Задача учителя – создать среду, побуждающую ученика учиться. В связи с этим велико значение дифференцированной помощи, оказываемой обучающимся в ходе учебного процесса.
I. Коллективная (фронтальная) дифференцированная помощь
Каждый предмет, в том числе и история, имеет свой понятийный набор, овладение которым является одной из учебных задач. Реализация этой задачи начинается уже в 5 классе и более активно и целенаправленно продолжается в последующие годы обучения. Определённое значение в этом вопросе имеет Тетрадь-справочник (Т-С), которая ведётся учащимися с 5 по 9 класс.
Одни из разделов Справочника – «Словарь терминов», куда записывается толкование всех терминов и понятий, изученных на уроках. Работа эта проводится в двух направлениях:
1) учитель объясняет значение наиболее сложных терминов и понятий и диктует их толкование для записи в Т-С; 2) учащиеся, самостоятельно работая с текстом параграфа учебника, выполняют аналогичную работу (возможна работа в парах: консультант – ученик).
В плане контроля за усвоением понятийного аппарата предлагаются следующие задания:
- кроме обычного терминологического диктанта может быть задание типа «Узнай термин!» (учитель даёт толкование термина, учащиеся называют или записывают его);
- задания типа «Соотнесите термины и определения». *Пример задания к теме: «Внутренняя политика России в XIX в.»: (Записывается порядковый номер правильного ответа).
__ Работа крестьянина в хозяйстве помещика (бесплатно)
__ Орган городского самоуправления
__ Организованное прекращение работы
__ Часть земли, отбираемая в пользу помещика
__ Работа на помещика за аренду земли
__ Сбор денег и продуктов с крепостных крестьян
__ Плата за аренду земли частью урожая
__ Органы самоуправления в уездах и губерниях
__ Крестьянский участок земли
__ Плата за землю при освобождении крестьян1. Отрезки
2. Выкуп
3. Надел
4. Оброк
5. Барщина
6. Издольщина
7. Отработки
8. Земство
9. Дума
10. Стачка - работа класса со Словарём терминов по составлению кроссворда, посредством которой учащиеся закрепляют свои знания. Словарь выступает как инструмент фронтальной дифференцированной помощи.
- Тестовые задания – «Выбери правильный ответ». Дифференцированной помощью в данном случае выступает перечень возможных ответов на поставленный вопрос относительно толкования терминов и понятий, из которых нужно выбрать правильный ответ.
Инструментом коллективной дифференцированной помощи является ещё один раздел Т-С – «Памятки». Среди них памятки по вопросам изучения государства, оценки государственного деятеля, работы с исторической и контурной картами, проведения дискуссии, конспектирования, написания исторического сочинения, рецензии, составления рассказа по историческому рисунку…
*Пример. Памятка для оценки государственного деятеля:
– интересы какого социального слоя выражал? Цели и стремления этого слоя? – Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей? – Какие средства использовал для достижения целей? Оцените их. – Хронограф и результаты деятельности.
– Твоё отношение к личности государственного деятеля.
Большое внимание на уроках истории уделяется работе с текстом (учебник, исторический документ…). Я помогаю учащимся в приобретении навыков конспектирования, пользования конспектом. В течение всех лет обучения работа по приобретению навыков конспектирования идёт эволюционным путём: сначала мы учимся выделять главное в тексте, затем закрепляем это умение путём составления простого, а позже развёрнутого плана.
Этапы работы: - учитель + класс = составление планов-образцов; - класс (в качестве домашнего задания) – самостоятельное составление плана по образцу; - ответ учащихся по плану.
Ежегодно эта работа модернизируется и в 10-11 классах большинство детей умеют составлять качественный развёрнутый план-конспект, помогающий усваивать учебный минимум по изучаемым темам.
Ещё одним примером конспектирования является таблица. В этом случае моя помощь выражается в следующем:
– Определяю тему таблицы, название граф, источник информации.
* Пример – Тема: «Основные события Северной войны»
Дата | Событие |
Цель – составить хронограф событий.
– Определяю тему таблицы, источник информации, графы таблицы и вопросы, по которым должна добываться информация.
* Пример – Повторительно-обобщающий урок по теме: «Установление феодального строя» (история средних веков).
