В советские времена существовало мнение – учиться для того, чтобы жить. Человек, получив какой-то определенный багаж знаний, применял его в своей профессиональной деятельности и в быту. Но сейчас эта тенденция является устаревшей. В наши дни нужно учиться для того, чтобы учиться далее, так как что было приемлемо сегодня, завтра может быть не приемлемо и даже не верно.
Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать – основные информационные процессы. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, около 30% увиденного, 50% – увиденного и услышанного, и 75%, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения и воспитания.
81% учащихся школы – дети коренной национальности – ненцы. Согласно психологическим исследованиям у детей коренной национальности преобладает образное мышление, повышенная способность узнавания и точность запечатления увиденного. Это является прекрасным условием для внедрения ИКТ в образовательный процесс, в том числе на уроках математики и позволяет от образного мышления перейти к логическому, используя принцип наглядности.
Переход к информационно-коммуникационным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем.
В своей педагогической деятельности с учащимися я столкнулась со следующими противоречиями:
- Между усвоением новых знаний и способами применения данных знаний.
- Между неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность, управлять ею и стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.
На основании этого я определила цель работы:
Цель: определить эффективность ИКТ в педагогической деятельности, их роль и влияние на формирование ЗУН учащихся, а также личностных качеств обучаемых (образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности).
Для реализаций данной цели я ставлю следующие задачи:
- Изучить существующий опыт использования ИКТ на уроках математики.
- Формирование познавательной активности учащихся.
- Повышение интереса учащихся к математике с помощью ИКТ.
- Использование презентаций на различных этапах урока, тестов, самостоятельных работ.
- Разработка и апробирование интегрированных уроков математика – информатика.
- Определить роль и влияние ИКТ на формирование знаний, умений и навыков учащихся по математике в 5-6 классах.
- Использование здоровьесберегающей технологии.
Объектом исследования является преподавание математики в 5-6 классах.
Предметом исследования является использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотеза: Внедрение ИКТ на уроках математики создадут предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволят широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии будут способствовать раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Ожидаемые конечные результаты:
- Положительная динамика и в дальнейшем стабильность уровня обученности учащихся по математике 5-6 классов.
- Повышение уровня сформированности самостоятельно приобретать знания.
- Рост информационной культуры учащихся.
Теоретическая база
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
ИКТ могут осуществляться в следующих трех вариантах:
I – как “проникающая” технология
(применение компьютерного обучения по отдельным
темам, разделам для отдельных дидактических
задач).
II – как основная, определяющая, наиболее
значимая из используемых в данной технологии
частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все
управление учебным процессом, включая все виды
диагностики, мониторинг, опираются на применение
компьютера).
Цели ИКТ:
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Дать ребенку так много учебного материала, какое только он может усвоить.
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Рассмотрим возможности информационно-коммуникационных технологий.
Мультимедийное сопровождение уроков.
На сегодня в школе преобладают лекционные
(речевые) занятия и очень мало яркой, наглядной
зрительной информации, что снижает
эффективность получения знаний учащимися.
Термин «мультимедиа» – калька с английского
слова multimedia, что можно перевести как «многие
среды» (от multi – много и media – среда).
Мультимедийная технология позволяет
одновременно использовать различные способы
представления информации в виде числа, текста,
графики, анимации, видео и звука.
Разновидности мультимедийных продуктов:
1. Компьютерная презентация,
которая создаётся с помощью программы Power
Point, – представляет собой
последовательность слайдов. Использую
презентации, как сказку, путешествие, т.к. детей
этого возраста можно заинтересовать еще такими
формами урока.
С помощью данной программы я создаю:
1) Презентация для изучения нового материала
Преимущество представления
информации в виде презентации над информацией в
виде речи:
1. Высвобождается большое количество времени, но презентация
должна соответствовать темпу усвоения, записи
учащихся.
2. Компьютер позволяет показать сложный опыт
безопасно, объяснить его сущность, но это
должно дополнять, а не заменять.
