Цели и задачи урока: продолжить формирование понятий “размножение”, “половое размножение”, “оплодотворение”, сформировать новые понятия “мейоз”, “гаметогенез”, “овогенез”, “сперматогенез”. Показать сущность и значение мейоза. Продолжить развивать умения работать с текстом, таблицами, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование к уроку: учебник “Основы общей билологии” И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, презентация, тестовые задания.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение целей и темы урока
3. Актуализация знаний:
– фронтальный опрос: как вы объясните термины: “размножение”, “бесполое размножение”, “половое размножение”, “гаметы”, “оплодотворение”, “митоз”, “клеточный цикл”, “интерфаза”.
– индивидуальный письменный опрос (проводится параллельно с фронтальным): а) значение и виды бесполого размножения организмов в природе, б) особенности полового размножения организмов в природе, в) в чем заключается эволюционное преимущество полового размножения перед бесполым.
– тренировочный тест по теме: “митоз” (см. приложение 1) (выполнение самостоятельное, с последующей проверкой в паре)
4. Переход к изучению новой темы:
Для формулировки проблемного вопроса можно использовать 10-й вопрос из тренировочного теста “митоз”: “есть ли отличия в процессе образования половых клеток по сравнению с соматическими клетками?”
5. Изучение новой темы (сл.1):
А) с использованием слайдов 2 и 3 определить какой набор хромосом имеют половые клетки. Это можно сделать как в виде беседы (с менее подготовленными детьми), так и самостоятельно (с помощью слайдов) учащимися, умеющими самостоятельно на основе наглядной информации анализировать и формулировать выводы.
Б) дальнейшее изучение материала учитель может построить как ему удобно, учитывая уровень и степень подготовленности детей:
Слайд 4 – понятие мейоза,
Слайд 5 – особенности мейоза,
Слайд 6 – значение мейоза,
Слайд 7-20 – механизм мейоза,
Слайд 21 – особенности гаметогенеза,
Слайд 22 – сравнение митоза и мейоза.
6. Работа с таблицей в тетради (самостоятельно в классе или вместе в виде беседы, или в качестве домашнего задания).
Сравнение способов деления клеток:
Cравниваемый признак |
Митоз |
Мейоз |
1. Для каких клеток характерен 2. Набор хромосом материнской клетки 3. Набор хромосом дочерних клеток 4. Количество дочерних клеток 5. Сколько делений клеток происходит 6. Фазы 7. Наличие процессов коньюгации и кроссинговера 8. Биологическое значение |
Закрепление материала:
Домашнее задание:
В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать схемы митоза и мейоза с обозначением всех элементов клетки, участвующих в делении.