В нашей школе создана система по формированию общеучебных умений учащихся. Ключевым звеном системы является проведение надпредметной диагностики два раза в год по выявлению уровня сформированности общеучебных умений. Входная диагностика показывает уровень сформированности проверяемых общеучебных умений учащихся на начало учебного года. Умения, сформированные менее, чем на 50 процентов, составляют проблемную зону. На основании выявленных проблем ставятся индивидуальные задачи развития учащихся и задачи развития класса. В течение года под руководством классного руководителя создается и реализуется образовательная программа класса. В школе разработана для этого определенная технология.
Каждый учитель составляет планирование с учетом задач по развитию общеучебных умений. Приложения Слайд 1. Педагоги подбирают методический и дидактический инструментарий для решения этих задач. В конце года, после проведения итоговой диагностики, делаются выводы об успешности педагогической деятельности по повышению уровня сформированности общеучебных умений.
В этой статье расскажу о нескольких приемах, которые использую для формирования умения делить на группы, умения классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и сохранять задачу на уроках математики в 5 классе.
Начну с задачи формирования умения делить на группы и классифицировать. Работа над созданием классификации позволяет систематизировать накопленные знания. Приведу фрагмент обобщающего урока в 5 классе. Приложения Слайды 6-19.
Тема урока: Выражения и уравнения.
Тип урока: Обобщение пройденного материала.
Задача развития: Формирование умения делить на группы по определенному признаку, умения классифицировать.
Цель | Задачи | Форма проведения | Содержание | |
Подведение к формулировке темы урока | 1. Актуализация знаний:
повторение способов рациональных приемов счета ,
упрощения выражений, решение уравнений с помощью
свойств вычитания, 2. Решение уравнений двумя способами: с помощью компонентов и свойств вычитания |
З человека у доски, задание по карточкам. | Ученик №1 Вычислить наиболее рациональным способом:
Ученик №2 Упростить выражение, выполнив все возможные действия:
Ученик №3 Решить уравнения по компонентам и с помощью свойств вычитания:
|
|
Формирование умения делить на группы по определенному признаку, умения классифицировать. | 1. Развитие умения работать в
группе 2. Развитие умения выделять признак, по которому необходимо объекты разделить на названное число групп. 3. Развитие умения выстраивать иерархию зависимостей между группами. 4. Повторение определений: числовое выражение, буквенное выражение, уравнение. 5. Повторение свойств вычитания, способов упрощения выражений, способов решения уравнений. |
Групповая работа (по три человека в группе): фронтальное обсуждение по ходу получения промежуточного результата. | Каждой группе выдается конверт с
карточками, на которых записаны различные
числовые, буквенные выражения и уравнения.
Предлагается разделить все карточки на две
группы по найденному самостоятельно признаку. Предполагаемые ответы: - Выражения и уравнения; - Буквенные и числовые. По второму найденному признаку задается уточняющий вопрос: буквенные и числовые, что? Предполагаемый ответ: - Выражения и уравнения Вопрос: Бывают ли числовые уравнения? Ответ: нет. Вопрос: - Как же в таком случае будут называться группы? Предполагаемый ответ: - Первая - числовые выражения, вторая - буквенные выражения и уравнения. Возможные дальнейшие действия: Разрешить группе продолжить классификацию по второму варианту и убедиться на определенном этапе в ее неудобстве. Сразу предложить ученикам определить, в чем недостаток второго предложенного признака. Продолжение обсуждения варианта классификации по признаку: выражения и уравнения. В результате обсуждения все карточки раскладываются на 2 группы (выражения и уравнения), затем в каждой группе выделяются подгруппы - числовые и буквенные, раскладываются карточки (обсуждение и проверка после каждого очередного деления) выстраивается иерархия и строится схема. Проверяется, все ли карточки попали под выделенный признак той или иной группы. Раздается печатный вариант классификации. Проверяется расклад карточек на соответствие схеме |
|
После окончания работы групп, обсуждаются результаты выполнения заданий учеников у доски. Если ученики у доски раньше справились с заданием, они присоединятся к группам. | ||||
Соотнести повторение теоретических знаний и выполнение практических заданий. | Отнесение заданных объектов соответствующим подгруппам (видам) полученной классификации. | Фронтальное обсуждение. | Помимо проверки правильности решения, обсуждается, в какие подгруппы попадут данные объекты в полученной классификации. |
Мои коллеги на своих уроках решают ту же задачу средствами своих предметов, классифицировать детей учили на биологии, английском и русском языках, истории. В процессе проведения серии таких уроков мы подводим учащихся к осознанию универсальности умения. Проговариваем общие увиденные правила деления, общий алгоритм составления классификации. Приложения Слайды 2-5. После проведения таких уроков составляем задания предметной диагностики. Результаты предметной диагностики сравниваем с результатами входной надпредметной диагностики, делаем выводы.
