Технологии ознакомления детей-дошкольников с пейзажным жанром в условиях Крайнего Севера

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Мой профессиональный интерес направлен на реализацию методической темы "Технологии ознакомления детей - дошкольников с пейзажным жанром в условиях Крайнего Севера" (1 слайд).

Природа - наш самый большой друг (2 слайд). Она благотворно влияет на нравственность детей. Постоянное общение с природой делает детей добрее, благороднее. Детские натуры мечтательны и романтичны, способны вобрать в себя всё самое прекрасное, что дарит природа, а произведения изобразительного искусства, музыки, поэзии несут в себе большой духовный потенциал.

Мы живём в условиях Крайнего Севера и наши дети, родившиеся в Норильске по сравнению с "материковскими" сверстниками лишены возможности видеть и наблюдать яркую смену времён года. Например, осень. Самое яркое время года. У нас она от климатических условий резко начинается, мнгновенно заканчивается и наступает зима. Мы не успеваем проследить смену явлений этого времени года (раннюю, золотую, позднюю осень), полюбоваться ею. В этом и заключается моя задача, доступно и наглядно преподнести это детям через искусство живописи.

Хочется вспомнить замечательные слова (3 слайд) М.Я. Флидлендера: "Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству; пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники".

Ценность любого живописного пейзажа заключается в отражении художником своего внутреннего мира к окружающей среде. Поэтому я стараюсь помочь детям понять, почувствовать и полюбить природу через искусство живописи, поэзии, музыки, так как искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека, на его ум, сердце, чувства и мысли.

Мой опыт работы в студии изобразительного творчества показал (4 слайд), что через познание детьми пейзажного жанра и изобразительных умений дети приобретают ценный багаж творческого воплощения, ценят искусство и ждут встречи с ним. Так как пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства.

Вот уже 14 лет я продолжаю работу над этой темой, систематизирую её, обогащаю новыми технологиями, нахожу новые подходы в работе (5 слайд). В течение четырёх лет дети учатся узнавать и называть пейзажи, а также виды пейзажей. Получают знания не только по их содержанию, но и по средствам выразительности написаных в тёплой, холодной, контрастной гамме, а также по настроению и характеру произведения, разным по композиции и манере исполнения. Прививаю своим воспитанникам уважение к профессии художников, формирую умения понимать и ценить красоту природы, любоваться и восхищаться всеми её живописными просторами. Искусство живописи помогает это почувствовать (6 слайд), а также реализовать свои художественные возможности разными приёмами изображения, разнофактурными материалами и художественными инструментами. И чем раньше я начинаю развивать это в детях, тем ярче становится сам продукт детского творчества.

Для успешной и полноценной работы я выстроила систему, которая включает в себя комплексный подход, помогает расширять и обогащать знания детей о сезонных явлениях природы, о пространственных отношениях объектов, о решении композиционно - пространственных задач.

Для ознакомления детей с пейзажем разработала перспективный план "Времена года" (7 слайд), который включает в себя экологическую культуру воспитания и сенсомоторное развитие.

Экологическое воспитание включает в себя экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, чтение, беседы, дидактические игры, вхождение в образы природы.

Сенсомоторное развитие включает в себя цветоведение, реализацию художественно - изобразительных возможностей детей. А выразительные средства способствуют творческому воображению детей (8 слайд).

Через ознакомление детей с пейзажным жанром воспитываю у каждого ребёнка тёплое, трепетное отношение к образам природы. Живое наблюдение за природой во время прогулок, экскурсий подготавливает детей, а рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотопейзажей конкретизирует это восприятие и делает его более осмысленным. Неотъемлемая часть знакомства, применяемая на занятиях с пейзажной живописью - это поэзия. Включая поэтическое слово в процесс рассматривания, дети реально представляют различные способы передачи выразительности образов природы и стремление воспроизвести их в своих рисунках.

(9 слайд) Начиная с самого раннего возраста, дети воспитываются на фольклоре. А как известно, в потешках, песенках много говорится о природе и животных. И поэтому именно в этом возрасте русский фольклор помогает малышам в воспитании понимания значения природы, расширяет кругозор, эмоционально развивает и развлекает детей. Провожу рисование и лепку с детьми по потешкам и песенкам связаных с природными явлениями, например: "Солнышко-колоколнышко", "Дождик, дождик пуще", "Радуга-дуга", "Травка-муравка". Эти крохотные произведения - та живительная сила, тот родник, тот чистый ключ, бьющийся из недр земли, к которому в раннем детстве припадает ребёнок. Дети с удовольствием слушают потешки и принимают участие в совместном творчестве; дорисовывают снег, лучики для солнца, дождик, траву. Закрашивают бумажные силуэты облаков, листьев, фон дня и ночи.