Табл. «Развитие культуры в период раннего средневековья»
Вопросы для сравнения | Западная Европа | Византийская империя | Арабский халифат |
1. Исторические условия, в которых развиваласькультура | |||
2. Развитие образования и науки. Уровень научных знаний. | |||
3. Достижения в искусстве |
Цель: характеристика – систематизация материала по теме – сравнение – обобщение.
Сориентированной работе учащихся по составлению конспекта-таблицы обязательно предшествует аналогичная деятельность с помощью учителя.
Работая в 5 классе, часто испытываю ряд трудностей по усвоению пятиклассниками нового материала. Причинами тому являются: - большой объём теоретического и терминологического материала в курсе истории Древнего мира; - отсутствие должного навыка работы с текстом; - неумение избирательно запоминать материал…
Поэтому мне пришлось найти соответствующий восприятию пятиклассников приём изучения нового материала – иконическое моделирование, смысл которого в следующем:
определяю учебный минимум по теме урока, сопровождаю объяснение материала знаками – рисунками и опорными словами на доске. Ученики и слушают и синхронно со мной выполняют работу, аналогичную моей работе на доске, в своих тетрадях. Далее повторяю весь рассказ от начала до конца, сопровождая его обращением к соответствующим рисункам. Затем прошу учеников, пользуясь иконическим конспектом, повторить рассказ по теме поэтапно, а «сильного» ученика – полностью. Позитивно то, что все сконцентрированы на слушании и фиксировании материала, включено как зрительное, так и слуховое восприятие.
Домашним заданием становится чтение соответствующего параграфа учебника и подготовка устного рассказа по конспекту, которым можно пользоваться на следующем уроке во время контроля знаний.
Этот метод изучения нового материала доминирует в первой половине I четверти.
В старших классах в рамках внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации по каждой учебной теме проводится несколько типов, форм уроков, которые следуют один за другим:
– Уроки общего разбора темы – коллективная дифференцированная помощь проявляется в школьной (с элементами беседы и реконструкции событий) лекции: учитель сам систематизирует учебный минимум по теме (базовый стандарт). – Семинарские занятия; коллективная. – Уроки-практикумы. – Уроки обобщения и систематизации знаний; |
дифференцированная помощь выражается в виде инструктажа: |
1) уточнение темы, цели; 2) формирование групп, распределение ролей (если необходимо); 3) разработка и распределение вопросов и заданий по группам и регламент ответов, выступлений; 4) знакомство с дополнительными источниками информации; 5) проведение обзорной лекции; ознакомление с критериями оценки деятельности учащихся. |
II. Групповая дифференцированная помощь
Сочетание всех видов работы позволяет выявить различия в знаниях учащихся. В связи с этим используются такие формы занятий как работа по группам (столам, рядам, смешанным – по уровню знаний и психолого-возрастным особенностям), работа в режиме диалога…
Особенности организации групповой работы я вижу в следующем:
- каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данной теме, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В процессе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Наблюдается возрастание индивидуальной помощи учителем и одноклассниками каждому нуждающемуся в ней ученику. В этом случае знания ученика помогающего актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала своему сверстнику.
Элементами технологического процесса групповой работы на уроках истории стали: - подготовка к выполнению группового задания; - работа в группах; - заключительная часть.
Групповая работа включает в себя: знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение заданий; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
Мои функции: – контроль за ходом работы в группах; – консультация по вопросам, вызывающим затруднение; – урегулирование споров; – установление порядка работы; – оказание необходимой помощи отдельным учащимся или группе в целом.
Наиболее позитивно у меня складывается работа в ходе подготовки учебных деяний (семинаров, практикумов, конференций, судов, деловых игр…).
* Пример. В ходе подготовки к семинару по теме «Первая русская революция» кроме общего блока вопросов группам были даны дифференцированные задания:
Ученикам продвинутого уровня («сильный ученик»):
– В чём заключались расхождения большевиков и меньшевиков по основным тактическим вопросам революции 1905-1907 гг.? – Прочтите выдержки из петиции рабочих и дайте ей общую оценку. Подумайте, как документ характеризует питерских рабочих? Поставили бы вы свою подпись под петицией? Что бы вы убрали из текста петиции, чем бы её дополнили? Предложите свой вариант. – В чём проблема расстановки классовых сил в революции? – Организуйте заседание Государственной думы по аграрному вопросу.
