Коллективный способ обучения на уроках математики как средство достижения успеха

Разделы: Математика


Каждого обучаю, у каждого учусь.

Исследования педагогов и психологов показывают, что использование определённых учебных стратегий позволяет не только мотивировать учащихся и вовлечь их в учебный процесс, но и заметно повысить эффективность школьного образования. При этом важным является и опора на имеющийся опыт и знания, и создание ситуации успеха, и постановка вопросов, и проблемные ситуации, и обучение в сотрудничестве.

Школьная математика, являясь наиболее трудоёмким учебным предметом, требует от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объёму самостоятельной работы, разнообразной и порой специфичной. Заинтересовать учащихся, повысить их активность, воспитать самостоятельность и ответственность за результаты своего труда, научить уважать себя и других, помочь каждому ученику подняться на максимальную ступеньку в освоении предмета и освоить навыки социального делового общения позволяет технология коллективного способа обучения (КСО) как обучение в парах сменного состава.

Организация коллективных занятий в парах сменного состава требует определённых умений и навыков как у учащихся, так и у учителя, что, естественно, увеличивает время на некоторую подготовительную работу, которая в последствии окупается сторицей. Ученики, работая в паре, выполняют различные действия. Они читают, слушают, продумывают объяснения и объясняют, пересказывают, отвечают, консультируют, придумывают и задают вопросы, оформляют решение или доказательство письменно, решают устно, сверяют свою работу с образцом и с работой товарища, обсуждают ответы, проводят исследование, спорят, аргументируют свою точку зрения. А каждый новый вид деятельности – это новый этап усвоения, осмысления, новые приёмы глубокого и прочного запоминания учебного материала.

Изменения в лучшую сторону происходят с каждым ребёнком, это отмечают родители и учащиеся в беседах и анкетах. Устойчивые результаты по предмету, степень продвижения учащихся в учении тому подтверждение. Кроме того, мы констатируем формирование навыков восприятия и переработки информации, коммуникативных умений и культуры общения, умений сравнивать и выделять главное, умений отвечать и задавать вопросы, осуществлять само и взаимоконтроль, способность к самопознанию и уверенность в себе, грамотность математической речи и логичность суждений, расширение предметного понятийного поля. Заметим, что учащиеся лучше понимают друг друга, их кластеры мышления примерно одинаковы и содержательное общение на уроке происходит в зоне вариативного обучения, что помогает каждому ребёнку стать успешным.

Рассмотрим работу над темой "Подобие",8 класс, (учебник «Геометрия 7-9», автор Атанасян Л.С., М.: Просвещение, 2005.). По плану 8 часов, структура изучения темы "Признаки подобия треугольников" может быть такова:

1-2. Вводное занятие "Пропорциональные отрезки", "Теорема об отношении площадей подобных треугольников ".

3-4. Изучение нового: "Признаки подобия треугольников" (в группе и «взаимопередача тем» в парах сменного состава)

5-6. Урок-практикум по решению задач на признаки подобных треугольников («взаимообмен заданиями»); работа по карточкам.

7. Экспресс опрос, самостоятельная работа (с.р.).

8. Контрольная работа (к.р.) № 3 из дидактического материала.

01 

Учтём также, что коллективная форма занятий хорошо сочетается с другими организационными формами обучения.

С целью подведения к теме "Подобие треугольников" был проведён учебно-мозговой штурм. Группам предстояло выполнить задание: «Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов». Так как в группах были учащиеся с разной доминирующей подструктурой мышления, то и способы они предложили различные. Обсуждение привело к осознанию теоретического обоснования своих предположений и потребности в новых знаниях.

В качестве примера рассмотрим урок изучения нового материала (приложение 1) и урок-практикум (приложении 2).

Наблюдения показывают, что применение КСО изучение трудных тем делает интересным, а процесс познания математических истин увлекательным и запоминающимся. Как говорится, «знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы знаем, какую дорогу выбрать» (С.Моэм).

Приложение 1

Приложение 2