Уважаемые учителя, коллеги, здравствуйте. Разрешите мне поделиться своими мыслями, открытиями, наработками и наблюдениями по самой главной теме школьного математического образования - "Государственная (итоговая) аттестация по математике в 11 классе". В 2009-2010 учебном году я готовила к выпускному экзамену два 11х класса: физико-математический класс и математический класс (с делением на группы - математическая и общеобразовательная ). 10й класс был посвящён изучению нового материала и знакомству с материалами Единого Государственного Экзамена 2008-2009 учебного года. В конце 2008-2009 учебного года стало известно, что мне с моими одиннадцатиклассниками сдавать экзамен в измененной форме - без тестовой части А, с новыми видами и типами заданий, с задачами по планиметрии, стереометрии и математическими задачами с практическим содержанием. Типы задач были изменены полностью, поэтому задачный материал, собравшийся за 10 лет предыдущего ЕГЭ оказался не интересен и не современен. Система подготовки к экзамену так же устарела. Появилась задача - разработать новую систему подготовки к экзамену с учетом современных требований. Изучив содержание нового экзамена, правила проведения экзамена в 2010 году, познакомившись с документами, банком задач по математике, сопоставив содержание программы 11-го класса с новыми условиями я выделила несколько основных направлений, над которыми надо работать: это
1) психологические аспекты подготовки к экзамену
2) отработка содержания экзамена
3) отработка процедуры проведения экзамена
4) современные подходы при подготовке к экзамену по математике
5) использование внеурочных ресурсов.
Первое направление о котором надо рассказать, - это психологические аспекты подготовки к экзамену. Очень многие учащиеся психологически не готовы вообще к " сдаче экзамена". И речь уже не идет о специальной форме- форме ЕГЭ. Выпускники не знают с чего начать, их беспокоит, что не хватит времени, детям кажется, что они ничего не знают, и это беспокойство надо ликвидировать, т.к. оно мешает целенаправленной подготовке к экзамену. Я, как классный руководитель 11А и 11Б классов, спланировала работу с психологом нашего Лицея. Это были мероприятия, нацеленные на подготовку к сдаче экзамена.
Во-первых, психолог провел диагностику среди 11-классников: выявил особенности развития внимания, мышления, и памяти каждого одиннадцатиклассника. Совместными усилиями мы определили стратегию подготовки к экзамену каждого обучающегося.
Во-вторых, были проведены занятия с использованием обучающих презентаций: это "Режим дня и экзамена", "Питание и экзамен", "Отдых и экзамены".
В-третьих, на протяжении всего учебного года проводились классные часы, направленные на правильную организацию работы на экзамене: это "Психоэмоциональный настрой на экзамене", "Как сформировать "чувство времени" на экзамене", "Программа "Ориентир на успех"". Все эти мероприятия, которые мы совместно с психологом готовили и проводили, привели к нужному настрою обучающихся и успешной сдаче экзамена. Несмотря на то, что экзамен сдают дети, наибольшее беспокойство проявляют родители и, конечно, первостепенная задача классного руководителя 11 класса- это информирование родителей о новых процессах в образовании, и правильный психологический настрой родителей на помощь своим детям в подготовке к экзамену. Совместно с психологической службой Лицея были проведены родительские собрания с показом презентаций по темам: "Как помочь детям готовиться к экзаменам", "Психология поведения на экзамене", "Питание во время экзамена". На протяжении всего года проводится Лицейский всеобуч для родителей:
1) Круглый стол "Вопрос- ответ" - конференция, проводящаяся несколько раз в течение учебного года- любой родитель мог задать любому учителю или представителю администрации вопрос, связанный с экзаменом (и формой ЕГЭ в том числе).
2) Лекция " Технология экзамена в 2009-2010 учебном году": по общим вопросам проведения экзаменов выступал завуч по учебно-воспитательной работе, а технологию экзамена по конкретным предметам разъясняли учителя этих предметов.
3) На протяжении 3 четверти проводились собрания, которые называются: "Ликбез по нормативно-правовой базе ЕГЭ.", где зачитываются и показываются все документы и инструкции, связанные с предстоящими экзаменами.
4) Разумеется, что многие родители нуждаются в индивидуальных консультациях, особенно те, чьи дети не очень успешны в учении, чтобы наметить пути решения этих проблем.
