Вот уже 30 лет я работаю в национальной школе, в условиях крайнего севера.
Основной задачей своей работы считаю научить детей усовершенствованной работе с информацией, развивать их монологическую речь. Работаю над проблемой активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы в национальной школе.
Чтобы помочь учащимся достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями строю уроки на основе развивающего метода адаптивной школы. Для этого предоставляю возможность каждому ученику проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение.
Урок построен в форме заочной экскурсии, которая знакомит с репродукциями картин народного художника В.А. Игошева. Использование на уроке иллюстративно – наглядного материала с изображением жизни и быта коренных народов севера – ханты и манси, близким нашим детям школы – интерната, стихов ненецкого поэта Леонида Васильевича Лупцуя воспитывает чувство прекрасного, любовь к родному краю, к малой своей родине.
Работа в парах, группах помогает установить коммуникативные связи между участниками процесса, включать учащихся в процесс самореализации, тем самым побуждать к активной мыслительной деятельности. Большое внимание отвожу развитию орфографической зоркости, логического мышления, внимания.
Также работа в группах помогает создавать словесные зарисовки с использованием эмоциональных и описательных эпитетов, сравнений. Связь различных видов искусства развивает устную речь учащихся, обогащает словарный запас, обеспечивает тесную связь с жизнью своего маленького народа.
Презентация картин художника расширяет кругозор учащихся, развивает любовь к искусству.
Урок рассчитан на учащихся средних классов (6 класс).
Люблю тебя, Югорский край
Ты вечный зов, ты – божество,
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество.
В.Игошев
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью, творчеством,
- репродукциями картин народного художника РСФСР, профессора Владимира Александровича Игошева;
- дать представление о многообразии тем полотен художника и эстетическом наслаждении, которое доставляют произведения живописи, показать связь поэзии и живописи;
- развивать интерес к творчеству художника, его произведениям;
- через восприятие полотен живописца и стихов Леонида Лапцуя воспитывать любовь к своей маленькой родине.
Оборудование: репродукция картин, слова эпиграфа.
Словарь:
- Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров.
- Жанр – род произведений в области какого – нибудь искусства; направления в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт др.
- Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дачи, рыбы и т.п. предметов.
- Пейзаж – рисунок,картина,изображающая природу,вид,а так же описание природы в литературном произведении.
- Портрет – изображение, какого – нибудь человека на картине или фотографии.
- Этюд – в изобразительном искусстве – подготовительный набросок для будущего произведения, выполняемый с натуры.
- Эскиз – предварительный набросок к картине, рисунку.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово
– Представьте себе, что вы оказались в картинной галерее. Путешествуя по залам, вы попали в тот, где увидели необычные редкие картины, на которых изображены простые охотники, оленеводы, девушки и женщины-северянки в национальных одеждах. Кто же автор этих полотен?
II. Выступление учащихся экскурсоводов
1-й экскурсовод: Есть живописцы, чье
творчество на всю жизнь связано с одной большой
темой. Такие мастера не устают из года в год
ездить в полюбившийся им край, постигать
красоту природы, неповторимость внешнего облика
северян.
Певцом таежного края – Ханты-Мансийского
автономного округа является народный художник
РСФСР, профессор – В.А.Игошев
2-й экскурсовод: Bз каждой поездки Владимир Александрович привозил множество рисунков, этюдов, картин. Он работал в разных жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, создавал картины о жизни и быте северян.
3-й экскурсовод: Его картины известны не только среди друзей и жителей Ханты-Мансийского округа, но в Голландии, Бельгии, Японии, Франции, Италии, Америке. Самое главное в его творчестве – открыть самобытность жизни другого народа, в частности ханты и манси.
4-й экскурсовод: Интересна биография
художника. Он родился в 1921 году в Башкирии, в
крестьянской семье. Рисовал с самого детства;
успешно закончив Уфимское художественное
училище в 1940 году, начал творческую и
педагогическую работу.
Во время Великой Отечественной Войны с 1941-1943 г.г.
Владимир Александрович служил в действующей
армии. В жестоком бою под Сталинградом при штурме
одной из высот был тяжело ранен. 9 месяцев лечился
в госпитале лишь в 1943 году вернулся Уфу.
Несмотря на недуги и болезнь, много рисовал. В 1944
году едет в Москву и поступает в Государственный
художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1950
году, после окончания института, уезжает на
Урал. С 1968 года живет в Москве, преподает в
Московском архитектурном институте. Таковые
основные вехи его жизни.
5-й экскурсовод: В 1954-1943 г.г. впервые попадает на север, в Ханты-Мансийский национальный округ. Этот край сразу же покорил сердце художника. Хотя живет в Москве, он часто приезжает в этот таежный край. Игошев полюбил маленький, но мужественный народ – ханты и манси, который живет на этой земле, стойко борется с трудностями жизни на Севере.
6-й экскурсовод: Любовь и широту его натуры подтверждают и написанные им стихи:
Люблю тебя, Югорский край,
Ты вечный зов, ты – божество,
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество.
