По страницам православной культуры

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (393 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (273 кБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель мероприятия:

  • обобщить знания о России, Православии, нравственных правилах, добродетелях;
  • представить проектные работы.

 Задачи:

  • Образовательные:
    • создать условия для формирования понятий «религия», «Православие», «добродетели», «нравственные правила».
  • Развивающие:
    • развивать умение быстро отвечать на вопросы;
    • развивать умение быстро ориентироваться в пространстве;
    • развивать воображение, мышление, внимание;
    • развивать творческие способности.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию Православия;
    • способствовать воспитанию толерантного отношения к религиозным культурам;
    • формировать умение взаимодействовать в команде, группе.

Место проведения: классные кабинеты со специальной расстановкой мебели – 4 станции;  актовый зал (подведение итогов, чаепитие).

План мероприятия:

  1. Организационный момент (2-3 мин).
  2. Практическая работа на станциях (20-25 мин).
  3. Подведение итогов (10-15мин).
  4. Рефлексия (1 мин).
  5. Чаепитие.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, 5-а и 5-б. Вот и закончился наш курс «Основы православной культуры». Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о Православии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили.
Сейчас командам предстоит проверить себя в знании предмета, как можно быстрее и без ошибок пройти испытания на 4-х станциях (Приложение 1).Справившись с заданием на каждой станции, команда получает фрагмент пароля. Собрав воедино пароль, команда получает возможность войти в актовый зал.Капитанам получить Маршрутные листы! (Приложение 2)
По моей команде начинаем свой маршрут. Раз! Два! Три!

II. Практическая работа на станциях

Станция 1 «Добродетели».

Оформление станции: проектные работы учащихся.
Презентация «Добродетели» (Презентация 1)

Слайд 1: Выберите тот поступок человека, который можно назвать милосердным:

  • Не обращать внимания на чужие беды и горести.
  • Помогать людям, которые в этом нуждаются.
  • Помогать людям, надеясь получить награду.

Слайд 2. Если кто-то из приятелей сплетничает, то надо:

  • Осудить осуждающих;
  • Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;
  • Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

Слайд 3.  Закончите предложение. Чтобы нас любили люди, мы должны…

  • Льстить им;
  • Требовать любви;
  • Любить их.

Слайд 4. Закончите предложение. Сострадательный и милосердный человек помогает…

  • Тем, кто помогал тебе;
  • Тем, кто может оплатить за оказанную помощь:
  • Тем, кто нуждается в помощи.

Слайд 5.  Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если:

  • Он делает добро, чтобы стать популярным;
  • Он делает добро, чтобы получить взамен награду;
  • Он делает добро по велению сердца.

Слайд 6. Работа с раздаточным материалом «Культурный или религиозный» (Приложение 3).

Молодцы!

Отметка в Маршрутном листе (Приложение 2)
Вручение фрагмента пароля» (Приложение 4)

Станция 2 «История»

Оформление станции: проектные работы учащихся.
Презентация «История» (Презентация 2)

Слайд 1. В каком году произошло крещение Руси? (в 988 году)
Слайд 2. В каком городе крестили первых христиан на Руси? (Киев)
Слайд 3. Как звали человека, который организовал крещение в Киевской Руси? (Князь Владимир Красное Солнышко).
Слайд 4. Князь Владимир Красное солнышко построил на Руси много храмов. Постройте и вы. Задание: Нарисовать православный храм. Материалы и принадлежности: альбомный лист (формат А4), фломастеры.

Молодцы!

Отметка в Маршрутном листе (Приложение 2)
Вручение фрагмента пароля» (Приложение 4)

Станция 3 «Заповеди»

Оформление станции: проектные работы учащихся.
Презентация «Заповеди» (Презентация 3)

Слайд 1. Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?

  • Соседи.
  • Душа.
  • Природа.

Слайд 2. Кто указывает человеку на его грех?

  • Милиционер.
  • Товарищи.
  • Совесть.

Слайд 3. Грех прежде всего приносит вред…

  • Обществу.
  • Самому грешнику.
  • Одноклассникам.
  • Родителям.

Слайд 4. Продолжите предложение. После совершения зла срабатывает, как тревога…

  • Сирена.
  • Сигнализация.
  • Совесть.
  • Общественное мнение.

Слайд 5. Продолжите предложение. Заповеди являются основой…

  • законодательства многих стран.
  • только православной культуры.
  • политики.

Слайд 6. Продолжите предложение. Религиозным человеком можно назвать, если он…

  • Знает основы религии.
  • Соблюдает правила, установленные в его религии.
  • Называет себя верующим.

Слайд 7. Какие вы знаете ЗАПОВЕДИ?

  • Я – Господь Бог твой;  и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
  • Не произноси имени Господа напрасно.
  • Помни день субботний.
  • Не сотвори себе кумира.
  • Почитай отца твоего и мать твою.
  • Возлюби ближнего, как самого себя.
  • Не суди.
  • Не помни зла.
  • Не завидуй.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не убий.
  • Не лги.
  • Не укради…

Слайд 8. Как  называется таинство, когда христиане  рассказывают священнику о своих грехах? (исповедь)

Молодцы!

