Урок разработан для 7 классов общеобразовательных школ изучающих Историю России по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г.
Целью урока является решение следующих задач:
- образовательные – в проблемной ситуации учащиеся изучают основные направления деятельности Петра I.
- развивающие – информационные навыки учащихся, речевые навыки, аналитические способности;
- воспитательные – патриотизм, настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра Первого, развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Технологии обучения: личностно – ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно – коммуникационная.
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивные задания в программе Notebook, раздаточный материал.
Данный урок - урок с применением разнообразных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. В начале урока ставится вопрос, на который учащиеся должны ответить, используя знания, приобретенные на уроке.
В целях развития познавательного интереса, логического мышления использую игровой материал и задания на смекалку. Использование ИКТ на данном уроке способствует:
- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;
- увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.
На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.
Урок проводится согласно тематическому планированию. Несколько учащихся
предварительно получили опережающее дополнительное задание: подготовить сообщения о царе Иване V, царевне Софьи, царице Натальи Нарышкиной, П.Гордон, Ф.Лефорт.
Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно-ориентированной технологии обучения:
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- стимулирование учащихся к высказываниям;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность
- создание ситуации выбора и успеха;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Ход урока
Учитель объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся. Проводится вводная беседа с учащимися примерно следующего содержания: «На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела отечественной истории – Россия в XVII веке. Вспомните, к какому выводу мы пришли?» Предполагаемые ответы:
«Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни». «Правители страны видели необходимость преобразований, но были не способны провести их».
«Действительно так, и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России». Слова учителя сопровождаются презентацией. Слайды № 1, 2.
И в конце урока ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
Записывается на доске: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
1682 год – смерть царя Фёдора III. Не оставил наследника. Вопрос о престолонаследнике: Иван или Пётр. Борьба двух группировок Милославских и Нарышкиных. Установление «триумвирата». На доске термин: «триумвират». Слайд № 3.
Несколько учащихся предварительно получили опережающее домашнее задание подготовить сообщения об Иване и Софьи. Слайды № 4, 5.
Царь Пётр в управлении страной участия не принимал, ему было всего 10 лет. В годы регенства Софьи он большую часть времени проводил вне Москвы в селе Преображенское. Он получил начальное образование на уроках дьяка Никиты Зотова. Слайд № 6.
Там же он приохотился к хождению под парусом и к военным играм. Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию Голицину.
В 1689 г. Положение Петра изменилось - он вступил в брак с Евдокией Лопухиной. Это означало наступление совершеннолетия. Слайд № 7.
Пётр не стал заниматься государственными делами, фактической правительницей России стала его мать – Наталья Нарышкина. Она неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в Немецкую слободу. Слайд № 8.
Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт. Слайды № 9, 10.
Только после ее смерти началось самостоятельное правление Петра.
Валеологическая пауза. Для улучшения мозгового кровообращения проводится валеологическая пауза. Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.
Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.
Упражнение №1.Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Упражнение №2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперёд, правая – вверх. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Азовские походы. «Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.
Сейчас возьмите розданные вам бланки № 1. По ходу моего рассказа выполните указанные задания». Работа учащихся с раздаточным материалом. Приложение № 1.
В 1695 г. тремя самостоятельными отрядами, подошли к Азову в разное время, нет флота – подвоз турецких подкреплений, неумелое использование артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков – несколько неудачных штурмов. Первый поход закончился неудачей. Подготовка второго похода: строительство флота на верфях в г.Воронеж. В качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера.
Пётр – капитан галеры «Принципиум».
Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Победа. Итоги.
Давайте проверим, как вы справились с первым заданием.
Учащиеся называют причины поражения в первом Азовском походе – это утверждения:
№ 1,2,3,5,7,9.
Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов
«Вы, конечно, обратили внимание на необычное название галеры Петра I. Сейчас, работая в парах, решите кроссворд и узнайте, что означает слово «Принципиум». Приступайте к работе». Приложение № 2.
Учащиеся решают кроссворд. Ключевое слово - «Начало».
«Вы правильно определили ключевое слово. Позже мы увидим, что Пётр большое значение придавал символам. Какое символическое значение, по вашему мнению, вложил царь в название этого корабля?»
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:
«Это первый корабль, начало флота».
«Только теперь начнется настоящая война за Азов». Слайды № 11, 12, 13.
Великое посольство. Неудача первого азовского похода вскрыла многие недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое посольство.
Почему «Великое»? – более 200 участников, через множество стран. Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.
Вопрос: «какие цели ставились перед Великим посольством?» Самостоятельная работа учащихся с учебником. Проверка ответов учащихся.
Пётр за границей. Работа и посещение верфей Голландии и Англии. В Вене Петр узнает о заговоре противников преобразований и спешит в Москву, где жестоко расправляется с заговорщиками. Слайды № 14,15.
Задание для учащихся интерактивной доске (программа “Notebook”).
Итак, мы подходим к завершению урока. Давайте еще раз посмотрим на важнейшие события, имевшие место в последние десятилетия 17 века. Попробуйте расставить их в правильном порядке.
Вернемся к началу урока и ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»? Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.
Итог урока. Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты. Учащиеся выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала. Слайд № 15.
Домашнее задание. Повторить материал урока по § 13 ответить на вопр.3 стр.104.
Задания по тетради на печатной основе: стр.37 - 38 № 1, 2.