Цели урока:
- дать понятие «звери»;
- развивать мыслительную деятельность через приемы анализа, синтеза и классификации (зверей), а также использования элементов ТРИЗ технологии (существенные и несущественные признаки) и метода постановки проблемы;
- воспитывать беоежное отношение к природе.
Задачи урока:
- учить определять принадлежность животного к группе зверей;
- познакомить с разнообразием зверей, их внешним видом, раскрыть связь между строением животного и его принадлежностью к определенной группе животных.
В ходе урока учащиеся должны усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного настроя на урок и
предстоящее общение; установление позитивного
контакта с детьми.
Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас
приветствовать на уроке, где мы узнаем много
интересного и удивительного!
У. Ребята! Сегодня вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой черепахой мы продолжим наше путешествие. И снова повстречаемся с братьями нашими меньшими – животными. Вы уже знаете, что животный мир огромен и интересен. С некоторыми его представителями мы знакомы.
II. Проверка изученного материала
– Вспомните, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках.
Игра «Кто лишний лишний» (Приложение 1. Слайд 2)
На доске 4 представителя животного мира: насекомые и паук.
У. Найдите «лишнего» и объясните свой выбор.
Д. Лишний «паук», т. к. у всех животных
по 6 ног и они являются насекомыми, а у паука 8 ног.
(Приложение 1. Слайд 3)
Каких животных вы узнали?
– Кто здесь лишний? Почему? (Здесь все насекомые,
а утка – не является насекомым, поэтому она
«лишняя»)
У. Сделайте вывод, каких животных мы будем называть насекомыми?
Д. Всех животных, у которых 6 ног. На
доске появляется лист с надписью: «Насекомые
– 6 ног». (Приложение
1. Слайд 4) Почему со следующего слайда
исчезла летучая мышь? (Объяснения детей).
Назовите основные признаки птиц. (Перья. Птиц
еще называют пернатыми.)
– Дети, отгадайте, о ком я сейчас вам расскажу.
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...
Д. Это пингвин. Его считают птицей потому, что у него есть перья. Есть и другие птицы, которые не умеют летать. Кого еще можно отнести в группу птиц по их основному признаку – наличие перьев?
И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Д. Это страус. Не умеет
летать, а перья у него – украшение. (Это и курица
может быть названа детьми).
Перечислите нескольких представителей этой
группы животных. (Дети называют птиц, которых они
знают). (Слайд 5).
Повторяем знания о рыбах
У. Ребята, отгадайте старинную загадку :
У маленькой скотинки
сто серебряных монеток в спинке.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают.
Д. Это рыба.
У. Чем рыбы отличаются от всех других
животных?
Д. Самое главное то, что у всех рыб есть
чешуя, которая играет защитную функцию.
На доску вывешивается надпись «чешуя»
У. Неужели нет ни одной рыбы без чешуи?
Д. Есть. Это сом.
У. Если у сома нет чешуи, то, что же тогда
его защищает?
Д. У него очень толстая кожа.
У. Что еще вы знаете об этой рыбе?
Д. Она живет на дне реки, в иле. У него
огромный рот и маленькие глазки.
Посмотрите на слайд 6. Назовите всех
рыб, которые вам известны. (Исчезает КИТ, но
почему?) На этот вопрос мы попытаемся сегодня
найти ответ.
Физминутка
III. Изучение нового материала
– Муравьишка Вопросик очень любознательный. Он
решил узнать у Мудрой Черепахи: «Кто же такие
звери?» (Приложение 1.
Слайд 7)
У. Скажите, рисунки каких животных вы
видите на доске?
Д. Это петух, бобер, тигр, кобра и божья
коровка.
У. Выясним, про кого из них мы можем
сказать – зверь?
Для разрешения проблемной ситуации требуется выявить основной признак зверей – наличие шерсти.
У. Сначала установим, какие из этих
животных точно не звери.
Д. Петух – птица, божья коровка –
насекомое.
С доски снимаются изображения петуха и божьей
коровки.
У. Чтобы ответить на вопрос, кто же из
оставшихся животных зверь, необходимо знать
строение тела зверей. Мы рассмотрим его на
примере тела жирафа, кота и коровы. (Работа по
учебнику и слайд № 8).
