Тема: «Родное гнездо».
Цели:
- Коррекционно-образовательная: содействие в овладении детьми навыками эмпатии , принятия и сотрудничества в семье.
- Коррекционно-развивающая: повышение самооценки через чувство принятия и сопричастности к целому (семье утят) , развитие доверия к окружающему миру.
- Коррекционно-воспитательная: воспитание у учащихся осознанного отношения к ценности семьи и родительского дома .
Необходимое оборудование: Игрушечный утёнок, мячик или муляж гусиного яйца, музыка «Звуки природы» с голосами птиц и «Релаксация», песня «Танец маленьких утят», лёгкая жёлтая тюлевая накидка.
Содержание.
Вступление. У каждого из нас есть родительский дом. Дом, где мы сделали первые шаги, сказали первые слова, открыли для себя целый мир чувств. Дети передают друг другу игрушечного утёнка и заканчивают фразу : «Родительский дом для меня – это…».
Сегодня на занятии мы превратимся с вами в маленьких утят из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» и проживём один удивительный день из жизни птиц в их родном гнезде.
1. Вход в сказку.
Звучит музыка «Звуки природы», где слышится гомон птиц.
«Мы перенесёмся в сказку с помощью воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести : «Кря!». Добиваемся синхронности и точности в выполнении упражнения.
«Чем точнее и дружнее мы выполняем упражнение, тем быстрее мы летим в сказочную страну».
«Ваше старательность, терпение и дружба помогли нам очутиться в сказке».
2. Сказка.
«Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами тянулись большие леса . а в лесах были глубокие озёра. Да , хорошо было за городом!
Прямо на солнышке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой: от стен дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка».
3. Упражнение «Утята вылупляются» (модифицированное упражнение «Выйди из круга»).
Дети, взявшись за руки, образуют тесный круг (скорлупа), внутри находится один ребёнок (утёнок). За кругом ходит утка- мать, терпеливо ожидая, когда «проклюнутся» её детишки. Мама «греет» своё яйцо: ласково, легко прикасаясь, гладит по голове, спине, рукам детей («скорлупу»), пытаясь «растопить» круг своей теплотой, говорит ласковые слова любви и ожидания «утёнку», зовёт его к себе, рассказывает, как хорошо им будет вместе. Утёнок изо всех сил старается «пробиться» к маме, также, используя ласку, убеждение (например, рассказывает, как он хочет к своей маме, что ожидает его там, на воздухе, зачем он так хочет родиться…) или другие средства по отношению к «скорлупе». Если из круга кто-то, наконец, почувствует желание пропустить утёнка к маме -делает это. Как только утёнку удаётся «проклюнуться», происходит долгожданная встреча с мамой, они выражают друг другу радость и любовь. Игра продолжается до тех пор , пока утёнком и мамой становятся по очереди все желающие . В течение игры ведущий акцентирует внимание играющих на том, что чувствует мама, ожидая рождения малыша, что чувствует утёнок, пробиваясь к маме, что чувствуют братья и сёстры, ожидая прибавления в семействе. Можно ввести дополнительного героя-папу, который проведает маму время от времени и тоже произносит слова поддержки, любви маме и рождённым и нерождённым детишкам, и также обратить его внимание на испытываемые им чувства. После игры участники рассказывают в кругу о своих чувствах от проигрывания разных ролей и ситуаций.
4. Продолжение сказки.
«Утята кое-как выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им - зелёный цвет полезен для глаз.
-Ах, как велик мир!- сказали утята. Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда, когда они лежали в своей скорлупе.»
5. Упражнение «Ах, как велик мир!».
Дети, сидя в кругу, передают друг другу зелёное стёклышко, смотрят сквозь него и продолжают фразу «Ах, как велик мир! Я вижу вокруг меня… Мне нравится …».
6. Пальчиковая гимнастика «Утята».
Раз-два - шли утята.
Три- четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый испугался-
Громко- громко запищал:
-Пи-пи-пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Поочерёдно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков « Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
7. Продолжение сказки.
