Сложение и вычитание обыкновенных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Поход на Воицкий падун

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы.
  • Повышение мотивации обучения, интереса к предмету.
  • Развитие логического мышления, внимания, памяти.
  • Создание положительной эмоциональной обстановки на уроке; оказание взаимопомощи при работе в парах.

Организационные формы общения:

  • групповая
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (маршрутные листы, кроссворд)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Мотивация урока – 1 мин.
  3. Актуализация опорных знаний – 8 мин.
  4. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков – 30 мин.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание урока. Рефлексия – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока, запись в тетради. (Слайд 2)

2. Мотивация урока.

Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в поход. Я думаю, что он не только раскроет перед нами красоту нашего края, но и расширит наш кругозор. (Перед вами маршрутные листы, на них записываем заработанные баллы)

3. Актуализация опорных знаний.

Начнем мы со сбора снаряжения, которое нам понадобится в походе. (Устный счет)

Задание: (Слайд 3)

  1. Выполните сложение чисел (по часовой стрелке)
  2. Расположите полученные правильные дроби в порядке возрастания
  3. Найдите сумму полученных смешанных чисел
  4. Найдите сумму всех целых чисел на рисунке

Снаряжение готово, разработаем маршрут.

Это третье по величине озеро Европы. Тут и поселились 5-6 тысяч лет назад первые люди. Мы – жители края, прилегающего к этому озеру.

Задание:

Разгадайте кроссворд, и мы узнаем, на территорию какого озера лежит наш путь.

Вопросы: (раздаточный материал)

  1. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
  2. Дробь, записанная с помощью черты.
  3. Русский математик XVIII века в своей знаменитой “Арифметике”, писал:
  4. “Но есть тот арифметчик, иже в целых ответчик, а в долях ничтоже отвечате возможе. Тем же о ты радеяй, буди в частях умеяй”.

  5. 30 секунд от минуты.
  6. Процедура, посредством которой отрезку приписываются длина.
  7. Число показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется...
  8. Число, которое используется при счёте.
  9. В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “ломать на части”.

Ответ: ВЫГОЗЕРО (проверка на слайде 4, 5)

4. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

  1. (фронтальный опрос, слайд 6)

По утверждениям местных жителей, Выгозеро получило свое название по числу располагавшихся на нем когда-то островов, и по-русски его можно было бы величать по-другому.

Задание: Продолжите ряд дробей, назвав два члена, по какому правилу он формируется

a)

b)

c)

d)

По-русски его можно было величать “Год-озеро”. До постройки канала на озере насчитывалось 365 больших и малых островов. На крупных островах располагались 42 деревни. С постройкой канала они были перенесены на “материк”, в 15 крупных населенных пунктов. После того, как подпорные плотины подняли уровень воды в озере на семь метров, многие островки ушли под воду. Сейчас о них напоминают лишь торчащие кое-где высохшие сосны.

2) (фронтальный опрос, слайд 7)

Двадцать пять рек впадает в Выгозеро, наиболее крупные из них – Верхний Выг (154 км). Сегежа (72 км) и Вожма (75 км), остальные – небольшие речки и ручьи, и только одна – Нижний Выг берет здесь своё начало. Через нее, реку, превращенную в канал, сток воды идет в Белое море. Определим полуостров, к которому мы приближаемся.

Задание: Заполните таблицу.

Ответ: Майнаволок

Надвоицы расположены на западном берегу Воицкого озера, которое является частью ББ канала, на полуострове Майнаволок на северном берегу озера Выгозера.

3) (Взаимопроверка, обмен тетрадями)

Расположено Выгозеро на высоте 89,2 м над уровнем моря. Наибольшая длина его равна 90,2 км, ширина – 23,5 км. Средняя глубина – 6,2 м, наибольшая – около 18 метров.

Задание: Восстановите данные, решив уравнения. Назовите фигуру, соответствующую наименьшему корню, наибольшему. (Слайд 8)

4)  (Решение в тетради)

По пути мы можем порыбачить? В Выгозере обитает 11 видов рыб: лосось озерный, ряпушка, сиг, щука, плотва, язь, лещ, судак, окунь, ерш и налим. (Слайд 9, 10)

Задание:

Масса вяленой плотвы составляет массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы, чтобы получилось 22 кг вяленой?

Ответ: 40 кг

5) (Устное решение, фронтальный опрос)

Воицкий водопад – визитная карточка Надвоиц, ее достопримечательность, природный равнинный водопад. Сила падающей воды впечатляет, а территория обладает очень сильной энергетикой.

На реке Нижний Выг было много порогов и водопадов, из которых самый известный – Воицкий падун, с отвесным падением более 4-х метров. Каменистыми островками он делился на три ветви: левая носила название Толчеи, средняя – Срединной падью, а правая – Мельничным падуном. Сейчас можно любоваться только средним руслом, правое – осушено, а на левом – 10 шлюз Беломорско-Балтийского канала. Как назывался правый рукав?

Задание: Выделите целую и дробную часть дроби. (Слайд 11)

М

Е

Л

Ь

Н

И

Ч

Н

Ы

Й

Код:

И

М

Н

Ы

Е

Ч

Л

Й

Ь

Относительно самого названия сохранилось предание.

На берегу водопада была мельница, однажды мельник, переправляясь с женой на противоположный берег, допустил неосторожное движение, лодка перевернулась. Мельник выкарабкался, а жена пошла ко дну. На следующий день ее вытащили, закинув в водопад крепкие веревки. Женщина оказалась жива, между главною струею и обрывом есть широкое, свободное от воды место, и на него по счастливой случайности упала мельничиха. Простояв сутки, она только оглохла от страшного шума. После этого водопад и стали называть "Мельничным".

6) (решение в тетради)

Название нашего поселка тесно связано с водопадом. Над гремящим, воющим Воицким падуном, который раньше называли Воец, на берегах реки Нижний Выг появилась деревня, из которой позже выросли современные Надвоицы. Название образовалось от “над” и Воиц, или Воицкий падун — гремящий водопад на реке Нижний Выг.

Это место – конечный пункт нашего движения. (Слайд 12-18) Сделаем привал.

Задача:

Длина нашего туристического маршрута 72 км. До обеда мы проплыли всего пути, после обеда – того, что проплыли до обеда, остальное мы шли пешком. Сколько километров нам пришлось пройти?

Ответ: 12 км.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание урока. Рефлексия.

Наш поход подошел к завершению. Мы побывали в чудесном месте Надвоиц – Воицком водопаде. Подведем итоги.

Домашнее задание урока:

  1. У меня есть шнур длиной , как получить из него два куска длиной 50 см и .
  2. Что это за дроби с числителем меньше знаменателя, не меняются, если их перевернуть?
  3. Нарисовать ребус, используя тему похода.

Порядок выставления баллов – Маршрутный лист

Задание

Максимум

Полученное число баллов

Устный счет “Ромашка”
  1. один пример – 1, всего – 8
  2. 1
  3. 1
  4. 1
 
Кроссворд слово – 1, всего – 8  
Продолжи ряд 1+1+1+3  
Заполни таблицу 10  
Реши уравнения 6+1  
Задача про рыбу 3  
Выдели целую часть 10  
Задача о туристах 5  

Более 20 баллов – “5”, 19-15 баллов – “4”, 14-9 баллов – “3”.

Литература

  1. А.П.Нечаев "В мире брызг и пены" (Из поездок по водопадам). http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=005&id=176&cType=1
  2. Кузнецов А.И. Краткая история Выгозерья. http://www.nadvoicy.su/index.files/Page580.htm