Тип урока: урок по истории с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
- Актуализировать известные учащимся знания по истории культуры Древней Руси.
- Сформировать умение работать с интернетресурсами, анализировать их историческое содержание на основе полученных знаний.
- Организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и представленные иллюстрации архитектурных памятников.
- Подвести учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация к уроку на тему: «Зодчество Древней Руси».
Опережающее задание: познакомиться с дополнительной литературой, повествующей о жизни города, о культуре Древней Руси. (Можно предложить работы:1). Коротковой М.В., Рябцевой Ю.С., Хрестоматию по истории русской культуры; 2). Волкова А.А. Голдовского Б.П. и др., Русская культура)
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие по городам Древней Руси. Но в начале вспомним, что такое город?
Город – это поселение с большим числом жителей. Города возникали по-разному: основой одних были сельские поселения, другие формировались вокруг крепости, третьи – вокруг монастырей – храмов. Слово «город» происходит от слова «ограда», означавшее в старину надежное укрепленное место или кремль, который был центром города. Вокруг кремля формировался посад, место жительства торгово-ремесленного люда.
Учитель: А сейчас мы совершим путешествие по городам Древнерусского государства, а помогут нам в этом подготовленные вами сообщения.
2. Сообщение учащегося: «Особенности культуры Древнерусского государства»
Люди Древней Руси не только сеяли хлеб,
торговали и воевали. Они строили величественные
храмы, украшали их стены искусными росписями,
изготавливали ювелирные изделия, слагали песни,
сказки, поэмы, собирали библиотеки, открывали
школы, накапливали знания о природе и окружающем
мире, то есть они создавали культурные ценности.
Древнерусская культура появилась не на пустом
месте. Ее основой стало богатое культурное
наследие восточнославянских племен. Кроме того,
древнерусская культура испытывало влияние
культуры соседних государств.
Большое влияние на древнерусскую культуру
оказала Византия, особенно после принятия Русью
христианства. С христианством на Русь пришла
крестово-купольная форма храма. Из
Константинополя приглашались мастера для
строительства храмов, создания икон и фресок;
привозили богословские книги. Благодаря тесным
контактам с Византией Русь познакомилась с
многовековой христианской культурой. Но
древнерусские мастера не стали слепо копировать
византийских учителей. Создавая свои творения,
они стремились отразить в них думы и чаяния
русского народа.
Учитель: Каковы истоки древнерусской
культуры? Что такое патриотизм?
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм,
призыв к объединению народных сил против
иноземных захватчиков. Патриотизм – это любовь к
Родине, преданность своему Отечеству, своему
народу.
Учитель: Каковы достижения древнерусского зодчества?
3. Сообщение учащегося: «Древнерусское зодчество»
Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и
боярские терема, городские крепости строили из
дерева. Древнерусское деревянное зодчество
имело свои традиции. Обычно дома знати были
многоярусными, они венчались (заканчивались)
башенками и теремами. К основному зданию
примыкало множество пристроек – клетей,
переходов, сеней. Многие элементы деревянных
строений были украшены затейливой резьбой.
После принятия христианства на Руси началось
строительство каменных храмов. Так как у русских
зодчих не было опыта возведения каменных
построек, то первые сооружения из камня были
построены приезжими византийскими мастерами. В
989 году князь Владимир заложил в Киеве так
называемую Десятинную церковь, посвященную
Успению Богородицы. На строительство храма
Владимир отдавал десятую часть княжеских
доходов.
Первые русские храмы, в том числе и Десятинная
церковь, были построены греческими мастерами в
строгом соответствии с византийскими
архитектурными традициями. Десятинная церковь
(разрушена во время монгольского нашествия;
сохранились остатки фундамента) – большая
25-главая шестистолбная церковь, с двух сторон
обнесенная пониженными галереями, что придавало
всему храму пирамидальный облик. Церковь была
богато «изукрашена» фресками, мозаикой, резьбой.
4. Учитель: «Первые русские храмы»
От 11 века в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030-1040-е гг.) (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»). Этот храм, построенный при Ярославе Мудром, сочетал славянские и византийские черты.
Слайд 1. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Фрески и мозайки отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины из обычной земной жизни – борьба ряженых, охота на медведя и т.д.
Слайд 2. Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство на Руси. Мастера , строившие Киевскую Софию, участвовали в строительстве Софийского собора в Новгороде.
Слайд 3. Новгородская София проще и
лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный
храм с широкой галереей. В убранстве собора
отсутствовали мозайки, мраморная отделка стен.
Для строительства использован местный
известняк.
Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045-1050
гг. «повелением князя Ярослава и сына его
Владимира и архиепископа Луки». Внутреннее
пространство Софии из-за массивных столбов, а
также из-за узких межстолпных сводов, кажется
несколько стесненным и не гармонирующим со
строгой простотой внешних форм здания.
Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет
ничего лишнего, не оправданного конструктивными
надобностями.
Слайд 4. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.
Слайд 5. В архитектуре 12в. господствующее положение занял одноглавый шестистолпный храм: Успенский собор во Владимире. Сооружен в 1158-1161г. в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.
Слайд 6. Церковь Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Бголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Булгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь не велика и удивительно гармонична. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
5. Закрепление
1) Прочитайте описание храма, данное Николаем Ивановичем Костомаровым: «Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… Н северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками вниз и вверх на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре – над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозайкой, а прочие стены – стенной живописью… Лестницы были расписаны изображениями разных случаев из светской жизни, как то: княжеской охоты, княжеского суда, народных увеселений и т. п.». Где находится описанный историком храм – в Киеве или в Новгороде? Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества? (Описанный историком храм находился в Киеве. Новгородский храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость украшений, строгость и величественность форм. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры).
2) Каковы достижения древнерусского зодчества? (Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры).
6. Подведение итогов урока
– Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.
7. Домашнее задание
– Нарисовать один из храмов Древнерусского государства.
Литература:
- Волков А.А., Голдовский Б.П. и др. Русская культура. М., Издательство «Энциклопедия», 2007.
- Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2005.
- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры 11-17 вв. М., 1998.