Классификация неорганических веществ

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала. Первый урок из темы «Соединения химических элементов».

Цель урока: сформировать понятие об основных классах неорганических веществ.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с основными классами неорганических веществ; сформировать умение определять по формуле принадлежность вещества к определенному классу.
  • Развивающая: развивать у учащихся общеучебные навыки, самостоятельность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
  • Воспитательная: содействовать экологическому воспитанию, раскрывая материал о воздействии химических веществ на природу; развивать познавательный интерес учащихся к предмету химия, используя конкретные примеры из жизни.

Оборудование: презентация «Классификация неорганических веществ»; на демонстрационном столе – стекло, хрусталь, оксид кальция, оксид фосфора (V), лимонная кислота, аскорбиновая кислота, щавелевая кислота, средство «Крот», поваренная соль, набор удобрений.

Предварительная подготовка: опережающее задание некоторым учащимся подготовить сообщения о встречающихся в быту веществах – представителях оксидов, кислот, оснований и солей; совместное создание с этими учащимися слайдовой презентации.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, постановка цели урока.

2. Изучение нового материала.

Учитель сообщает о существовании четырех основных классов неорганических веществ, указывает на отличительные признаки в формулах оксидов, кислот, оснований, солей, в течение урока дает каждому классу веществ.

Ученик 1 делает сообщение о представителях кислотных оксидов – углекислом газе, сернистом газе и оксидах азота:

Одной из проблем, имеющих глобальный характер, стало возрастание содержания оксида углерода (IV) в атмосфере в связи с деятельностью человека.
Деятельность человека привела к заметному истреблению растений, которые усваивают оксид углерода (IV) в процессе фотосинтеза.
Большая часть СО2 в атмосфере образуется при использовании топлива для получения различных видов энергии.
Рост концентрации оксида углерода (IV) в атмосфере вызывает повышение температуры воздуха, создавая парниковый эффект. Это может привести к глобальным изменениям климата.
Один из сильнейших загрязнителей атмосферы – оксид серы (IV).
Много оксида серы (IV) попадает в атмосферу при обжиге сульфидных руд для производства серной кислоты и некоторых металлов.
Оксид серы (IV) легко соединяется с водой, образуя сернистую кислоту:

SO2 + H2O = H2SO4

В выбросах некоторых предприятий есть оксид азота (II). Он летит над дымовыми трубами, окисляясь кислородом воздуха до оксида азота (IV). Тривиальное название оксида азота (II) – «лисий хвост».
Оксид азота (IV) NO2 реагирует с водой с образованием азотной кислоты.

3NO2 + H2O = 2HNO3 + NO

Сернистая и азотная кислоты могут входить в состав «кислотных дождей».
Кислотные дожди поражают растительность, губят живые организмы водоемов и почв, вызывают заболевания людей.

Ученик 2 делает сообщение о представителях кислот – соляной, аскорбиновой, щавелевой, муравьиной кислотах:

В начале XVI века Парацельс предположил, что в желудке при питье кислой воды появляется кислота. В 1824 году английский врач и биохимик Уильям Праут определил, что кислотой, входящей в состав желудочного сока, является соляная кислота.
Распространено заблуждение, что основная проблема для человека – это повышенная кислотность желудка. От нее изжога, гастрит и язва.
На самом деле гораздо бОльшую проблему представляет пониженная кислотность желудка, которая встречается во много раз чаще.
Соляная кислота убивает попадающие в желудок микробы и различные паразиты. Кроме того, соляная кислота запускает пищеварение во всем желудочно-кишечном тракте, благодаря чему микробы и паразиты расщепляются пищеварительными ферментами.
Недостаток соляной кислоты создает идеальные условия для колонизации кишечного тракта различными бактериями, простейшими и червями. Коварство ситуации в том, что пониженная кислотность желудка "ведет себя тихо" и протекает незаметно для человека.
Когда кислотность повышена – существует масса препаратов для ее снижения.
В случае же пониженной кислотности эффективных средств очень мало.
Повышение кислотности желудка – одна из самых непростых задач.
Кислоты часто встречаются нам в жизни. Яблоки и апельсины содержат аскорбиновую кислоту, лимоны – лимонную, щавель – щавелевую. А место укуса муравьев щиплет из-за попадания под кожу муравьиной кислоты.

Ученик 3 делает сообщение о представителях оснований:

Растворимые основания – щёлочи – содержатся в большом количестве в отбеливающих, моющих средствах, жидкостях для чистки санитарной техники.
Их бытовые названия – каустическая сода (каустик), каустический поташ, гашеная известь. А формулы – NaOH, KOH, Ca(OH)2.
При неосторожном обращении со щелочами возможны отравления.
Отравления проявляются повышением выделения слюны; на коже лица и слизистой оболочке губ и рта — признаки химических ожогов.
Отмечаются осиплость голоса, затем потеря голоса, далее присоединяются расстройства дыхания, синюшность кожных покровов.

Если такое произошло, надо срочно оказать первую помощь:

1. Промыть рот и лицо водой из-под крана
2. Промыть желудок холодной водой
3. Принять касторовое или растительное масло
4. Вызвать «скорую помощь»

А чтобы этого НЕ произошло, перед использованием химических веществ необходимо ознакомиться с инструкцией по их применению и строго следовать ей.
К нерастворимым основаниям относится гидроксид железа (Ш), или ржавчина. Его формула Fe(OH)3.

Ученик 4 делает сообщение о представителях солей:
Хорошо нам знакомая поваренная соль дает название целому классу неорганических веществ. Ее формула NaCl.
Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам.
Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10-15 граммов.
Регулярно вносить в почву строго определенные количества удобрений – это для садовода закон.
Однако избыток и недостаток удобрений для растений равносильны избытку или недостатку питания человека.
Голодное растение постепенно перестает плодоносить, а при перекорме вырождается: в его плодах даже появляются вредные вещества.
Все удобрения относятся к классу неорганических веществ, называемых СОЛИ: фосфат кальция Ca3(PO4)2, сульфат калия K2SO4, хлорид калия KCl, нитрат кальция Ca(NO3)2, нитрат калия KNO3, сульфат аммония (NН4)2SO4.

3. Закрепление изученного

Самостоятельная работа – распределение формул веществ по столбикам в соответствии с классом, к которому относится формула вещества. Взаимная проверка работы в паре, проверка учителем и выставление оценки, исправление ошибок, сравнивая работу с таблицей на слайде презентации.

4. Домашнее задание:продолжить работу с таблицей, выписав в нее из учебника как можно больше формул, распределяя их по классам веществ.