Цель: Сформировать твердое понятие о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.
Задачи:
• формировать нравственные качества: умение
дружить, ценить дружбу;
• формировать умение высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою
неправоту в случае ошибки.
Оформление:
- Эпиграфы на доске;
- Фотографии учащихся.
- Сочинения о дружбе.
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, – это
дружба. (Ларошфуко)
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
(Сенека)
Истинная дружба есть забвение самого себя для
того, чтобы жить только в другом. (Боше)
Ход классного часа
1. Классный руководитель.
“Человек живет и творит в коллективе. Коллектив – это и семья, и место совместной работы, и государство, где ты живешь. Есть общепринятый язык общения между людьми. Их может быть много, т.е. сколько народов, столько и языков общения. Но есть у каждого человека язык своей души, внутренний язык, который понятен только тебе одному. При общении очень важно, прежде всего, слышать именно свой внутренний язык. Умение слушать и слышать – наука более сложная, чем умение говорить.” [1]
Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья? В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?
Предлагаю обсудить следующие вопросы:
– Что такое по сути “дружба” и что лежит в ее основе?
– Дружба и товарищество? В чем различие и сходство этих понятий?
– Сколько может быть друзей?
– Обязанности дружбы?
– Насколько надо быть доверчивым в дружбе?
– Дружба и равенство друзей? Дружба и взаимное уважение?
– Дружба и взаимная услуга? Дружба и зависть?
– Дружба и чувство чести, совести?
– Истинный и мнимый друг?
– Дружба и возможность говорить друг другу о взаимных ошибках и недостатках?
“Словарь русского языка” Ожегова С.И. определяет:
“Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.
“Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой”.
“Товарищ, определяет “Словарь русского языка”,– это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь”.
“Товарищество – это близость, основанная на товарищеских отношениях”.
Такое определение понятий “дружба” и “товарищество” только частично отвечает на поставленные вопросы. Тем более что слово “друг” часто употребляется, как обращение к близкому человеку, как вежливое обращение к товарищу, соседу, к встречному человеку. Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: “Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?” С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки. Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т.д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
2. Класс делится на группы.
Каждой группе выдается ситуация. Они должны обсудить и предложить всем выводы относительно заданной проблемы.
1 группа: В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне. [3]
2 группа: Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. [3]
3 группа: Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. [3]
4 группа: Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. [4]
5группа: Собака яростно лаяла, припадая на
передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к
забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он
широко раскрывал рот и жалостно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что
будет. В окно выглянула женщина и поспешно
выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и
сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись
мальчики.
– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина. [4]
6 группа: Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. [4]
3. Выводы предложенные группами:
4. Звучит песня В.Высоцкого:
Если друг оказался вдруг
И недруг, и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни– рискни!
Не бросай одного его!
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик, –
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не бери – гони:
Вверх таких не берут, и тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но – шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но – держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной, –
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
5. Классный руководитель.
Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: “Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей”. Классный час я закончу словами Н.Доризо:
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Что сберег, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
Литература:
- .http://leonid-70.narod.ru/Doc14.htm. Уроки мудрости.
- .http://www.fraznk.ru/tw/17.html?page=5. Высказывания.
- .http://averkina.ru/druschba.htm. Сценарий классного часа о дружбе.
- .http://k-yroky.ru/publ/1-1-0-367. Классный час “Дружба дороже богатства”.