Также многие выпускники не определившиеся в профессиональном выборе идут вместе с родителями на консультацию к психологу и классному руководителю. В современной школе в каждом классе дети разного уровня воспитанности и способностей к обучению. А подход надо найти к каждому обучающемуся. Огромную помощь (с методической и психологической) точки зрения оказывают психологи - мне помогали психологи разобраться с подготовкой к экзаменам в разноуровневом классе ( 10 человек очень слабых обучающихся ). Как классному руководителю психологи помогали на протяжении всего года грамотно разрешать конфликты между учителями и учащимися, между учащимися и родителями, между учителями и родителями. Очень нужные лекции читали для учителей психологи: " Построение системы подготовки к экзаменам с учетом психологических фактов". Психологические знания для классного руководителя просто необходимы, а особенно для учителей старших классов. Поэтому приобретать психологические знания просто необходимо.
Следующим одним из самых важных пунктов подготовки к экзамену - это отработка процедуры проведения экзамена. Обучающиеся теряются и робеют от незнания четкой процедуры проведения экзамена - поэтому это отдельная, кропотливая работа. Первый шаг, который надо предпринять - это отрабатывать заполнение бланков ответов. На сайте Министерства Образования МО я нашла видеоролик (15-20 минут), в котором очень хорошо показывается и объясняется как надо заполнять лист регистрации, вписывать буквы, цифры. Этот ролик был показан в 11х классах неоднократно. Безусловно, необходимы и регулярные практические занятия по заполнению бланков. По моей просьбе родители делали ксерокопии бланков и раз в месяц мною проводились занятия по правильности заполнения бланков. Второй шаг, это отработка структуры экзамена - обучающимся надо привыкнуть и отработать форму проведения экзамена. Удобнее всего это достичь при проведении самостоятельных и контрольных работ в 10-11 классе в форме ЕГЭ. В нашем Лицее каждое полугодие проводится зимняя и летняя сессия ( идет сдача экзаменов по профильным предметам ) - в 10-11 классе мы это проводим в форме ЕГЭ.
Многие обучающиеся (а вообще-то все) в той или иной мере хотели бы получить независимую оценку своей готовности к экзамену и "отрепетировать" экзамен с первой минуты до последней. Для этого служили ряд мероприятий в которых я со своими детьми принимала участие и делала соответствующие выводы:
- 1 раз в 2 месяца мы пишем работы МИОО - система Стат-Град самостоятельно проверяет В1-В12, а задания С1-С6 можно проверять учителям, а можно отправить на проверку в МИОО (по желанию).
- В феврале проводится Репетиционный экзамен (в форме ЕГЭ) полностью повторяющий настоящий - все 11а и 11б писали этот экзамен, получили независимую оценку. Со мной сделали работу над ошибками и полный разбор заданий.
- Пробный ЕГЭ проводится в апреле. Ещё раз обучающиеся отрабатывают весь экзамен с 1 минуты до последней и получают независимую оценку. Со мной сделали работу над ошибками и полный разбор заданий.
Отработку нового содержания экзамена по математике я начала в 11 классе, т.к. банк задач появился где-то в августе - сентябре. Лучше эту работу начинать в 10 классе.
В процессе изучения тем 10-11 классов задания В1-В12 надо включать в урочные занятия в качестве диктанта, разминки, устного счета, обобщающего повторения, а также строить уроки обобщающего повторения на основе ЕГЭ - использовать и банк задач, и книжные носители. Особенно хорошо получаются уроки обобщающего повторения, где используются интернет - ресурсы.
Элективные курсы - это занятия, на которых можно повторить все сложные темы математики и отрабатывать типы задач С1, С2, С3, С4, С5, С6 экзамена. Именно отрабатывать различные вариации типовых заданий, обсуждать их, записывать "как верно оформлять", рассматривать методы решения этих задач. Очень нравилось одиннадцатиклассникам, когда я применяла электронные книги С1-С5. Эти книги они использовали и самостоятельно при подготовке к экзамену. Домашнее задание строилось таким образом, чтобы содержание экзамена прослеживалось в нем. С середины 11го класса задаются домой on-line тестовые работы из Банка задач 2010 года - и распечатки результатов сдаются обучающимися в качестве отчета по домашнему заданию.