Ученикам базового стандарта:
– составьте и оформите послание германского посла своему императору о причинах революции в России; – интервью большевика X о задачах революции; – почему I Дума была «крамольной»? Её судьба; – опираясь на фактический материал, объясните, почему новый избирательный закон в III Государственную думу является государственным переворотом и означает поражение революции?
Ученикам, требующим педагогической поддержки:
- на III съезде РСДРП были разработаны стратегический план и тактическая линия партии в начавшейся революции: – свержение самодержавия и установление демократической республики; - непосредственная организация вооружённого восстания; – изоляция либеральной буржуазии; – укрепление союза рабочего класса и крестьянства; – провозглашение буржуазно-демократических свобод. Укажите тактические задачи?
- Расставьте на пирамиде в хронологической последовательности основные события революции: * вооружённое восстание в Москве; * «Кровавое воскресенье»; * выборы в Государственную думу; * Всеобщая Октябрьская политическая стачка; * восстание на броненосце «Потёмкин»;* образование первого Совета рабочих депутатов; * разгон царём II Государственной думы; * III Государственная дума.
Пик революции Начало Завершение - Как вы оцениваете программные установки партий эсеров, кадетов, октябристов?
а) как победу сил революции; б) как победу царизма; в) как политический ход самодержавия.
В приведённом примере уровень дифференциации определил учитель. Консультанты – учитель + «сильный» ученик.
А на примере подготовки к «Круглому столу» по теме: «Советский Союз накануне войны» уровень дифференцированной помощи определяется внутри группы. Консультанты – «сильные» ученики + учитель.
Первый тип заданий – подготовить сообщения:
Группа 1 – «Расширение территории государства накануне войны».
Группа 2 – «Социальное развитие страны в 30-е гг.».
Группа 3 – «Внешняя политика СССР в 30-е гг.».
Группа 4 – «Духовная жизнь страны накануне войны».
(внутри групп дифференцированно уровню образованности распределялись вопросы к теме сообщения).
Второй тип заданий – расставьте порядковые номера в предложенном учителем вопроснике, подготовив тем самым план представления темы сообщения.
*Пример. Тема: «Социальное развитие страны в 30-е гг.»
- Последствия социального развития; - отношение народа к формам и методам соц. развития?
- Какие изменения в ходе индустриализации произошли в численности и составе рабочего класса?
- Как изменился в годы коллективизации облик крестьянина? - Конституция СССР 1936 года;
- Чем отличался облик интеллигенции 30-х голов от дореволюционного? Чем это можно объяснить?
- Существует точка зрения, что партийно-государственная номенклатура превратилась в 30-е годы в «новый класс». Согласны ли вы с ней? Аргументируйте.
Третий тип заданий – составить тестовые задания в рамках темы сообщения.
Четвёртый тип заданий – составить кроссворд по теме: «Советский Союз накануне войны».
Пятый тип заданий – объяснить значение терминов: тоталитаризм, репрессии, иерархия, унификация, модификация, ориентир, феномен, постулат, генетика.
К уроку такой формы с целью создания ситуации успеха была разработана дифференцированная система оценки – зачётные баллы:
Задания 1-2: Представить тему… - 3-6 баллов.
Задание 3: Составить тесты… – 2-4 балла.
Задание 4: Составить кроссворд… – 5-7 баллов.
Задание 5: Термины – 1-3 балла. За участие в дополнениях, уточнениях (за активность): 2-4 балла. За оформление тестов и кроссвордов для дидактической копилки: 1-3 балла.
27 баллов = «5»; 20-26 баллов = «4»; 14-19 баллов= «3». Ниже 14 баллов – зачёт по теме по предварительно данным вопросам во внеурочное время. Отметка «2» не ставится.
К предложенным заданиям были составлены требования:
Задания 1-2: соблюдение регламента ответа, лаконичность и точность. Собственное отношение к вопросу. Целесообразное распределение поручений между членами группы.
Задание 3: баллы получают только авторы тестов (количество тестовых вопросов, грамотность формулировки вопросов…).
Задание 4: объём, компактность, грамотность сформулированных вопросов, форма кроссворда…
Задание 5: полнота и точность токования терминов.
Имеет место на уроках истории и работа в парах (малые группы).