«Ну что, все ли вы теперь тут? – Утка встала. -Ах нет, не все. Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпенье. И она уселась опять. «Ну, как дела?»- спросила старая утка, которая пришла её навестить. «Да вот с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. – Всё не лопается. Зато посмотри-ка на малюток! Просто прелесть! Все как один - вылитый отец». « А ну-ка , покажи мне яйцо, которое не лопается, -сказала старая утка.- Поверь мне , это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня однажды провели. И хлопот же мне было с этими индюшатами… Брось-ка его, да ступай учи своих деток плавать».
8. Упражнение «Выбор матери».
Дети сидят в кругу, каждый представляет себя на месте матери и думает, что бы он ответил старой утке?
Передавая друг другу большое яйцо (мячик) , они по очереди дают свой ответ старой утке на её фразу:«Брось-ка его (яйцо), да ступай, учи своих деток плавать».
В заключение дети слушают ответ утки из сказки:«Я столько сидела, что ещё можно посидеть».
9. Игра «Большое яйцо».
Повторяется игра «Утята вылупляются», но «рождается» утёнок из большого яйца. Условия отличаются тем, что скорлупа крепче, и усилия цыплёнка сильнее. Все желающие дети могут побыть в роли «большого утёнка», «мамы-утки» и «скорлупы».В обсуждении обращается внимание на чувства «большого» утёнка, непохожего на других, на терпение и ожидания родителей и сиблингов. На заслуженное счастье быть всем вместе. На любовь матери, готовой любить всех своих детей, гордиться ими. На принятие в семье непохожих и разных детей. На то, что объединяет всех членов семьи.
10. Визуализация «Родное гнездо».
Дети садятся близко друг к другу в кружок, принимают удобную позу кучера , сверху на их головы набрасывается лёгкий жёлтый тюль, символизирующий крылья утки-матери. Звучит релаксационная музыка. Проводится ввод в визуализацию. Далее:«Представьте, что вы маленькие утята, некоторые чуть больше, некоторые чуть меньше, среди вас есть жёлтые и белые, чёрные и серые… Вы все в уютном родном гнезде, под маминым крылом…Ты чувствуешь, как рядом греются такие же, как ты , утята- твои братья и сёстры. Мама любит и согревает вас своим теплом , вам легко и приятно, вы расслабляетесь и чувствуете себя в полной безопасности… Рядом с тобой самые близкие люди, некоторые похожи на тебя, а некоторые нет. Но вам вместе легко и приятно, радость и любовь согревает вас… Лучики летнего солнца проникают сквозь пёрышки , вам тепло и радостно быть вместе… Ты чувствуешь, как твой организм наполняется силой и энергией … Ты чувствуешь спокойствие и уверенность…Когда ты ощутишь достаточно уверенности, ты тихо откроешь глаза…». Затем проводится выход из состояния визуализации, активизация.
11. Продолжение сказки.
«Какой же это индюшонок? -сказала утка.- Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе недурён, как посмотришь на него хорошенько. Ну, живо гребите за мной! Я сейчас введу вас в общество, мы отправляемся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас , да берегитесь кошек!»
12. «Танец маленьких утят».
Все дети танцуют танец маленьких утят, поддерживается радостная атмосфера рождения и единства птичьей семьи, ожидания чуда будущей жизни…
13. Вывод.
Обсуждение по кругу вопросов: « Чем удивителен был для вас этот день, проведённый с утятами в сказке? Чему вы могли научиться у утки, утят?»
14. Выход из сказки.
«Мы вернёмся из сказки вновь с помощью солнечного воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох». Добиваемся синхронности и точности в выполнении упражнения.
«Чем точнее и дружнее мы выполняем упражнение, тем больше мы наполняемся волшебной силой и энергией любви, уверенности и радости жизни. Делаем «вдох» и чувствуем, как энергия входит в вас, выдох – и вы сами излучаете эту энергию.
Ещё раз повторим:
Вдох – энергия входит в вас.
Выдох – вы излучаете эту энергию».
Заключение. Мы прожили удивительный день в родном гнезде утят, прикоснулись к волшебной силе семейной любви, которая делает нас счастливыми и стойкими , нежными и дружными.
Если в родительском доме живёт любовь, она питает светом всю нашу жизнь.