Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Технология использования интерактивной доски

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (389 кБ)


Цель – показать возможности использования Интерактивной доски для повышения познавательной активности учащихся на уроке.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы.
Эффективное обучение – это не просто запоминание, а интеллектуальная деятельность ученика. Одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является соответствующая организация самостоятельной учебной деятельности. Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную  на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Важно подчеркнуть, что личностный опыт учащихся успешно формируется лишь в значимой для него деятельности, направляемой  интересами, желаниями, целями. «А зачем мы это делаем?».

Поэтому  одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности обучающихся в процессе обучения истории связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности.
Мультимедийные средства обучения нового поколения как раз и позволяют изменить процесс обучения, повысить интерес и мотивацию учащихся, применяя известные методические приемы, дидактические материалы на новом качественном уровне. На своем опыте я убедилась, что компьютерные диафильмы, имеющие лекционный вид без активной деятельности учащихся не имеют большой результативности для повышения качества обучения. На таких уроках учащиеся, уже привыкшие к новым технологиям, воспринимают показ слайдов, как отдых на уроке.  Учитель занят слайдами, а ученик «своими делами», интерес ребят к уроку падает, результативность минимальна. Компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим названиям, терминам и понятиям, историческим деятелям – когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Такие виды работ позволяют увлечь учащихся процессом обучения, заставляют их на уроке включать мыслительные функции и активизировать свою деятельность на уроке и дома.

Передо мной, как учителем стоит проблема – определить, какие именно составляющие познавательной компетенции и в какой последовательности я буду формировать у учащихся.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, в преподавании истории, можно отнести:

  • обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
  • открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся;
  • ролевые и деловые игры и т.д.

Любые действия учителя требуют системы, поэтому я накапливаю дидактические раздаточные, выполненные в Word и интерактивные материалы (презентации Power Point и д.р.) по различным курсам и классам.

Основы познавательной компетентности учащиеся получают входе изучения истории Древнего мира в 5 классе. Это единственный курс, оставшийся незатронутым концентрической системой образования. И именно в этом курсе я имею реальные возможности отвести резервные часы на практические работы по заполнению «Сравнительной таблицы по Древнему Востоку» и получению опыта работы с  контурной картой. Приведу примеры нескольких видов работ на уроке и дома.

Заполнение сравнительной таблицы «Древний Восток» в 5 классе

История Древнего мира. (Приложение 1)

Задачи:

  • обучение заполнению сравнительной таблицы;
  • отбор нужных и важных фактов из учебника;
  • умение сравнивать и делать выводы, анализировать.

Ранее эту таблицу ребята рисовали сами, и она у всех была разной, зачастую выполненная неудобно для заполнения и пользования. Выполненная в Word документе и распечатанная таблица единообразна, приучает к аккуратному ее заполнению. После объяснений учителя, учащиеся переходят к самостоятельной работе с таблицей и учебником в классе и дома. В работе с таблицей мы используем символы-значки, для ярких зрительных образов и быстроты записи.

Работа с этой таблицей длится на протяжении всех уроков по изучению темы «Древнейшие цивилизации Востока».
Работа с исторической картой

На сайте ПИШ я скачиваю векторные исторические карты, которые при увеличении размера не теряют качества. Собираю коллекцию работ с картой, размещенных в Интернете коллегами на учительских сайтах. Мною были отсканированы и отредактированы в программе Photoshop изображения контурных карт по истории Древнего мира (5 класс). Что такое историческая карта? С методической точки зрения это – опорный конспект, развертывающий события в пространстве и во времени с помощью условных знаков. Все задания связаны с формированием картографических знаний и умений, пространственной ориентации, развитием памяти, образного мышления.

Их я нахожу в различных методических пособиях или создаю сама. Задания могут быть от простых: «Напиши названия морей, омывающих берега Греции» до более сложных, требующих знаний не только карты, но и мифов Древней Греции «Нанесите на карту море, в котором погиб отец Тесея».

Разноуровневые задания и проекты представлены в Приложении 2.

После знакомства с методическими рекомендациями Аствацатурова Г.О. «Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске» и презентацией Тимотыш А.Н. «Тест по теме: Первобытный мир» я вдохновилась на создание собственных работ на Интерактивной доске. Вашему вниманию представляю:

Задания на обобщение темы: «Древний Восток» 5 класс. Курс Древний мир.