Педагоги математики знают, как трудно ученики запоминают формулы. Следующий прием помогает не только заучивать формулы, глубже понимать их смысл, но и формировать общеучебные умения. Приложения Слайды 20-27.
Заготавливаем таблицу. Приложения Слайд 21.
Вопрос. На какие группы можно разделить формулы?
Предполагаемые ответы.
- Формула пути и ее следствия.
- Свойства вычитания.
- Сочетательный закон.
- Формулы, связанные с прямоугольником.
- Переместительный закон.
- Формула деления с остатком.
Вопрос. Можно ли укрупнить группы?
Предполагаемый ответ.
- Формулы, связанные с действиями.
- Формулы, связанные с нахождением величин прямоугольника.
- Формулы, связанные с движением.
Задание.
- Разрежьте таблицу и разведите формулы по группам.
- Составьте в тетради схему разделения данных формул на группы.
- Эту же таблицу используем для формирования причинно-следственных связей. Приложения Слайды 33-37.
Немного видоизменим ее. Приложения Слайд 34.
Задание.
- Заполните таблицу.
- Дайте название формулам.
- Прочитайте формулу слева направо.
- Объясните смысл формулы в таком прочтении.
Еще раз видоизменим таблицу. Приложения Слайд 36.
Задание.
- Заполните таблицу.
- Дайте название формулам.
- Прочитайте формулу справа налево.
- Объясните смысл формулы в таком прочтении.
Такая работа с одними и теми же формулами помогает формировать понимание причинно-следственных связей через более глубокое понимание смысла формул, является хорошим тренингом для запоминания, пониманием ситуаций практического использования формул. Такую работу с формулами можно проводить в любом классе. По формированию умения устанавливать причинно-следственные связи также были проведены серии уроков по биологии, истории, русскому и английскому языков. Постепенно мы подводили к универсальности данного умения, вводили теоретические основы. Приложения Слайды 29-32. Теоретический материал мы брали из книги Воровщикова С.Г. "Азбука логического мышления".
Есть опыт взаимодействия педагогов по формированию не только логических, но и учебно-организационных умений. Покажу на примере развития умения принимать и сохранять задачу. Работу по инструкции и проверку по критериям проводим средствами различных предметов.
На уроке математики это выглядит так. Приложения Слайды 38-48.
Ученикам дается инструкция:
- Выполните задание, отслеживая выполнение заданных критериев.
- Выполните самопроверку, руководствуясь эталоном. Проверьте выполнение всех критериев.
- Самостоятельно выполните проверку работы одноклассника, оценивая работу по критериям.
Предлагаются следующие задания. Приведу примеры заданий одного из вариантов.
Задание №1
Заполните таблицу.
№ | Название формулы | Формула |
1. | Формула пути | |
2. | Как из формулы пути найти скорость? | |
3. | Формула деления с остатком |
Задание №2
Заполните таблицу.
№ | Смысл операции, заложенный в формуле | Запись формулы в нужном порядке |
1. | Вынесение общего множителя за скобки | |
2. | Раскрытие скобок | |
3. | Как от суммы отнять число? | |
4. | Как из числа вычесть сумму? |
После выполнения заданий предлагаются критерии для проверки и оценивания.
Критерии:
Правильность формулы - 1 б
Правильность выбранного порядка записи - 1 б
Оценивание:
- 7б - 5
- 5-6б - 4
- 4б - 3
- Менее 4б - 2
По этим критериям происходит проверка работы соседа по парте и своей, выставляются отметки. Результаты проверки сравниваются с эталонами (демонстрируются через проектор). Аналогично предлагаются остальные задания. Приложения Слайды 43-46. По итогам работы заполняется оценочный лист. Приложения Слайд 48.