Учитель: Картины и портреты, посвященные людям и природе Северного края, принесли художнику известность. Природа в изображении Игошева подкупает своей естественностью и правдивостью. В ней всегда присутствуют и действуют люди.
1-й экскурсовод: Картина «В таежном
поселке» (1977). Плотной стеной стоят вечнозеленые
ели. Эти богатыри окружают поселок и закрывают
его от холодного зимнего ветра, от злых диких
зверей. Поселок таежный, т.е. находится в тайге.
Стоят невысокие деревянные дома, крыши
которых покрыты толстым пушистым слоем снега.
На многих картинках Игошева изображены олени.
Как без них прожить северному народу?
Олени отдыхают после долгого и трудного пути, а
оленеводы уже укладывают нарты, готовятся в
новую дорогу.
2-й экскурсовод: Эта картина похожа на
другую «На окраине Саранпауля»
Те же ели и сосны – богатыри, нарисованные яркими
зелеными мазками.
Вероятно поднялся сильный ветер, который играет
в верхушках деревьев.
Вдалеке видны низкие приземистые избушки,
засыпанные снегом. На переднем плане отдыхающие
олени и люди, суетящиеся около них.
3-й экскурсовод: Героями еще одной картины являются олени. Она так и называется «Поселок Саранпауль. Олени»(1979 г.) Уставшие животные стоят, по всей вероятности, около местного поселкового клуба, в котором ожидается показ нового фильма. На нартах мирно посапывает собака, охраняя поклажу и покой оленей.
1-й чтец: Очень близки к теме этой картины строчки из стихотворения нашего ненецкого поэта Леонида Лапцуя:
Тундра,
Я тебя и на мгновение
Не могу представить без оленей, –
С их извечно
Гордою походкой,
С их красивым бегом,
Как полетом,
В даль, где горизонт из дымки соткан.
Учитель: Интересен пейзаж на репродукции Игошева «Седые амбары». Здесь нет людей, здесь нет оленей, что бывает так редко. Но это не мертвая тишина. Жизнь чувствуется во всем. Снег выпал недавно, запорошил все следы: человека, животных, зверей. Амбары – это сараи, стоящие на краю поселка, в которых хранят продукты, вещи.
– Как вы думаете, почему художник назвал амбары седые? (Наверное, много повидавший на своем веку, перенесшие ни одну вьюгу, бураны, дожди, снегопады)
– В центре репродукции стоит старый большой амбар. Кого он вам напоминает? С кем его можно сравнить? (Старый седой великан, а может быть, голова великана из «Руслана и Людмилы»)
– А слева возвышается, как часовой на посту,
амбар на высоких ножках.
Это человек придумал такое сооружение, что бы
никто, кроме него, не мог забраться туда. Вам не
кажется, что амбары как будто живые существа.
Под охраной и опекой старого амбара находятся
амбары поменьше. Среди амбаров вдалеке стоит
одинокая ель, наверное, северный ветер обломал
его ветки. Одна она, пускай и незаметная на общем
фоне, но тоже неотъемлемый элемент пейзажа.
4-й экскурсовод: Портрет – жанр, особенно любимый живописцам. Тонкий психолог, Игошев умело передает в нем внутренний мир человека, его характер. Им создано много портретов. Особенно охотно художник обращается к образам оленеводов – мужественных людей суровой и нелегкой профессии. Человек в портретах Игошева всегда сосредоточенно – задумчив, иногда поэтичен.
5-й экскурсовод: Это такие картины как:
«Максим Яковлевич Рокин»
«Старый охотник»
«Оленевод Н.Н. Тихонов»
«Бригадир оленеводов Е.В. Хозяинов»
«Хитрый Потепка»
2-й чтец: Как будто об этом хитром старике написаны строчки Леонидом Лапцуем:
Покоем дышат стены,
И чайник пых да пых!
Сидит старик степенный
На шкурах меховых.
Бородка – невеличка,
В снежинках седина
И волосы в косички
Хитро заплетены.
Морщины что лощины
Весь лоб изборожден
Не подступиться вроде
К такому старику.
5-й экскурсовод: Обратимся к картине
«Бригадир оленеводов Е.В. Хозяинов». Пастух
отдыхает, положив руку на нарту. Его профиль
четко и выразительно вырисовывается на фоне
отливающего синевой снега.
Спокойное лицо человека, выполнившего свою
тяжелую работу:
задумчивый взгляд, забытая в руке папироса. О чем
он думает? Может о бесчисленных стадах, которые
он пас, может быть, думает о своих детях, которые,
как и мы учатся в школе – интернате. Национальная
одежда такая же, как и у ненцев: малица,
перехваченная широким поясом, на поясе нож. Рядом
с мужчиной лежат его верные друзья – собаки,
вдали виднеется стадо оленей.
3-й чтец:
У нас на Ямале особый почет
Трудом достигает оленевод.
Дано пастуха по оленям судить,
Легко тут достоинства сразу открыть.
