Петр I. Россия на рубеже веков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок разработан для 7 классов общеобразовательных школ изучающих Историю России по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г.

Целью урока является решение следующих задач:

  • образовательные – в проблемной ситуации учащиеся изучают основные направления деятельности Петра I.
  • развивающие – информационные навыки учащихся, речевые навыки, аналитические способности;
  • воспитательные – патриотизм, настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра Первого, развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Технологии обучения: личностно – ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивные задания в программе Notebook, раздаточный материал.

Данный урок - урок с применением разнообразных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. В начале урока ставится вопрос, на который учащиеся должны ответить, используя знания, приобретенные на уроке.

В целях развития познавательного интереса, логического мышления использую игровой материал и задания на смекалку. Использование ИКТ на данном уроке способствует:

  • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;
  • увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.

На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.

Урок проводится согласно тематическому планированию. Несколько учащихся

предварительно получили опережающее дополнительное задание: подготовить сообщения о царе Иване V, царевне Софьи, царице Натальи Нарышкиной, П.Гордон, Ф.Лефорт.

Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно-ориентированной технологии обучения:

    • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
    • стимулирование учащихся к высказываниям;
    • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность
    • создание ситуации выбора и успеха;
    • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Ход урока

Учитель объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся. Проводится вводная беседа с учащимися примерно следующего содержания: «На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела отечественной истории – Россия в XVII веке. Вспомните, к какому выводу мы пришли?» Предполагаемые ответы:

«Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни». «Правители страны видели необходимость преобразований, но были не способны провести их».

«Действительно так, и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России». Слова учителя сопровождаются презентацией. Слайды № 1, 2.

И в конце урока ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

Записывается на доске: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

1682 год – смерть царя Фёдора III. Не оставил наследника. Вопрос о престолонаследнике: Иван или Пётр. Борьба двух группировок Милославских и Нарышкиных. Установление «триумвирата». На доске термин: «триумвират». Слайд № 3.

Несколько учащихся предварительно получили опережающее домашнее задание подготовить сообщения об Иване и Софьи. Слайды № 4, 5.

Царь Пётр в управлении страной участия не принимал, ему было всего 10 лет. В годы регенства Софьи он большую часть времени проводил вне Москвы в селе Преображенское. Он получил начальное образование на уроках дьяка Никиты Зотова. Слайд № 6.

Там же он приохотился к хождению под парусом и к военным играм. Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию Голицину.

В 1689 г. Положение Петра изменилось - он вступил в брак с Евдокией Лопухиной. Это означало наступление совершеннолетия. Слайд № 7.

Пётр не стал заниматься государственными делами, фактической правительницей России стала его мать – Наталья Нарышкина. Она неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в Немецкую слободу. Слайд № 8.

Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт. Слайды № 9, 10.

Только после ее смерти началось самостоятельное правление Петра.

Валеологическая пауза. Для улучшения мозгового кровообращения проводится валеологическая пауза. Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.

Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение №1.Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперёд, правая – вверх. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Азовские походы. «Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.

Сейчас возьмите розданные вам бланки № 1. По ходу моего рассказа выполните указанные задания». Работа учащихся с раздаточным материалом. Приложение № 1.

В 1695 г. тремя самостоятельными отрядами, подошли к Азову в разное время, нет флота – подвоз турецких подкреплений, неумелое использование артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков – несколько неудачных штурмов. Первый поход закончился неудачей. Подготовка второго похода: строительство флота на верфях в г.Воронеж. В качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера.

Пётр – капитан галеры «Принципиум».

Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Победа. Итоги.

Давайте проверим, как вы справились с первым заданием.

Учащиеся называют причины поражения в первом Азовском походе – это утверждения:

№ 1,2,3,5,7,9.

Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов

«Вы, конечно, обратили внимание на необычное название галеры Петра I. Сейчас, работая в парах, решите кроссворд и узнайте, что означает слово «Принципиум». Приступайте к работе». Приложение № 2.

Учащиеся решают кроссворд. Ключевое слово - «Начало».

«Вы правильно определили ключевое слово. Позже мы увидим, что Пётр большое значение придавал символам. Какое символическое значение, по вашему мнению, вложил царь в название этого корабля?»

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:

«Это первый корабль, начало флота».

«Только теперь начнется настоящая война за Азов». Слайды № 11, 12, 13.

Великое посольство. Неудача первого азовского похода вскрыла многие недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое посольство.

Почему «Великое»? – более 200 участников, через множество стран. Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.

Вопрос: «какие цели ставились перед Великим посольством?» Самостоятельная работа учащихся с учебником. Проверка ответов учащихся.

Пётр за границей. Работа и посещение верфей Голландии и Англии. В Вене Петр узнает о заговоре противников преобразований и спешит в Москву, где жестоко расправляется с заговорщиками. Слайды № 14,15.

Задание для учащихся интерактивной доске (программа “Notebook”).

Итак, мы подходим к завершению урока. Давайте еще раз посмотрим на важнейшие события, имевшие место в последние десятилетия 17 века. Попробуйте расставить их в правильном порядке.

Приложение № 3.

Вернемся к началу урока и ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»? Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Итог урока. Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты. Учащиеся выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала. Слайд № 15.

Домашнее задание. Повторить материал урока по § 13 ответить на вопр.3 стр.104.

Задания по тетради на печатной основе: стр.37 - 38 № 1, 2.