В среднем и старшем возрасте подбираю доступные и понятные стихи детям по тематике (10 слайд), содержанию и языку написания, а также мелодичные и звонкие стихи с красивым ритмом, с чёткой рифмой. Например: "Осень краски взяла, начала рисовать. В старый лес забрела и его не узнать. Пожелтел березняк, яркий клён заалел, золотистый пиджак - стройный ясень надел. У рябин на весу гроздья ягод в огне. Красит осень в лесу всё подряд в октябре", "Стоят деревья в инее, то белые, то синие. Столбами синеватыми стоят дымки над хатами. И всё на свете в инее, то белое, то синее". Такие стихи побуждают детей к воспроизведению в рисунках своих впечатлений от прочитанных стихов. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной характеристике образов. Различные цвета и оттенки становятся понятным детям, а художественные средства помогают передать определённый колорит пейзажа. В результате этого в рисунках старшие дошкольники осознанно пытаются передать эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы) используя доступные и разнофактурные художественные материалы. Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, изображают природу более обобщёно (10 слайд). Например, рисуя осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев, а детей которых привлекает перечисленные детали в стихотворении, стараются тщательно прорисовывать детали, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажных рисунках детей следует считать их умения изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов, так как окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию - она способствует настроению чувств маленьких художников.

(11 слайд) Своеобразно дети младшего и среднего возраста передают пространство на рисунке в виде фриза (одна линия, на которой изображают деревья и кусты). В старшем возрасте (12 слайд) дети составляют композицию из 2-х, 3-х планов, определяют линию горизонта, изображают речку, дорогу, пригорки, пространство неба. Изображают деревья, подчёркивая их различия по величине и породам. Изобразив природу, дети с удовольствием дополняют рисунок животными или людьми. Предпосылкой создания таких композиций и выразительности рисунка служит овладение детьми изобразительной грамотой, т.е. элементарным навыкам и умениям в области реалистического рисования.

Для успешной реализации данной темы я создаю комфортную и спокойную обстановку. (13 слайд). Особый микроклимат в студии изобразительного творчества способствует детскому творчеству, прекрасная спокойная музыка во время занятий вызывает у детей настрой для воплощения замыслов, наталкивает их на определённый сюжет, на составление композиции рисунка. (14 слайд) Очень благотворно влияет на моих воспитанников атмосфера доверия и заинтересованности. Она помогает детям созданию активного интеллектуального и художественно-творческого процесса, а система моей работы, которую я выстроила, способствует росту высокого уровня развития детей в изобразительном творчестве (15 слайд). Когда у детей накапливается практический опыт изобразительных умений, тогда они его применяют в своей дизайн деятельности. Такие работы бывают и интересны и многофункциональны. (16 слайд).

Пейзажи можно изображать разными техниками и разными материалами, а также рисовать можно не только традиционно на бумаге, но и на камнях, ткани, фольге. Можно делать различные коллажи из обложек журналов, с помощью пластилинографией и нетрадиционным рисованием.

Хочу отметить особенность моих занятий, где всё подчинено единой теме; беседы, рассматривание, д/игры, игровые упражнения, сюрпризные моменты, зрительные ряды. Способы вовлечения детей в процессы восприятия и продуктивной деятельности разнообразны.Учитывая возрастные особенности детей, доминирующей бывает сказочно - игровая форма преподнесения материала.

Сказочное или лирическое повествование, игровые ситуации, игры-разминки, пантомимы, имитационные игры, погружения детей в ситуацию зрителя, слушателя, актёра или собеседника, придают занятию динамичность, загадочность, заинтересованность.. Например, тема занятия "Сказочный, зимний лес" (17 слайд) рисование на ткани (батик) средний возраст. На мольбертах весят знакомые репродукции картин с изображением зимних пейзажей. Дети представляют, что они в лесу (18 слайд) "Мы попали в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес! Справа - берёзка в шубке стоит, слева - ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся" Провожу игру пантомиму. Объясняю тему занятия. Провожу с детьми разминку для рук и пальчиков: "Снега мы возьмём немножко, слепим мы снежки в ладошках, дружно ими побросались, наши ручки и размялись" (19 слайд).

Когда знакомлю детей с морскими пейзажами перед рисованием провожу разминку связанную с морем: "Чайка над волной летала, чайка крыльями махала. Рыбка хвостиком плеснула, чайка в воду в миг нырнула". После занятия обязательно выполняем релаксацию:

"Наши пальчики устали - они долго рисовали, наши ручки устали - они кисточку держали. Глазки закрываются, реснички опускаются, глазки засыпают, дети отдыхают. Глазки открываются, дети просыпаются".

За время работы в студии мною подобрана разнообразная коллекция репродукций картин, фотопейзажей, линогравюр, открыток, иллюстраций, книг, видеозарисовок о природе нашего края, разных уголков мира. Собрала картотеку загадо, стихов, дидактических игр на развитие фантазии и воображения. Мною также подобраны манипулятивные и имитационные игры, а также символистические и ролевые. Данные игры использую в своей работе как приём обучения, как средство активизации познавательной деятельности детей. Особенно эффективно использую свои авторские игры (20 слайд) с целью ознакомления с жанровой живописью. Дети с помощью игр определяют жанры живописи, находят пейзаж среди других жанров и с интересом расставляют предметы пейзажа вдали и вблизи для более лучшего восприятия перспективы. Использую дидактическую игру как часть занятия.

