Поход на Воицкий падун
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Цели:
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы.
- Повышение мотивации обучения, интереса к предмету.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Создание положительной эмоциональной обстановки на уроке; оказание взаимопомощи при работе в парах.
Организационные формы общения:
- групповая
- индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (маршрутные листы, кроссворд)
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Мотивация урока – 1 мин.
- Актуализация опорных знаний – 8 мин.
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков – 30 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание урока. Рефлексия – 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока, запись в тетради. (Слайд 2)
2. Мотивация урока.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в поход. Я думаю, что он не только раскроет перед нами красоту нашего края, но и расширит наш кругозор. (Перед вами маршрутные листы, на них записываем заработанные баллы)
3. Актуализация опорных знаний.
Начнем мы со сбора снаряжения, которое нам понадобится в походе. (Устный счет)
Задание: (Слайд 3)
- Выполните сложение чисел (по часовой стрелке)
- Расположите полученные правильные дроби в порядке возрастания
- Найдите сумму полученных смешанных чисел
- Найдите сумму всех целых чисел на рисунке
Снаряжение готово, разработаем маршрут.
Это третье по величине озеро Европы. Тут и поселились 5-6 тысяч лет назад первые люди. Мы – жители края, прилегающего к этому озеру. |
Задание:
Разгадайте кроссворд, и мы узнаем, на территорию какого озера лежит наш путь.
Вопросы: (раздаточный материал)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
- Дробь, записанная с помощью черты.
- Русский математик XVIII века в своей знаменитой “Арифметике”, писал:
- 30 секунд от минуты.
- Процедура, посредством которой отрезку приписываются длина.
- Число показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется...
- Число, которое используется при счёте.
- В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “ломать на части”.
“Но есть тот арифметчик, иже в целых ответчик, а в долях ничтоже отвечате возможе. Тем же о ты радеяй, буди в частях умеяй”.
Ответ: ВЫГОЗЕРО (проверка на слайде 4, 5)
4. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
По утверждениям местных жителей, Выгозеро получило свое название по числу располагавшихся на нем когда-то островов, и по-русски его можно было бы величать по-другому. |
Задание: Продолжите ряд дробей, назвав два члена, по какому правилу он формируется
a)
b)
c)
d)
По-русски его можно было величать “Год-озеро”. До постройки канала на озере насчитывалось 365 больших и малых островов. На крупных островах располагались 42 деревни. С постройкой канала они были перенесены на “материк”, в 15 крупных населенных пунктов. После того, как подпорные плотины подняли уровень воды в озере на семь метров, многие островки ушли под воду. Сейчас о них напоминают лишь торчащие кое-где высохшие сосны. |
2) (фронтальный опрос, слайд 7)
Двадцать пять рек впадает в Выгозеро, наиболее крупные из них – Верхний Выг (154 км). Сегежа (72 км) и Вожма (75 км), остальные – небольшие речки и ручьи, и только одна – Нижний Выг берет здесь своё начало. Через нее, реку, превращенную в канал, сток воды идет в Белое море. Определим полуостров, к которому мы приближаемся. |
Задание: Заполните таблицу.
Ответ: Майнаволок
Надвоицы расположены на западном берегу Воицкого озера, которое является частью ББ канала, на полуострове Майнаволок на северном берегу озера Выгозера. |
3) (Взаимопроверка, обмен тетрадями)
Расположено Выгозеро на высоте 89,2 м над уровнем моря. Наибольшая длина его равна 90,2 км, ширина – 23,5 км. Средняя глубина – 6,2 м, наибольшая – около 18 метров. |
Задание: Восстановите данные, решив уравнения. Назовите фигуру, соответствующую наименьшему корню, наибольшему. (Слайд 8)
4) (Решение в тетради)
По пути мы можем порыбачить? В Выгозере обитает 11 видов рыб: лосось озерный, ряпушка, сиг, щука, плотва, язь, лещ, судак, окунь, ерш и налим. (Слайд 9, 10) |
Задание:
Масса вяленой плотвы составляет массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы, чтобы получилось 22 кг вяленой?
Ответ: 40 кг
5) (Устное решение, фронтальный опрос)
Воицкий водопад – визитная карточка Надвоиц, ее достопримечательность, природный равнинный водопад. Сила падающей воды впечатляет, а территория обладает очень сильной энергетикой. На реке Нижний Выг было много порогов и водопадов, из которых самый известный – Воицкий падун, с отвесным падением более 4-х метров. Каменистыми островками он делился на три ветви: левая носила название Толчеи, средняя – Срединной падью, а правая – Мельничным падуном. Сейчас можно любоваться только средним руслом, правое – осушено, а на левом – 10 шлюз Беломорско-Балтийского канала. Как назывался правый рукав? |
Задание: Выделите целую и дробную часть дроби. (Слайд 11)
М |
Е |
Л |
Ь |
Н |
И |
Ч |
Н |
Ы |
Й |
Код:
И |
М |
Н |
Ы |
Е |
Ч |
Л |
Й |
Ь |
Относительно самого названия сохранилось предание. На берегу водопада была мельница, однажды мельник, переправляясь с женой на противоположный берег, допустил неосторожное движение, лодка перевернулась. Мельник выкарабкался, а жена пошла ко дну. На следующий день ее вытащили, закинув в водопад крепкие веревки. Женщина оказалась жива, между главною струею и обрывом есть широкое, свободное от воды место, и на него по счастливой случайности упала мельничиха. Простояв сутки, она только оглохла от страшного шума. После этого водопад и стали называть "Мельничным". |
6) (решение в тетради)
Название нашего поселка тесно связано с водопадом. Над гремящим, воющим Воицким падуном, который раньше называли Воец, на берегах реки Нижний Выг появилась деревня, из которой позже выросли современные Надвоицы. Название образовалось от “над” и Воиц, или Воицкий падун — гремящий водопад на реке Нижний Выг. |
Это место – конечный пункт нашего движения. (Слайд 12-18) Сделаем привал.
Задача:
Длина нашего туристического маршрута 72 км. До обеда мы проплыли всего пути, после обеда – того, что проплыли до обеда, остальное мы шли пешком. Сколько километров нам пришлось пройти?
Ответ: 12 км.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание урока. Рефлексия.
Наш поход подошел к завершению. Мы побывали в чудесном месте Надвоиц – Воицком водопаде. Подведем итоги.
Домашнее задание урока:
Порядок выставления баллов – Маршрутный лист
Задание |
Максимум |
Полученное число баллов |
Устный счет “Ромашка” |
|
|
Кроссворд | слово – 1, всего – 8 | |
Продолжи ряд | 1+1+1+3 | |
Заполни таблицу | 10 | |
Реши уравнения | 6+1 | |
Задача про рыбу | 3 | |
Выдели целую часть | 10 | |
Задача о туристах | 5 |
Более 20 баллов – “5”, 19-15 баллов – “4”, 14-9 баллов – “3”.
Литература
- А.П.Нечаев "В мире брызг и пены" (Из поездок по водопадам). http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=005&id=176&cType=1
- Кузнецов А.И. Краткая история Выгозерья. http://www.nadvoicy.su/index.files/Page580.htm