Так как в экзамен теперь включен очень большой геометрический материал, то домой учащимся с профилем "математика" задавались проекты по теоретической геометрии (группами). Эти проекты озвучивались учащимися, в результате чего повторялись темы по планиметрии и стереометрии, учащиеся получали оценки и повторяли нужный для экзамена материал.
При отработке содержания экзамена я использовала Банк задач 2010: прежде всего были разобраны решения всех типовых заданий от В1 до В12 (их называют прототипы); для проверки понимания этого материала проводились зачеты по части В - и все результаты промежуточной подготовки к экзамену показывались родителям на родительском собрании.
Используя Банк задач группы учащихся под моим руководством создавали проектные работы по геометрии, но не теоретического плана, а практического - используя прототипы В4, В6, В9 - решались задачи, проверялись, оформлялись - и их защита проходила во время уроков геометрии или в послеурочное время. Зачеты по планиметрии составлялись из разобранных задач - и при сдаче зачетов было понятно, кто готовился, а кого надо подбодрить или заставить готовиться.
Разумеется, что отработка содержания экзамена очень способствовали работы МИОО, т.к. после каждой работы с ребятами мы разбирали решение и запись заданий части С. В этом очень помогали электронные версии работ с полным решением и примерной записью.
Зачеты по многим темам я проводила в компьютерном классе с использованием дисков "Подготовка к ЕГЭ" по математике ("Просвещение", "Физикон").
В прошлом году я начала использование программы по отработке устного счета, так как в экзамене теперь очень много заданий, требующих безошибочного счета и его тренировка обязательна.
По возможности я старалась разнообразить процесс подготовки к экзаменам и вообще процесс обучения. Слова и записи мелом на доске - это тоже важно, конечно, но современные дети требуют к себе современного подхода. Основные современные подходы, которые я использовала при подготовке к экзамену:
- это электронные книги С1-С5(С6).
- компьютерные программа "Устный счет", которая включается в урочную деятельность и очень хорошо подходит для использования в качестве домашнего тренажера. Программа легко устанавливается на компьютер, и отчет о работе учащиеся приносят в распечатанном виде или на электронном носителе.
- он-лайн тестирование я использовала и на уроках (удобно при сдвоенном уроке) и в качестве домашнего задания.
- проектная деятельность является необходимой деятельностью в современной школе - учащиеся создают проекты, и через их создание познают много нового, неизведанного, интересного. Обучающиеся используют итернет-ресурсы, но ценятся проекты созданные собственноручно. Учащимся очень нравится создание презентаций и это дает положительный эффект при подготовке к экзамену.
- наконец, использование среды "Geonext" для задач на построение, для построения сечений и построения вообще геометрических моделей. Успевать за развитием современных средств обучения непросто, но надо стремиться к этому.
Необходимо также использовать и внеурочные ресурсы при подготовке к экзамену по математике. Конечно, прежде всего это олимпиады по математике (школьный и городской туры) - это подготовка ко 2 части экзамена - заданиям С1-С6. Очень интересно было обучающимся и мне, как учителю "Кенгуру" выпускникам - я убедила большинство своих ребят принять участие в этом конкурсе и они получили очень развернутый анализ своих знаний - по темам в процентах и общее количество балов по 100-бальной шкале. Многие задумались - это уже очень хорошо.
Одна из разновидностей работы при подготовке к экзаменам - физико-математический бой. Физико-математический бой проводится в Лицее уже около 9-ти лет. В 10-м классе ребята участвуют в нем как игроки, а в 11-м классе - участвуют в работе жюри. Эта игра повышает уровень математической культуры, ведет к познанию математических и физических идей и методов, способствует усвоению целого комплекса знаний и умений.
У ребят всегда конечно-же остаются вопросы, поэтому я проводила один раз в неделю - консультацию по задачам Банка. Сначала это было стихийно, но потом установила регламент - 15 минут на человека и очередность согласно списку.
Так как геометрический материал в большом объеме включен в экзамен, по просьбе многих учащихся я читала лекции по геометрии (примерно 1,5 часа лекция ).
Вот это и есть моя система подготовки к экзамену по математике.