6-й экскурсовод: Художник писал портреты людей, которых он хорошо знал. «Портрет Софьи Васильевны Пеликовой». Женщина присела на минутку отдохнуть, кажется, сейчас встанет и продолжит незаконченную работу. Пока художник рисовал портрет, женщина о чем-то загрустила, что-то вспомнила. Трудная судьба у женщины Севера. Она встает раньше всех в стойбище, первой разводит огонь в холодном чуме. Весь день в хлопотах о детях, о семье. Поздно вечером, когда вся семья накормлена и уложена спать, для женщины – тундровички еще не закончен трудовой день. Наступает время, когда она чинит кисы и рукавички детям, дошивает новую малицу хозяину, меняет в люльке младенца подстилку, и только потом ложиться. А утром… утром все повторяется снова.
Учитель: Вот целая галерея женских
образов, перед вами молодые девочки, взрослые
женщины, пожилые северянки.
Картина «Бабушкины руки».Внимание художника
обращено к рукам женщины, переделавшей много
работы за свою долгую жизнь. Уверенно себя
чувствует внук в заботливых руках бабушки.
Нежная ручка малыша белеет на фоне ее темных
работящих рук.
4-й чтец: Как созвучны стихи Лапцуя с образом женщин, изображенных Игошевым:
Ладони в ссадинах и трещинах,
К труду привычные давно.
А ношу на плечах у женщины
Измерить людям не дано.
Подобный кедру, ладно сложенный,
Вот чум стоит на гребне вьюг,
А вот костер манит прохожего
Все это дело женских рук.
Учитель: Есть у художника и детские портреты. Они привлекают непосредственностью, своей неповторимостью. Таковы картины:
«Пришли рисоваться»
«В далеком поселке»
«Девочка из Няксимволя»
«Первый шаг»
«Песенка северяночки»
«Интересная книжка».
1-й экскурсовод: Трогателен образ детства в картине «Первый шаг». Бережно ведет отец малыша по свежему хрустящему под ногами снегу. Малыш идет уверенно и спокойно. Рядом лежит отдыхающий олень. Ясный день озарен холодными лучами северного солнца, переливаясь оттенками, голубеет снег.
5-й чтец: «Первые шаги» стихотворение Л. Лапцуя:
Мне сладки детских дней воспоминанья.
Морозным утром белый пар дыханья
Оленьего всю тундру покрывал.
Отец меня брал на руки с постели,
Глаза мои со сна едва глядели,
Но хныканья отец не признавал.
… … … …
Я как, морошка, в детстве был румян,
Я был упрям, не поддавался бедам.
Да и теперь не страшен мне буран,
Я не собьюсь – иду отцовским следом.
6-й чтец:
Мальчишка – сын оленевода,
Ты в люльке начал кочевать,
А первый шаг ты сделал в синем
Пушистом мартовском снегу.
Берешься рано ты за дело:
Аркан, хорей или весло,
И с детства постигаешь смело
Отца святое ремесло!
Учитель: не можем мы обойти внимание
картину «Молодой охотник».
– Рассмотрите внимательно картину, кого мы видим
на ней?
– Что можно о нем сказать?
– Каков возраст молодого охотника?
– Во что одет? Опишите его одежду? Что у него на
плече? Куда он собрался? Пошел ли он на охоту или
возвращается?
– Что вы можете сказать о его настроении?
– Какие чувства у вас вызывает этот портрет? Были
вы на охоте? Может вы вспомните интересный
случай, который произошел на охоте с вами?
Задание ТРЕТЕЙ группе: Составьте словосочетания, используя слова: снег, деревья, лес, охотник, малица, настроение, погода.
Задание ВТОРОЙ группе: Составьте предложения по данной иллюстрации, для описания природы и внешности мальчика.
Задание ПЕРВОЙ группе: Составьте несколько предложений, высказав свое отношение к картине.
3-й экскурсовод: Есть у живописца и натюрморты. Они, как правило, по-особому праздничны. Предметы обихода и быта – вышитые национальные сумочки, одежда и украшения, домашняя утварь. Это – тот мир, который окружает человека. Человек, как бы говорит автор, – это чудо красоты природы, и как красивы и изящны его рукотворные изделия.
Учитель: Страстный путешественник
Игошев побывал в самых отдаленных районах нашей
страны. Много поездок совершил он и за границу: в
Египет, Ливан, Сирию, Грецию, Монголию, Италию,
Японию, Индию.Из всех поездок живописец привозит
множество рисунков, зарисовок, эскизов, этюдов.
Но самым красивым местом для Игошева стал север
Тюменской области.
Надеемся, что вы теперь, проходя по выставочным
экспозициям, безошибочно отличите картины
талантливого художника Владимира
Александровича Игошева.
– Ребята, какие картины запомнились?
Понравилось?
– Назовите местных художников? (К.Паровых,
Шашков, Кашин, Леонид Лар)
Что бы лучше узнать творчество наших местных художников, мы совершим экскурсию в открывшийся музей.
7-й чтец:
Земляки!
Мы – в природном родстве!
И, шагая тропинкою трудной,
Помню вас…
Вы и в свежей листве,
И в снежинках, летящих над тундрой…
III. Итоги
Оценочные листы учащиеся заполняют по ходу урока, ребята работают по группам.
IV. Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему: «Какая картина мне запомнилась больше всего и почему?»