Отметка в Маршрутном листе (Приложение 2)
Вручение фрагмента пароля» (Приложение 4)

Станция 4 «Молитва»

Оформление станции: проектные работы учащихся.
Презентация «Молитва» (Презентация 4)

Слайд 1.  Что такое молитва?

  • Требование у Бога исполнения желаний.
  • Обращение человека к Богу.
  • Обращение Бога к человеку.

Слайд 2. Продолжите предложение. Христиане молятся, потому что хотят…

  • стать ближе к Богу;
  • показать свою уникальность;
  • чтобы Бог даровал земные блага.

 Слайд 3. Продолжите предложение. Молитва может:

  • Защитить человека.
  • Напугать человека.
  • Утомить человека.

Слайд 4. Работа с таблицей на классной доске.

Слайд 5. Расскажите молитву «Отче наш».

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет ЦарствиеТвое,
да будет воля Твоя,  яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Молодцы!

Отметка в Маршрутном листе (Приложение 2).
Вручение фрагмента пароля» (Приложение 4)

III. Подведение итогов

Собрав воедино пароль, объяснив, что он означает (Золотое правило этики Православия), команда получает возможность войти в актовый зал.
Здесь представлена выставка проектных работ учащихся. Учащиеся рассаживаются на места за накрытыми к чаепитию столами. С ними - их классные руководители и родители. Маршрутные листы забирает экспертная комиссия для подсчёта баллов и выявляет победителя. Так же экспертная комиссия оценила проектные работы и распределила 1, 2 и 3 места.

Учитель: Дорогие друзья! Вот и закончилось наше приключение. На уроках в 4 и 5 классах вы многое узнали о Православии, а сегодня на станциях проверили свои знания.
В нашей конкурсной программе «По страницам православной культуры» есть победитель (награждение команды). Так же хочется отметить лучшие проектные работы (награждение).

Презентация «С чего начинается Родина?» (Презентация 5)

Слайд 1.  Учитель: Широка и прекрасна наша Родина Российская Федерация. Российской нашу страну называют, потому что большинство населения ее – русские, а Федерацией: потому что 180 национальностей договорились жить в одной стране – России. У каждого народа – своя история, свои культурные традиции, своя религия.

Слайд 2. Учитель: В VII—X вв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иудаизм.

На сцену выходит иудей (ученик 5-а класса в чёрном костюме-тройке, чёрной шляпе с прикреплёнными к ней локонами волос).

Слайд 3. Учитель: В VIII в. в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране.

На сцену выходит мусульманин (ученик 5-а класса в чалме и халате).

Слайд 4. Учитель: В 988 году князь Владимир крестил Русь — на нашу землю пришло православие.

На сцену выходит православный христианин (ученик 5-б класса в косоворотке, показывает свой нательный крест, прячет его под рубаху).

Слайд 5. Учитель: В XVII в. в состав нашего государства вошли буряты калмыки, которые принесли с собой буддизм.

На сцену выходит буддист (ученик 5-б класса в костюме буддистского монаха).

Слайд 6. Учитель: С XVIII в. в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала формироваться традиция светской этики.

На сцену выходит представитель светской этики (ученик 5-б класса в обычной одежде).

Слайд 7. Учитель: Так складывались духовные традиции России.

Буддист: Традиция Буддизма научила меня быть сдержанными, человеколюбивым. Я мечтаю в следующей жизни стать Просветленным.

Мусульманин: А я уверен, что Ислам имеет самые крепкие традиции, каждый родившейся ребенок в исламской семье познает религию с молоком матери.

Иудей: Зато моя религия – самая древняя. История Иудаизма длится со времен Ветхого Завета.  Мы ждем пришествия Спасителя.

Христианин: А христиане уже видели Спасителя. С тех пор мы живем по Новому Завету, по заповедям Иисуса Христа.

Представитель светской этики: А мы не верим в Высшие силы, но любим и изучаем мировую культуру.

Слайд 8.

Учитель: Уважаемые, здравствуйте! Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор. Назовите мне золотое правило этики вашей религии.

Представители конфессий все вместе: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ!

Представитель светской этики: Я тоже знаю это правило и стараюсь его соблюдать.

Учитель: О ком и о чём вы чаще всего молитесь?

Слайд 9.

Представители конфессий все вместе: О СЕМЬЕ, БЛАГОПОЛУЧИИ, МИРЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ РОССИИ.

Представитель светской этики: Я тоже люблю свою семью и свою Родину, желаю всем только добра, мира и благополучия.

Слайд 10.

Учитель: Нас всех объединяет Золотое правило этики и любовь — к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.

Представители конфессий и светской этики уходят.

Слайд 11.

Учитель: Любовь — это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России.

Слайд 12.

Учитель: Всё это мы называем патриотизмом.

Слайд 13. С чего начинается Россия? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради неё.

Звучит мелодия песни  «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

М.Л.Матусовский

IV. Рефлексия

– Ребята, вот и закончилась наша конкурсная программа. Скажите, вам понравилась? Похлопайте в ладоши, если да. Если не понравилась – потопайте ногами.

V. Чаепитие

Использованная литература:

  1. А. Кураев. Основы православной культуры, 4-5 кл., М: Просвещение, 2010.
  2. CD-диск «Основы православной культуры», М: 2010.
  3. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя, 4-5 кл., М: Просвещение, 2010.