Одна из важнейших задач школы состоит не только в обучении учащихся, но и воспитание гармонично развитой личности, умеющей применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации.
На уроках технологии компьютер может служить
источником информации для разработки творческих
проектов. Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее
обучать проектированию, находить разные способы
решения проблемы.
Работая над проектом, ребята ищут решение задачи,
учатся работать самостоятельно. Проблемные
вопросы, творческие задания, и задания по поиску
информации в Интернете способствуют развитию
познавательной деятельности, критического
мышления и активизации мыслительных
способностей учащихся.
Уроки защиты проектов можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Этот урок нацелен на повторение и обобщение знаний учащихся. Чтобы сделать урок более качественным в обучении, учителю необходимо применять информационные технологии. Компьютерная презентация, при защите проекта, особенно на олимпиадах различного уровня стала обязательной.
Контрольный урок «Защита проекта»
Цели урока:
- Воспитательные:
- пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,
- повысить уровень культуры,
- воспитание художественного вкуса,
- воспитание интереса к учению, познавательной потребности.
- Обучающие:
- приобретение навыков публичного выступления,
- умение отстаивать свои идеи и решения
- доброжелательно вести дискуссию
- аргументировано отвечать на вопросы
- умение критически оценивать свою и чужую работу;
- Развивающие:
- развитие умений самооценки и самоанализа,
- развитие умений анализировать, обобщать,
- развитие способностей преодолевать трудности
- развитие деловых и коммуникативных качеств
Методы проведения занятия:
- словесные –рассказы, беседы
- наглядные –демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.
Методы обучения:
- Методы самостоятельной работы.
- Методы контроля
Структура урока:
I. Организационная часть
II. Формулирование целей урока и постановка задач.
III. Актуализация опорных знаний.
IY. Вводный инструктаж к уроку.
V. Защита проектов.
VI. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка
результатов учащимися.
ХОД УРОКА
I. В классе выставлены изделия, выполненные учащимися, по своим проектам. Учитель приветствует учеников и дает краткий анализ представленных работ, стимулируя положительный, эмоциональный настрой на работу.
II. Вступление учителя. Вы завершили выполнение творческих проектов и сегодня выносите их на обсуждение. Вы расскажите о своих трудностях и достижениях. Ответите на вопросы товарищей.
Представим сегодня, что вы решили заняться бизнесом и представляете на суд свой товар, давайте вместе сформулируем цели урока – что мы сегодня узнаем и чему научимся?
Ученикам представляется свобода выбора собственных целей урока, для проявления своей активности и нести ответственность за сделанный выбор.
Учитель сообщает, что на занятии предстоит систематизировать знания в проектной деятельности, научиться публично выступать и отстаивать свои идеи, развить умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Учитель направляет учащихся сформулировать главную цель занятия – формирование опыта в работе с творческими проектами.
III. Учитель предлагает учащимся самим
сформулировать ряд проблемных вопросов, ответив
на которые, произойдет первичная актуализация
знаний.
Вы начинающий предприниматель. С чего начать?
Какие изделия выбрать для изготовления и продажи
на рынке? Как вы считаете, что нужно сделать
сначала – производить товар или изучить рынок?
Будет ли ваш товар пользоваться спросом?
Оказывается бизнес-план для предпринимателя то
же, что и творческий проект для учащегося, и
сегодня каждый должен обоснованно его отстоять
– защитить.
IV. Каждый учащийся получит по три отметки: за пояснительную записку, за изделие и публичное выступление. Это краткое сообщение 5-7 минут, по своим проектам, которое должно содержать:
- название темы проекта, ее обоснование;
- краткую историческую справку (при необходимости);
- практическое назначение;
- краткую характеристику конструкции изделия – материалов, технологических приемов;
- краткий экономический расчет, примерную стоимость изделия;
- самоанализ результатов работы.
В составе творческих групп – каждый должен отвечать за свою часть работы и за проект в целом. Это способствует зарождению чувства ответственности, общности, обязательности.
На каждом столе лежат заранее подготовленные бланки с критериями оценок. Весь класс участвует в оценивании, выступающего.
V. Урок проходит в виде беседы,
дискуссии, анализа, проделанной работы.
Дискуссию организует и направляет учитель,
задавая вопросы, предоставляя возможность
учащимся высказаться, дополняет новыми
понятиями, чередуя беседу с выступлениями
учащихся. Главный способ познания – на
собственном жизненном опыте, в результате
поиска, экспериментирования, проверки гипотез.
Успех проекта зависит от творчества учителя и
ученика, поэтому на всех этапах работы, ученик
должен ощущать помощь и поддержку педагога.
Метод проектов дает возможность соприкоснуться
с жизненно важными проблемами; воспитывает
настойчивость, целеустремленность, бережное
отношение к природе и вещам.
VI. После того как все проекты будут
представлены, учитель совместно с учащимися
подводит общие итоги урока:
– Что мы с вами успели сделать? (Деятельностный
итог)
– Чему вы научились, в чем стали умнее,
сознательнее? (Развивающие итоги) например,
научились согласованно работать в группе,
грамотно осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль.
– На какие вопросы, поставленные в начале урока,
смогли ответить? (Содержательные итоги)
Например, правильно сформулировали проблемные
вопросы и смогли дать на них правильные ответы,
поставили личные цели и сумели их достичь.
– Кому вы можете сказать спасибо за совместную
работу, за эмоциональную поддержку? (Эмоциональные
итоги урока)
Например всем ребятам, работавшим в одной
творческой группе за взаимопомощь, или учителю.
При подведении итогов учащиеся выбирают лучшие работы, перечисляют нравственные качества, которыми должен обладать предприниматель, связь своей работы с реальной жизнью.
Отметки выставляются после коллективного обсуждения.
В заключение, учитель называет победителей, выставляет отметки, благодарит за урок, прощается с учащимися.
Литература:
- Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО. 2003. – 179с.
- Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 64с.
- Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80с.
- Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006, – 112с.
- Афиногенова Л.Е. Уроки мастерства. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 44с.
- Вестник ВОИПКиПРО: Выпуск 16. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007. – 214с.