Такая форма работы в познании пейзажного жанра необходима. Весь материал использую по назначению. Мы знаем, что жизненный опыт детей не богат и его надо обогащать, и углублять. Наглядность помогает детям ориентироваться в линейной перспективе, помогает познать, почему вдали все краски природы светлее, чем вблизи, а вблизи всё больше и ярче. Темы занятий, которые предлагаю детям, интересны по своему содержанию, и вызывают эмоциональный настрой (слайды 21, 22, 23).

Например:

- "Сказочно-хрустальный лес" рисование оттиском.

- "Кружевной лес" рисование белой гуашью, жидким солёным тестом, нитями.

- "Закружили метели" приёмом набрызга.

- "Северное сияние" техника граттажа.

Можно ещё много перечислять разных, интересных тем. Такие занятия увлекают детей и преподносят новые знания о природе и природных явлениях. В данном случае дети во время рисования говорят руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью детей становится рисунок. Поэтому моя задача предоставить детям свободу действий и богатый выбор изобразительных средств. Всё это помогает моим воспитанникам не допустить в их детскую, творческую деятельность однообразия и шаблона, стереотипности и жёстких правил.

Навыки и умения детей в изображении природы и природных явлений:

Во второй младшей группе (24 слайд) накапливается у детей "насмотренность", что в дальнейшем улучшает эстетическое восприятие и благотворно влияет на изобразительную деятельность детей. Дети смешивают цвета на палитре и применяют их по назначению. Учатся закрашивать лист бумаги. Осваивают действия моделирования. Изображают реальные объекты, (деревья, кусты, сугробы снега, облака, траву, цветы). Учатся восхищаться красотой природы, формируются знания в области искусства.

В среднем возрасте рисунки детей отличаются своей манерой изображения (25 слайд). Мои воспитанники смело рисую деревья, в разные времена года, применяя знакомые навыки и умения, чувствуют уверенность в своих движениях. У детей данного возраста уже имеется сенсорный опыт, самостоятельно составляют композицию рисунка. В течение года продолжают знакомиться с пейзажным жанром, находят пейзажи среди других жанров живописи, называют виды пейзажей (зимний, осенний, летний, весенний). Используют в речи искусствоведческие термины. Рассматривают работы своих товарищей и очень любят украшать своими работами выставки в группах.

В старшем возрасте произведения искусства вызывают у детей восторженный отклик (26 слайд). Дети восхищаются работами художников, они сравнивают фотопейзажи и репродукции картин, и делают характерные выводы по манере их написания. Проявляют интерес в изображении пейзажей. Составляют линейную перспективу пейзажа из 2-х, 3-х планов. Используют в рисовании традиционные и нетрадиционные приёмы изображения пейзажей. Владеют искусствоведческими терминами и понимают их назначение, а также используют их в своей речи. Продолжается работа в совершенствовании навыков в освоении действий детализации.

Особая моя роль в данной технологии принадлежит методам эмоционального настроя поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям по паркам, музеям, улицам, поиску собственных решений, художественно творческим результатам (27 слайд). Чтобы знания детей закреплялись и совершенствовались, ежемесячно разрабатываю рекомендации для педагогов по конкретным темам. Для родителей подобран и подготовлен информационно-консультативный материал, отражающий практические советы, эффективно влияющий на эстетическое и творческое развитие детей. Мною проводится анкетирование среди родителей, которое помогает мне много узнать о творчестве моих воспитанников дома. По анкетированию родителей на вопрос, рисуют ли дети дома пейзажи? Был положительный ответ да, лето и зиму. И пришла к такому выводу, что зима, и лето это более впечатляющие времена года для детей. Когда в Норильске властвует лютая и суровая зима, и только белый снег лежит вокруг, город предстаёт перед детьми в сказочном, загадочном цвете. А мои воспитанники стараются не только видеть белый снег, а множество его разных оттенков, а техники рисования помогают им всё это перенести и воспроизвести в своих работах. Зимой рождаются разные неповторимые и разнообразные сюжеты. А лето для детей это отдых, выезд на море, в другие города. После лета дети долго рисуют свои впечатления.

Природа подарила детям такую возможность, которую надо раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас и удивлять своими успехами. В ходе такой работы дети начинают понимать значимость своего труда, успехов, воплощать творческие находки и давать им применение в дальнейшей жизни.

"Быть может вся природа - мозаики цветов?
Быть может вся природа - различность голосов?
Быть может вся природа - числа и черты?
Быть может вся природа - желанье красоты!"