготовка сообщений каждой группой: Мы научились… Мы узнали…
По очереди для каждой группы – сверка ответов с готовым результатом (СЛАЙД 16).
1 группа (№1 130/182 = 65/91; №2 6640 метров; №3 90 минут; №4 180 пассажиров)
2 группа (№1 64/182 = 32/91; №2 12 км; №3 4350 вагонов; №4 50 копеек)
3 группа (№1 26/182 = 13/91; №2 2408 млн. пассажиров; №3 4 станции; №4 7 мин 30 сек)
IX. Итог урока (СЛАЙД 17)
– Какие типы задач научились решать на уроке?
– Сообщение каждой группы Мы научились… Мы узнали…
X. Домашнее задание
– найти информацию об истории или о современности Московского метрополитена;
– составить каждой группе по 2 – 3 задачи разных типов;
– красочно оформить задачи и их решения на листах А4.
Сдать материалы каждой группе через неделю.
На следующий урок по учебнику № 928, 931.
Выставление оценок
Спасибо за урок!!!