«Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края …»
В.И.Ленин
Что бы не говорили сегодня об этом человеке, но гениальность его признают все. Он сыграл в истории страны огромную роль, которые одни считают положительной, другие – отрицательной. История, я думаю, позднее поставит все точки над «и».
Источники краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины издавна хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, «краезнатцы» вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, этическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою Родину.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно-полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы. В качестве примера хочется привести выпускницу нашей школы Айсину Галлию, которая начала получать навыки общественной работы, определенный опыт в кружке «Возрождение истоков», представила работу «История села в призме исторических событий на Международный конкурс» и стала лауреатом этого конкурса. Изучая историю края, в 2006 году участвовала в областном конкурсе творческих работ по номинации «Семья, ребенок, общество», заняла второе место.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а так же путем поисково-исследовательской работы. Дербишева Д. и Такташева Э. провели исследование и сделали презентацию на тему «Точка на земле» с которой выступили на районном семинаре учителей истории. Такташева Э. и Дербишева Д. ведут вместе с учителем Горемыкиной Р.И. научно, поисковую и исследовательскую деятельность. С исследовательской работой «Малая родина в призме исторических событий» ученицы 9 класса Такташева Э. и Дербишева Д. выступили на областной конференции школьных музеев. Лось Ю. ученица 9 класса с работой «Патриот своего края» стала участницей регионального этапа Международного конкурса «Гренадеры, вперед!», заняла второе место в номинации «Образ и память». Бахтигузина Д. и Алимбекова Г. изучали народное творчество и прикладное искусство народного края, представили проект-презентацию «Возрождение истоков» и стали его лауреатами.
В школьном краеведении руководящая роль
принадлежит учителю. На основе учебной
программы, школьного плана воспитательной
работы, учета состава учащихся и местных
возможностей он намечает объекты для
исследования, виды и методы работы руководит
работой краеведов.
Школьное краеведение включает в себя учебное и
внеклассное. Эти два вида краеведения находится
в тесной связи, и дополняют друг друга: они оба
направлены на решение
образовательно-воспитательных задач, стоящих
перед школой.
Краеведческая работа учащихся начинается на уроке. Но если на начальном этапе учащиеся получают краеведческие знания в готовом виде, то в дальнейшем для их приобретения они используют материал, который добыли сам. Здесь больше возможностей для работы учителя истории.
Учитель должен стремится к тому чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах развития, отличительных способностях, месте и значении в историческом развитии нашей Родины.
Внеклассная работа по школьному краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. К её массовым формам относятся: экскурсии, поход, вечера, олимпиады, викторины, создание школьных музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружек, издание стенгазет. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документами архива, подготовка рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры. Однако одна форма внеклассной работы не мыслима без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке часто выносятся на общешкольные вечера. Индивидуальная работа является необходимым элементом массовых и групповых занятий.
Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на занятиях, которые учащиеся получают на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе, и с постоянным составом. Наш краеведческий кружок охватывает в своей работе весь комплекс краеведческого материала. Составляя программу работы кружка, мы не упускаем двух моментов: органическое единства истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.
Наша адаптированная программа кружка «Возрождение истоков» и проект «Школа возрождения историко-культурных традиций татарского народа» является подтверждением этому.
В национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволила стране занимать достойное место в мировом сообществе.
У нашего села, как и у любого, есть своя интересная история, Но бывает нередко так, что богатство родного края не описано в литературе, имена многих замечательных людей еще не стали достоянием населения. Вот здесь и появляется прекрасная возможность для нас, учителей творчески использовать желание детей все это узнать, сохранить, донести для будущих потомков.
Только правильно поставленная работа с детьми окажет глубокое влияние на их сознание, научит ценить дружбу, товарищество, углубит их знания, приучит к исследовательской работе и, в конечном итоге, поможет нам воспитать гражданина и патриота, человека, горячо любящего ту землю, с которой он связан жизнью и трудом.