* Пример. Вторым заданием к уроку-практикуму по теме: «Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г.» была рецензия на критическую заметку по анализу договора. Было предложено два варианта парной работы: сильный ученик – сильный ученик и сильный ученик – слабый ученик.
III. Индивидуальная дифференцированная помощь
Особый вид дифференциации – индивидуальное обучение, т.е. форма, модель организации учебного процесса, при которой: а) учитель взаимодействует с учеником; б) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебник, первоисточник, дополнительная литература…).
Этот вид помощи ориентирован на индивидуальные особенности ребёнка, создаёт психолого-педагогические условия не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого в отдельности.
Индивидуальная дифференцированная помощь в обучении предполагает активное использование разнопланового дидактического материала, работа с которым помогает организовать учебную деятельность на уроке, контроль как за промежуточным, так и за конечным результатами работы.
* Примеры:
1. Тестовые задания четырёх видов - а) соотнесение (даты - события, имена – вид деятельности…); б) группировка (на основе рисунка сгруппировать приспособления, необходимые для производства риса, шёлка, бумаги); в) выбор (вопрос, варианты ответов – выбрать правильный); г) установление последовательности (последовательность в списке событий).
2. Задания на работу с текстом –
а) дописать текст: Основными чертами барщинного хозяйства являются…;
б) прочитать текст и ответить на вопросы к нему:
Тема: «Реформация и крестьянская война в Германии»
А главное – в церквах идёт
Продажа индульгенций бойко.
Вот что и есть овечья дойка.
Толпа церковников жадна,
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжёт мирянам:
За мощи выдавая зуб быка,
Он им притронется слегка
К больному – и дань сберёт…
Страдает от попов народ,
Не перечесть ему невзгод:
Зимой и летом гнёт он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
(Ганс Сакс. XVI в.)
Вопросы: какие источники доходов церкви перечислены в этом отрывке? Почему католическая церковь в Германии продолжала пользоваться большой властью? О каких настроениях народа
свидетельствует это стихотворение?
в) вставьте в текст пропущенные имена и даты:
«После смерти в _____ году царя _____________ новым царём стал его 10-летний брат ________________. Однако оставался ещё один средний брат – слабоумный ____________. После восстания стрельцов бояре вынуждены были провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть оказалась в руках их сестры царевны ________. Лишь в _____ году _________ сверг _________ и стал править самостоятельно. До своей смерти в _______ году его соправителем формально считался брат __________.
г) составьте логические пары: (из приведённого списка составьте пары причина – следствие; одно явление может быть в одном случае причиной, в другом – следствие):
Отсутствие регулярной армии, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торговли и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.
Причина | Следствие |
д) вычеркните (события, имена…), выпадающие из общей логики:
Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных и морских уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка кадров для армии и флота, перенос мощей Александра в Петербург.
3. Графические задания – включают в себя рисунки, контурные карты, схемы, модели… Выполняются на уроке (дома) при помощи текста учебника, атласа, иллюстраций…: а) определите по карте; б) нанесите на контурную карту…; в) составьте схему государственного управления.
4. Систематизация материала в таблицы.
5. Разгадывание кроссвордов.
6. Объяснение происхождения пословиц и крылатых выражений.
IV. Смешанная дифференцированная помощь
Эта форма помощи особенно наглядна в технологии нетрадиционных уроков (деловых игр, уроков-судов, реализация ролевых ситуаций):
Этапы подготовки и проведения игры | Виды дифференц. помощи |
Разработка игры: а) сценарий; б) план деловой игры; в) общее описание игры; г) содержание инструктажа; д) подготовка материального обеспечения. | Коллективная |
Ввод в игру: а) постановка проблемы, целей; б) инструктаж; в) регламент, правила; г) распределение ролей; д) формирование групп; е) консультации. |
Коллективная Групповая Индивидуальная |
Проведение: а) групповая работа над заданием: работа с источником, тренинг; б) межгрупповая дискуссия (выступление групп, правила дискуссии, работа экспертов); в) анализ и обобщение (вывод из игры, оценка и самооценка, выводы и обобщения, рекомендации) |
Групповая Групповая Коллективная Коллективная Групповая Индивидуальная |
Все виды дифференцированной помощи предусматривают создание разнообразных условий обучения с учётом психолого-возрастных особенностей обучающихся, комплекс методических мероприятий.