– Скажите, какие части тела есть у всех этих
животных?
Д. Голова, шея, туловище, хвост, ноги.
По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..
У. Эти части тела есть у всех из
представленных животных?
Тело каждого из зверей имеет разную форму и
размер, но части тела у всех одинаковые.
– А что еще является общим у всех этих зверей?
– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?
– А чем покрыто тело зверей? (Шерстью).
– Посмотрите на Черепаху. Костюм какой группы
животных она надела? Ответы детей
На доску вывешивается плакат «Тело зверей покрыто шерстью».
У. Вернемся к нашим животным.
Кто же тогда из них не является зверем?
Д. Кобра. У нее нет шерсти.
Рисунок кобры снимается с доски.
Приложение 1. Слайд 9.
Рассмотрите этих животных. Обратите внимание на
их окраску.
У. У вас дома тоже есть животные. Что
вы можете сказать об их шерсти? Какая она?
Д. У кошек шерсть мягкая, у собак –
жесткая. А у свинок – щетина.
У. Также как перья у птиц, не вся шерсть у
зверей одинакова. Сверху она длинная и жесткая,
служит для защиты зверя, а снизу словно пух –
греет животное. Шерсть зверю необходима.
IV. Продолжение работы по теме
У. Каких еще зверей вы видите на экране
(Приложение 1. Слайд 10)?
Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них
живет в лесу?
На какие две группы мы можем разделить всех
зверей в зависимости от того, где они живут? (Приложение 1. Слайд 11)
Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы
познакомиться с дикими зверями. А они решили
поиграть с ним в прятки.
Рассмотри рисунок на странице 27.
Помоги Муравьишке найти зверей. Кого вы узнали?
Мои загадки помогут вам отыскать их и вы начнете
раскрашивать.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинками и березками. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения.
Летом бродит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.
Про зайца и белку дети могут рассказать сами.
Физминутка
V. Это интересно
– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с
интересными животными. Которые тоже являются
зверями, но имеют необычное для этой группы
строение тела. Рассмотрите рисунки на странице 27.
– Какие необычные особенности в строении их тела
вы заметили?
Д. Плавники – у кита, отсутствие шерсти
у всех этих зверей. (Приложение 1.
Слайд 12)
Ты слыхал,
Что кит не рыба?
Что сродни животным кит?
А смотри, как эта глыба
Лихо море бороздит!
Чудо – юдо кит плывет –
Рыбы разевают рот.
У. У кита когда-то была шерсть, но
постепенно она исчезла. И все же на голове у кита
есть немного одиночных волосков. Это
чувствительные волоски, такие же как усы у кита, с
их помощью кит ночью может обнаружить в воде
скопление мелких рачков, которыми он питается.
Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых
зверей. У кого?
Если дети затрудняются ответить, то учитель вывешивает на доску рисунки слона и бегемота.
У. Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?
Ответы детей.
У. Когда-то, давным-давно, у предков
слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление
климата привело к изменению их внешнего вида.
У. А что интересного в строении крота и
летучей мыши?
Д. Крылья – у летучей мыши (Приложение 1. Слайд 13),
ноги – лопаты у крота (Приложение
1. Слайд14)
У. Для чего им эти части тела? Ноги –
лопаты у крота, крылья – у летучей мыши.
У. Для чего им эти части тела?
Ответы детей.
VI. Самостоятельная работа
У. А теперь Муравьишка Вопросик предлагает вам выполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.
Выполняется задание №1 рабочей тетради со страницы 12. Проверка задания проводится с помощью сигнальных карточек синего и зеленого цвета.
VII. Итог урока
У. Чем отличаются звери от остальных
животных?
– Есть ли такие звери, у которых нет шерсти?
– Какие части тела есть у всех зверей?
VIII. Рефлексия
У. Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Кто понравился? Что было особенно интересно?
Литература:
1. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Метод.
Пособие: 1 кл./ А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.Б.
Борисова – М. Просвещение, 2009.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей:
Чудо-всюду. Мир людей – Ярославль: Академия
Холдинг, 2000.
3. Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. И учеба, и
игра: природоведение. – Ярославль: Академия
развития, 1997.