Цель – показать возможности использования Интерактивной доски для повышения познавательной активности учащихся на уроке.
Современный урок – это такой урок,
когда учащийся под руководством учителя
добывает и усваивает новые знания, сам исследует
факты и делает выводы.
Эффективное обучение – это не просто
запоминание, а интеллектуальная деятельность
ученика. Одним из доступных и проверенных
практикой путей повышения эффективности урока и
активизации учащихся является соответствующая
организация самостоятельной учебной
деятельности. Под самостоятельной учебной
работой понимают организованную учителем активную
деятельность учащихся, направленную на
выполнение поставленной дидактической цели:
поиск знаний, их осмысление, закрепление,
формирование и развитие умений и навыков,
обобщение и систематизация знаний.
Важно подчеркнуть, что личностный опыт учащихся успешно формируется лишь в значимой для него деятельности, направляемой интересами, желаниями, целями. «А зачем мы это делаем?».
Поэтому одна из ключевых проблем развития
познавательной компетентности обучающихся в
процессе обучения истории связана с
необходимостью создания и поддержания внутренней
мотивации к познавательной деятельности.
Мультимедийные средства обучения нового
поколения как раз и позволяют изменить процесс
обучения, повысить интерес и мотивацию учащихся,
применяя известные методические приемы,
дидактические материалы на новом качественном
уровне. На своем опыте я убедилась, что
компьютерные диафильмы, имеющие лекционный вид
без активной деятельности учащихся не имеют
большой результативности для повышения качества
обучения. На таких уроках учащиеся, уже привыкшие
к новым технологиям, воспринимают показ слайдов,
как отдых на уроке. Учитель занят слайдами, а
ученик «своими делами», интерес ребят к уроку
падает, результативность минимальна.
Компьютерные технологии позволяют использовать
различные виды заданий интерактивного
характера: по событиям, хронологии,
географическим названиям, терминам и понятиям,
историческим деятелям – когда ученики
сопоставляют левые и правые части колонок,
расставляя стрелки; ставят номера в нужном
порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые
задания, решают кроссворды. Такие виды работ
позволяют увлечь учащихся процессом обучения,
заставляют их на уроке включать мыслительные
функции и активизировать свою деятельность на
уроке и дома.
Передо мной, как учителем стоит проблема – определить, какие именно составляющие познавательной компетенции и в какой последовательности я буду формировать у учащихся.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, в преподавании истории, можно отнести:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся;
- ролевые и деловые игры и т.д.
Любые действия учителя требуют системы, поэтому я накапливаю дидактические раздаточные, выполненные в Word и интерактивные материалы (презентации Power Point и д.р.) по различным курсам и классам.
Основы познавательной компетентности учащиеся получают входе изучения истории Древнего мира в 5 классе. Это единственный курс, оставшийся незатронутым концентрической системой образования. И именно в этом курсе я имею реальные возможности отвести резервные часы на практические работы по заполнению «Сравнительной таблицы по Древнему Востоку» и получению опыта работы с контурной картой. Приведу примеры нескольких видов работ на уроке и дома.
Заполнение сравнительной таблицы «Древний Восток» в 5 классе
История Древнего мира. (Приложение 1)
Задачи:
- обучение заполнению сравнительной таблицы;
- отбор нужных и важных фактов из учебника;
- умение сравнивать и делать выводы, анализировать.
Ранее эту таблицу ребята рисовали сами, и она у всех была разной, зачастую выполненная неудобно для заполнения и пользования. Выполненная в Word документе и распечатанная таблица единообразна, приучает к аккуратному ее заполнению. После объяснений учителя, учащиеся переходят к самостоятельной работе с таблицей и учебником в классе и дома. В работе с таблицей мы используем символы-значки, для ярких зрительных образов и быстроты записи.
Работа с этой таблицей длится на протяжении
всех уроков по изучению темы «Древнейшие
цивилизации Востока».
Работа с исторической картой
На сайте ПИШ я скачиваю векторные исторические карты, которые при увеличении размера не теряют качества. Собираю коллекцию работ с картой, размещенных в Интернете коллегами на учительских сайтах. Мною были отсканированы и отредактированы в программе Photoshop изображения контурных карт по истории Древнего мира (5 класс). Что такое историческая карта? С методической точки зрения это – опорный конспект, развертывающий события в пространстве и во времени с помощью условных знаков. Все задания связаны с формированием картографических знаний и умений, пространственной ориентации, развитием памяти, образного мышления.
Их я нахожу в различных методических пособиях или создаю сама. Задания могут быть от простых: «Напиши названия морей, омывающих берега Греции» до более сложных, требующих знаний не только карты, но и мифов Древней Греции «Нанесите на карту море, в котором погиб отец Тесея».
