Цель:
- Дать представления о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой.
- Прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, любознательность.
- Развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Оборудование: презентация на мультимедиа, запись музыки П.И.Чайковского "Времена года", карточки.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей на уроке и все они вместе с нами, отправятся в заочное путешествие в зимний лес. Презентация с.1.
2. Проверка домашнего задания. - Ребята, к нам пришло необычное письмо, а электронное. Давайте прочитаем его. Презентация с.2. Ребята, ответьте на наши вопросы. Как называются птицы, которые живут у нас зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Что страшнее птицам голод или холод? Как человек должен заботиться о птицах? Какая птица выводит птенцов зимой? Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? Как мы можем помочь птицам? Назовите кто это? (Сорока, снегирь, дятел, воробей, клёст, королёк, ворона, поползень). А теперь проверим. Презентация с. 3.
3. Переход к новой теме. Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Только птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. О птицах мы вспомнили, теперь давайте поговорим о зверях. А кого мы относим к зверям? (Те животные, у которых тело покрыто шерстью).
4. Заочное путешествие в зимний лес. Запись музыки П.И.Чайковского "Времена года". Итак, я предлагаю совершить путешествие в зимний лес. Зима:.Мы в лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Беззвучно летят они и падают вниз. Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен опустились под тяжестью могучие ветви. Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нем. Давайте посмотрим, кто же спрятался в зимнем лесу? Презентация с.4. Давайте подумаем, как животные готовятся к зиме?
Презентация c. 5.
Угадайте о ком говориться в загадке? Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Летом заяц был серый, а теперь стал каким? Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? Чем он питается? Где живёт заяц? Посмотрите, какие следы у зайца? Итак, что нового вы узнали о зайце? Но вот заяц встрепенулся и бросился наутёк. Он почувствовал, что кто-то приближается. Угадайте кто это? Хвост пушистый, мех золотистый . В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) Какого цвета у лисицы шерсть? Почему она не запасает корм? Чем питается лиса? Посмотрите, какие следы у лисы? Подумайте, для чего нужен лисе длинный и пушистый хвост? А вот ещё один зверёк. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка). Как готовиться к зиме белка? Какие заготовки делает она? Все ли запасы находит белка? О ком так говорят? Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь). Где спит зимой медведь? Чем он питается, когда спит?
Физкультминутка: Сильный ветер сосны крутит, словно самый тонкий прутик. Ёлки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом влево, вправо) Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте) А куда медведь идёт? Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте)
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться.
(Садимся за парты)
Игротека: (Работа по карточкам) Проверка по Презентации 6. Рассели животных: белка, синица, лягушка, лиса, медведь, дятел, ёжик, заяц, хомяк.
1) Животные, которые к зиме делают запасы.
2) Животные, которые зимой впадают в спячку.
3) Животные, которые ищут зимой корм в природе.
Выбери животных, которых можно встретить зимой: ( работа по карточкам) Проверка по презентации 7. Муравей, медведь, лягушка, белка, заяц, синица, ворона, лиса, волк, бабочка, ёж.
Итог урока:
- Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?
- Какую помощь могут оказать им люди?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке?
Оценки за урок: Подводиться оценка за работу.