3. Презентация значительно облегчает управление
уроком, организацию работы учащихся, но требует
от учителя уверенного владения техникой, знания
программ, готовности к работе в обычном
режиме.
При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на определённых моментах. При изучении темы «Простые и составные числа» я познакомила учащихся с построением решета Эратосфена, применяя презентацию. Это заинтересовало учащихся, и они сами попробовали построить решето Эратосфена у себя в тетрадях, смотря, как я строю решето на компьютере. (Презентация 1, слайды 3, 4, 5)
2) Презентации-опросы: создаю вопросы, задачи, что активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создает благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока повторили теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверили правильность выполнения. (Презентация 2, слайд 5).
3) Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности. При составлении интегрированного урока «Путешествие к планете знаний» мы использовали слайд – маршрут. (Презентация 3, слайд 2)
4) Презентации для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя презентацию, я могу провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить. Так при изучении темы «Отношения. Решение задач на проценты» я провела самостоятельную работу (Презентация 4, слайд 14), а затем ученики поменялись тетрадями и проверили эту работу (Презентация 4, слайд 15). Применение презентаций на этом этапе тем хорошо, что затрачивается меньше времени на уроке, ученики видят результат сразу.
2. Электронные средства обучения
Преимущества:
1. Возможность неоднократно повторять,
останавливать, что позволяет учителю
акцентировать внимание учеников;
2. Обращаться к теоретическому материалу, делать
исторические ссылки, работать с определениями и
законами;
3. Наглядность процессов, четкие изображения
установок и моделей, не загромажденность;
4. Моделирование процессов и явлений;
5. Получение и анализ графической зависимости.
Недостатки:
1. Материал готовый, может быть устаревший;
2. Плотный поток информации, закодированный в
различных формах, который учащиеся не всегда
успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.
3. «Привыкание» к такому или иному продукту,
теряется острота интереса, дети скучают по
реальному эксперименту;
4. Вытесняется живое общение с учителем;
5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.
Компьютерные тренажеры:
На уроках математики я использую тренажер «Арифметические действия с обыкновенными дробями», также этот тренажер используется детьми и в домашней работе. Он представляет собой систему тем, состоящую из 5 уроков. Каждый урок по каждой теме состоит из восьми примеров, охватывающих практически все основные особенности, характерные для данной темы.
Особенности и недостатки тренажёров:
- Программы, снабженные справочными материалами и большим количеством задач, упражнений, вопросов;
- Моделирование реальных процессов, лабораторных опытов;
- Освобождение учителя от рутинной работы;
- Обратная связь, обнаружение ошибок, подсказки, примеры решения задач;
- Ученики имеют возможность работать дома.
- Ученики чувствуют себя менее сковано и благодаря этому «пробуют себя»;
- Возможность объективно оценивать успехи ученика;
- Возможность фиксировать и анализировать ответы ученика и группы учащихся, но не формируются навыки устной и письменной речи.
ИКТ во внеурочное время:
1. Виртуальные экскурсии;
2. Творческие домашние задания. На дом ученикам
задаю творческие задания: составить кроссворд,
анаграммы, вопросы. У кого есть компьютер, те
выполняют их в электронном виде, у кого нет, сдают
в рукописном варианте. За это оценки не снижаю.
Дети с удовольствием выполняют эти задания.
3. Представление отчета по электронной почте в
виде письма.
4. Ученические конференции.
Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно – коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.
Поэтому я для себя выделила основные направления повышения качества образования:
1. Повышение профессиональной
компетенции учителя.
2. Использовать в образовательном процессе
интеграцию содержания и познавательной
деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:
а) формировать умения;
б) использовать информационно-коммуникационные
технологии, современные педагогические
технологии, проблемный метод обучения,
исследовательские и проектные технологии.
3. Контроль осуществлять дифференцированно на
базовом уровне (репродуктивном), повышенном и
высоким (продуктивном и творческом). Для контроля
использовать ИКТ. Задания продумывать в
соответствии с ТУПВ (требования к уровню
подготовки выпускников).
4. Повысить мотивацию учеников на получение
хорошего образования при помощи ИКТ.