Цель работы:  обобщить основные знания по  Древнему Востоку:

  • ориентация в пространстве (работа с картой);
  • природные ресурсы;
  • исторические деятели;
  • изобретения;
  • искусство (архитектура и скульптура);
  • материалы для письма.

Описание дидактической обобщающей игры:

Эта работа выполнена в игровой форме. Для данного возраста это особенно актуально. Правильно выбранный ответ поощряется веселым человечком с похвалой «Молодец»! В случае неверного  ответа, плачущий человечек просит попробовать ответить еще раз. На слайдах есть подсказки, они изначально скрыты. При затруднении в ответе, следует нажать команду «показать». Появится слово – подсказка. Прочитав ее можно нажать команду «скрыть». Все слайды меняются при помощи управляющих кнопок. Это техническая особенность презентации. Управляющие кнопки исключают не санкционированную смену слайдов и позволяют работать со слайдом столько, сколько необходимо, для получения верного ответа.

Варианты применения:

Эту игру можно использовать в качестве отдельного фрагмента на обобщающем уроке по теме «Древний Восток». Работа с презентацией может быть как индивидуальной, так и фронтальной. (Презентация 1)

Задания на обобщение дублируют сравнительную таблицу и позволяют закрепить основные знания по  Древнему Востоку и получить дополнительную информацию.

Работа с картой и графическим материалом включает в себя элементы игры, побуждает у ребят интерес. Способствует образному восприятию изучаемого материала. Учит моделировать и воссоздавать процессы и события.

Курс История средних веков. 6 класс. Важнейшие события истории средних веков. Повторение дат.

Цель работы: закрепить, повторить или обобщить важнейшие даты эпохи Средневековья.

Описание дидактической хронологической игры:

Эта работа выполнена в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям учащихся.  Правильно выбранная дата меняет свой цвет. Ошибочный ответ приводит к волшебнику Мерлину, тот указывает на ошибку и предлагает попробовать ответить еще раз. Все слайды меняются при помощи управляющих кнопок. Даты выстроены в хронологическом порядке.

Варианты применения:

Эту игру можно использовать в качестве закрепления знаний по новой теме или повторение предыдущей (показывать только нужные слайды). Учащимся можно предложить индивидуальную  работу с презентацией  или фронтальную на уроке,
дома в качестве тренажера для подготовки к хронологическому диктанту.
А также использовать презентацию полностью на обобщающем уроке по всему курсу Средневековья. (Презентация 2)

Благодаря проведению проверочных интерактивных заданий, класс вовлекается в активную познавательную деятельность. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Каждый ученик стремится выйти к доске и выполнить задание, даже если сделана ошибка, есть возможность попробовать ответить еще раз и узнать правильное решение поставленной задачи. Самый важный момент – это анализ реакции самих школьников. Детям нравится выходить к доске – они увлечены учебным процессом.
Практика показывает, что использование обучающих заданий повышает эффективность усвоения материала. Привносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, повышает интерес к обучению, снимает психологическое напряжение.

Вот примеры  высказываний пятиклассников о практических работах на интерактивной доске:

– Я думаю, что ЭОР и презентация-игра помогают вспомнить то, что забыли. Такие работы нужны;
– Эта работа очень интересная. Каждый может выйти к доске, ответить на вопросы и получить оценку;
– Мне понравилась эта работа тем, что тут немного легче. Сразу есть вопросы и ответы;
– Получаем больше знаний и закрепляем материал. Это очень увлекательно. Мне понравилось. Так бы каждый день;
– Мне эта работа понравилась, потому что это легко. У доски обычной мне очень страшно, а у электронной совсем не страшно.

Список использованной литературы и информационных источников:

  1. Библиотека учителя истории. М.Т.  Студеникин. Современные технологии преподавания истории в школе. М. «Владос» 2007.
  2. Творческая мастерская учителя. История. Технологии современного урока. 5-11 классы. В.В.Гукова, А.А. Кравченко, Л.И. Михайлова и д.р.Волгоград «Учитель» 2009.
  3. Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.
  4. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&tmpl=com