Разноуровневые задания и проекты представлены в Приложении 2.
После знакомства с методическими рекомендациями Аствацатурова Г.О. «Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске» и презентацией Тимотыш А.Н. «Тест по теме: Первобытный мир» я вдохновилась на создание собственных работ на Интерактивной доске. Вашему вниманию представляю:
Задания на обобщение темы: «Древний Восток» 5 класс. Курс Древний мир.
Цель работы: обобщить основные знания по Древнему Востоку:
- ориентация в пространстве (работа с картой);
- природные ресурсы;
- исторические деятели;
- изобретения;
- искусство (архитектура и скульптура);
- материалы для письма.
Описание дидактической обобщающей игры:
Эта работа выполнена в игровой форме. Для данного возраста это особенно актуально. Правильно выбранный ответ поощряется веселым человечком с похвалой «Молодец»! В случае неверного ответа, плачущий человечек просит попробовать ответить еще раз. На слайдах есть подсказки, они изначально скрыты. При затруднении в ответе, следует нажать команду «показать». Появится слово – подсказка. Прочитав ее можно нажать команду «скрыть». Все слайды меняются при помощи управляющих кнопок. Это техническая особенность презентации. Управляющие кнопки исключают не санкционированную смену слайдов и позволяют работать со слайдом столько, сколько необходимо, для получения верного ответа.
Варианты применения:
Эту игру можно использовать в качестве отдельного фрагмента на обобщающем уроке по теме «Древний Восток». Работа с презентацией может быть как индивидуальной, так и фронтальной. (Презентация 1)
Задания на обобщение дублируют сравнительную таблицу и позволяют закрепить основные знания по Древнему Востоку и получить дополнительную информацию.
Работа с картой и графическим материалом включает в себя элементы игры, побуждает у ребят интерес. Способствует образному восприятию изучаемого материала. Учит моделировать и воссоздавать процессы и события.
Курс История средних веков. 6 класс. Важнейшие события истории средних веков. Повторение дат.
Цель работы: закрепить, повторить или обобщить важнейшие даты эпохи Средневековья.
Описание дидактической хронологической игры:
Эта работа выполнена в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Правильно выбранная дата меняет свой цвет. Ошибочный ответ приводит к волшебнику Мерлину, тот указывает на ошибку и предлагает попробовать ответить еще раз. Все слайды меняются при помощи управляющих кнопок. Даты выстроены в хронологическом порядке.
Варианты применения:
Эту игру можно использовать в качестве
закрепления знаний по новой теме или повторение
предыдущей (показывать только нужные слайды).
Учащимся можно предложить индивидуальную
работу с презентацией или фронтальную на
уроке,
дома в качестве тренажера для подготовки к
хронологическому диктанту.
А также использовать презентацию полностью на
обобщающем уроке по всему курсу Средневековья. (Презентация
2)
Благодаря проведению проверочных
интерактивных заданий, класс вовлекается
в активную познавательную деятельность.
Повышается концентрация внимания, улучшается
понимание и запоминание материала. Каждый ученик
стремится выйти к доске и выполнить задание, даже
если сделана ошибка, есть возможность
попробовать ответить еще раз и узнать правильное
решение поставленной задачи. Самый важный момент
– это анализ реакции самих школьников. Детям
нравится выходить к доске – они увлечены учебным
процессом.
Практика показывает, что использование
обучающих заданий повышает эффективность
усвоения материала. Привносит в процесс обучения
элементы состязательности и игры, повышает
интерес к обучению, снимает психологическое
напряжение.
Вот примеры высказываний пятиклассников о практических работах на интерактивной доске:
– Я думаю, что ЭОР и презентация-игра помогают
вспомнить то, что забыли. Такие работы нужны;
– Эта работа очень интересная. Каждый может
выйти к доске, ответить на вопросы и получить
оценку;
– Мне понравилась эта работа тем, что тут немного
легче. Сразу есть вопросы и ответы;
– Получаем больше знаний и закрепляем материал.
Это очень увлекательно. Мне понравилось. Так бы
каждый день;
– Мне эта работа понравилась, потому что это
легко. У доски обычной мне очень страшно, а у
электронной совсем не страшно.
Список использованной литературы и информационных источников:
- Библиотека учителя истории. М.Т. Студеникин. Современные технологии преподавания истории в школе. М. «Владос» 2007.
- Творческая мастерская учителя. История. Технологии современного урока. 5-11 классы. В.В.Гукова, А.А. Кравченко, Л.И. Михайлова и д.р.Волгоград «Учитель» 2009.
- Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&tmpl=com