Тема “Основные характеристики персонального компьютера”, изучаемая в восьмом классе, одна из самых сложных в усвоении детьми. Эти сложности связаны с необходимостью не только запоминания принципиально новых для детей терминов, но и с необходимостью понимания механизмов и процессов, ими описываемых. Определенная трудность кроется и в лимите времени. Согласно авторской программе И.Г.Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой на изучение раздела “Первое знакомство с компьютером”, частью которого является рассматриваемая тема, отводится всего шесть часов. Таким образом, на изучение основных характеристик персонального компьютера можно выделить только один урок. Итак, всего за один урок дети должны усвоить термины: разрядность процессора, тактовая частота, объем оперативной памяти.
Успешное изучение темы возможно только при полном усвоении тем предыдущих уроков. Дети должны свободно оперировать такими понятиями как “внешняя память”, “внутренняя память”, “процессор”, “жесткий диск”, “оптический диск”, “флэш-память”, знать принцип и единицы измерения информации. Кроме того, дети должны уметь соотносить устройства и функции, ими выполняемые. Все это возможно лишь при систематическом повторении на каждом уроке, посвященном данному разделу. Это могут быть и фронтальные опросы, и работа с карточками, и различные игры на сопоставление, “угадывание” и проч.
Итак, изучение новой темы необходимо начинать после актуализации знаний, полученных детьми ранее.
Знакомство с новым материалом проводится с опорой на презентацию, которая демонстрируется параллельно с объяснением учителя.
При демонстрации первого слайда учитель объявляет тему и дает установку на запоминание новых понятий.
При определении понятия “тактовая частота” необходимо показать детям, где находится такое устройство, как генератор тактовой частоты (это лучше сделать не только в презентации, но на модели системной платы). На втором слайде презентации генератор тактовой частоты обводится красным многоугольником. А для лучшего понимания смысла термина “тактовая частота” уместно провести некоторые аналогии. Генератор тактовой частоты можно сравнить с сердцем человека, а тактовую частоту – с пульсом. Чтобы аналогия не была поверхностной, и дети лучше поняли новую характеристику, необходимо выяснить и существенную разницу между пульсом и тактовой частотой. Эта разница заключается в том, что пульс человека лежит в определенных пределах, и его увеличение есть следствие возрастания нагрузки на сердце, после которой пульс должен прийти в норму; в то время как увеличение тактовой частоты процессора ведет к увеличению скорости его работы. Демонстрируя некоторые тактовые частоты (слайд №3), можно задавать вопрос: “Сколько тактов в секунду отстукивает генератор тактовой частоты?”
При проведении физкультминутки, дети могут измерить у себя пульс (например, за 10 секунд), выполнить физические упражнения, снова измерить пульс и сделать соответствующие выводы.
При определении такого понятия, как разрядность, тоже можно использовать аналогию с пропускной способностью, например, дверей кабинета или школьной лестницы. При этом необходимо установить единицы измерения: сами дети выступают в роли битов (например, мальчики – это единички, а девочки – нолики), и выяснить такую “разрядность” экспериментальным путем. Демонстрируя различные разрядности процессора (слайд №5) можно задавать вопросы: “Сколько бит одновременно может обработать процессор?” (можно спросить и сколько байт обрабатывается одновременно).
Переходя к такому понятию, как объем оперативной памяти, необходимо еще раз указать на ее значение для компьютера и главное достоинство – скорость. Важно понять, что, чем выше объем оперативной памяти, тем производительнее компьютер. На слайде №6 даются приблизительные, оценочные объемы памяти, которые занимают открытые окна программ.
Важнейшей характеристикой носителей внешней памяти тоже является информационный объем. На слайде №7 приводится таблица примерных объемов современных носителей. Но, обсуждая данный вопрос с детьми, нужно говорить не только об объемах памяти носителей, но и о скорости считывания/записи, типах информации, которую предпочтительно записывать на тот или иной носитель, о надежности носителей, от чего их следует оберегать и как это делать. В такой беседе детям может помочь личный опыт; в качестве демонстрационного материала могут служить конверты или упаковки от дисков (например, Verbatim, TDK, VS), на которых известные производители обязательно печатают значки типа: или и т.п.
