Развивающее воздействие движения пальцев рук и кистей рук на интеллект ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Выражение «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в частности, постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоение ребенком изобразительных, музыкально-исполнительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движение рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в порождении и передачи образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мыщцы руки подобны высшим отделом коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ( один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие на интеллект. Многие мамы помнят, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша даже можно немного приподнять, однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс , тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка взрослый берёт каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще в 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей Сороки-Белобоки, и др.), приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные методики установили что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, почки, мизинца на сердце.

Так как развитие речи тесно связанно с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких , как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярное упражнения с шарами улучшает память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии широко используется упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасно оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Коза Рогатая», и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленны взрослыми. Многие педагоги и родители видят в них развлекательное, а не развивающие, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов Также подтверждает связь развитие рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции нервной высшей деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку нужно следует начать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, надо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращать внимание на овладение ребенком простыми, нео в тоже время жизненно важными умениями ребенка – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка нужно заняться пальчиковой гимнастикой.

Работа по развитию движению рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут, наибольший эффект от упражнений. Задания должно приносить ребенку радость, а не скуку и переутомление.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

– Складывание матрёшек.
– Игра с вкладышами.

– Наборы веревочек различной толщины для завязывания узелков.

– Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

– Игры на дидактическом столе.
– Складывание шаров.
– Закручивание шурупов и гаек.
– Заводить механические игрушки ключиками.

Литература:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» Я.: «Академия развития 1997»
  2. Сиртюк А.Л. Творческий центр. Москва 2002.
  3. Кольцова М.М. «Ребёнок учиться говорить». Екатеринбург. У – Фактория 2004.