Управление качеством обучения в школе через научно-методическую работу

Разделы: Администрирование школы


«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.»
Р. Киплинг

Школьные годы – это целая эпоха в жизни каждого человека. Память надолго сохраняет тот день, когда мы пришли в первый класс, когда одержали первую победу, когда испытали первую неудачу. Школа – это большая и значимая ступень в процессе становления личности человека. Здесь ребенок получит тот багаж, и не только знаний, который он возьмет во взрослую жизнь. И как важно, чтобы все эти годы рядом с ним был настоящий мастер своего дела. Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь! А для этого необходимо качество образования, знания, умения и навыки, которыми располагает ученик, на которые надеются родители при поступлении.

Да, действительно, социальный, государственный заказ на деятельность учителя огромен. Родительская общественность хочет видеть в школах настоящего учителя, школьные годы – яркими и позитивными, а знания и умения – хорошей стартовой площадкой для последующего развития личности. Как же решить в стенах школы глобальные задачи? Как школе противостоять социуму, который нередко предлагает другую жизненную программу подрастающему поколению? Как быть руководителю школы, если родители бессильны в воспитании собственных детей? Мне, как заместителю директора по научно-методической работе, ответ понятен: главный залог успеха в образовании – личность педагога. Только личность способна повлиять на формирование другой личности, от этого порой зависит и  заинтересованное отношение ребенка к учению. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Перефразирую: «Успешного ученика может и должен воспитывать успешный учитель». На мой взгляд, это человек, который не стоит на месте, ставит перед собой цели и стремится их достичь; постоянно учится и не боится признаться, что пока чего-то не знает; работает на результат, т.е. видит плоды своей работы в учениках; расширяет сферу своих профессиональных интересов; участвует в конкурсах, фестивалях. Успешный учитель должен иметь творческий педагогический огонь, оживляющий юность, закаляющий характер человека, не стесняющий свободного горения мысли личности, заботящийся о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу школьника, был хорошего качества. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Фундаментом реализации этих требований времени служит методическая работа, которая строится на постоянном педагогическом поиске. Это теория и практика, творчество и нелёгкий труд. Это проблемы и идеи их решений. Это пульс жизни нашей школы. Методическую работу (Приложение №1) коллектив школы рассматривает как систему практических мероприятий, направленных на повышение компетентности и профессионализма учителей. Важнейшим условием успешности педагогической деятельности является готовность учителя к непрерывному педагогическому образованию. В первую очередь – это возможность самореализации учителя, так как методическая работа представляет собой не только рекомендации, но и индивидуальные направления, с помощью которых каждый учитель сможет построить свою педагогику. Свою же роль, как руководителя методической службы, я вижу в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Оно дает о себе знать мыслями и идеями о работе, появляющимися как бы сами собой, не только на уроке, но и во всех других обстоятельствах жизни.

Объективные потребности повышения качества (Приложение №2) образования изменили роль и значение всей методической работы. Данное обновление было вызвано целым рядом факторов: изменением социального заказа, потребностью общества в формировании высокого качества образования, требованиями к профессиональным качествам учителя, задача которого не столько быть источником информации, сколько научить учащегося организации учебной деятельности. Разумеется, в современных условиях, наша школа заинтересована в повышении качества образовательных услуг, что побуждает педагогический коллектив обратить взгляд на науку, развернуть исследовательские проекты, разрабатывать методическую работу на научном уровне. На данном этапе работа научно-методической службы школы заключается не в овладении уже существующими в науке знаниями, и не в применении чужого опыта, а в самостоятельном поиске новых знаний. Главная цель научно-методической работы в школе – это повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня педагогических кадров и обеспечение учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами обучения.

Школа сегодня стремительно меняется, и педагоги средней общеобразовательной школы №5 г. Михайловска, идут в ногу со временем. Мы понимаем, что главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Мы решаем задачу, как выполнить педагогу свою главную в современном мире миссию – научить добывать знания? Это переход к метапредметному и деятельностному подходу (Приложение №3) в образовательном процессе, реализация новых государственных образовательных стандартов, внешняя и внутренняя оценка качества образования. Качество образовательного процесса в нашей школе определяется во многом тем, насколько удается учителю выстроить новый характер отношений с учащимися; администрации создать условия для совместной работы всех учителей; на практике осуществить сотрудничество учащихся, учителей и родителей. Считаем, что цели образования XXI века: уметь жить, уметь работать, уметь учиться!

Для нас актуальной стала проблема совершенствования структуры управления на основе учёта новых управленческих функций школы в области научно-методической работы школы. Отсюда поставили цель – разработать новую модель организации научно-методической работы. Цель определила следующие задачи на уровне управления: активизировать методическую работу педагогов, превращая её в научно-методическую; стимулировать экспериментальную деятельность учителей.

. Наши учителя обладают высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растёт, в школе налажена система непрерывного образования, повышения качества профессионального образования через квалификационные курсы, работу в творческих и проблемных группах (Приложение №4), мастер-классах, самообразования педагогов в соответствии с требованиями рынка труда.

В школьной структуре один из основных образовательных элементов – урок.

Каким же должен быть современный урок? Эта тема всегда актуальна. Качеству педагогической деятельности на уроке в нашей школе уделяется особое внимание. Данное требование подкреплено соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. Повышение квалификации в течение всего учебного года помогало учителю избавиться от устаревших взглядов, делало его более восприимчивым к внешним изменениям и в конечном итоге способствовало повышению его конкурентоспособности. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.