В качестве диагностического контроля можно провести короткий тест из 4 – 5 вопросов, цель которого оценить уровень запоминания материала, изученного на уроке, и понимания смысла тех характеристик, с которыми дети познакомились. Большое количество полезных дидактических материалов (например, для домашнего задания) можно найти на сайте образовательных цифровых ресурсов.
Несколько замечаний о презентации, сопровождающей урок.
Смена слайдов настроена вручную, а все эффекты анимации внутри каждого слайда происходят автоматически, в некоторых случаях с небольшой (1 – 2 секунды) задержкой. Это сделано для удобства просмотра. Конечно, если презентация будет использоваться учителями на уроках, то некоторые эффекты должны меняться по щелчку мыши.
На слайдах №6 и №7 в таблицах использованы иконки и значки. Это сделано неслучайно и направлено на формирование и закрепление ассоциативных связей между программами (устройствами) и их значками, которые эксплуатирует операционная система. Личный опыт показывает, что неумение “читать” экран, быстро находить нужные значки и иконки, может существенно влиять на скорость работы ребенка за компьютером, является раздражающим, а иногда и стрессовым фактором для ученика.
В презентацию включен короткий тест, направленный на диагностику усвоения материала, изученного на уроке. Если презентация используется только для сопровождения объяснения учителя, то этот слайд можно и не использовать.
Тест написан в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic, и его процедурный код можно найти в редакторе Visual Basic (команда Сервис в строке верхнего меню окна программы Microsoft PowerPoint).
Инструкция к тесту
В тесте всего четыре вопроса, на каждый из которых предусмотрен только один вариант ответа. Отвечать на вопросы можно в любом порядке.
После выбора варианта ответа на тот или иной вопрос, необходимо нажать соответствующую кнопку проверки (например, к вопросу №1 это кнопка “Проверка 1”).
После нажатия кнопки проверки уже нельзя поменять вариант ответа, а на форме рядом с вопросом появляется надпись “Правильно” или “Неправильно”.
Если кнопка проверки нажата, а ответ не выбран, то рядом с вопросом появляется надпись “Выберите ответ”.
Ответить нужно на все вопросы. Как только будут выбраны все четыре вопроса, становится доступной кнопка “Оценка”, которая до этого была неактивной (светло-серая надпись “Оценка” на кнопке станет черной). После нажатия на эту кнопку в соответствующем окне появится оценка по пятибалльной шкале. После вывода результатов кнопка “Оценка” снова станет неактивной.
Важное замечание!
Для того чтобы тест работал так, как это задумано, необходимо установить уровень безопасности в положение “Низкий” (в крайнем случае, “Средний”) и разрешить выполнение макросов. Это можно сделать, так:
- Открыть окно программы Microsoft PowerPoint.
- Выполнить команду: Сервис – Макрос – Безопасность.
- Переставить переключатель на вкладке “Безопасность” в положение “Низкий”.
- Открыть презентацию и проверить работу теста, нажав кнопку “Начать тест” на слайде №9.
- Если Вы сначала открыли презентацию, а затем изменили уровень безопасности, то, возможно, придется закрыть презентацию и открыть ее еще раз. В противном случае, при нажатии на кнопку “Начать тест” ничего не произойдет.
- Автор не является профессиональным программистом, поэтому программа теста наверняка содержит в себе какие-либо недостатки. Пожалуйста, отнеситесь к этому со снисхождением. Являясь автором этого программного продукта, не вижу смысла в запрещении свободного использования, редактирования и корректировки программы теста.
Желаю удачи!
Литература:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Интернет-источники:
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru
- БИНОМ. Лаборатория знаний: http://metodist.lbz.ru
- Текстуры, обои для рабочего стола, рисунки,
иконки и значки:
http://pixelbrush.ru
http://www.photoshop-planet.ru
http://iconpack.ru
http://www.texturebase.ru
http://rabstol.ru