Применение компьютерных технологий на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


(Слайд№1)

Цели:

  • ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов;
  • формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса;
  • формировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.

Оборудование:

  • диск "Природа России", диск "Природа, человек, общество",
  • презентация, муляжи грибов, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение на фоне слайд - программы с целью заинтересовать учащихся, настроить их на дальнейшую серьёзную работу, ввести в мир природы.

Посмотри, мой милый друг. (Слайд№2)
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это всё вокруг:(природа)! (Говорят хором дети)

Учитель.

Сегодня посетим уголок живой природы и познакомимся с новым для вас царством, а с каким, вы узнаете попозже.

III. Проверка изученного материала.

1. Фронтальный опрос.

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Как называется наука, изучающая живую природу?

- С какими царствами из мира живой природы вы уже знакомы?

Царство растений. (Слайд№3)

- Как называется наука, изучающая растения?

- Как называют человека, который занимается изучением растений?

- Какие группы растений из царства вы знаете?

2. Работа на интерактивной доске.

Соедини картинки и название группы растений. (Слайд №3.)

(Такие задания вызывают огромный интерес у детей, желание поработать у интерактивной доски, проявить себя, а также дети привыкают к работе с инновационными технологиями)

После того, как задание будет выполнено , учитель продолжает опрос.

- Что вы знаете о водорослях?

- О мхах?

- О папоротниках?

- О хвойных растениях?

- О цветковых растениях?

Царство животных. (Слайд№4)

- Как называется наука, которая изучает животных?

- Человек, занимающийся изучением животных?

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились в царстве животных.

Дети по цепочке перечисляют 11 групп животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

3. Диск "Природа, человек, общество". Природа. Животный мир России №15. (Видео).

- Назовите животное. К какой группе оно относится?

(Этот видеофрагмент привлечёт внимание каждого ученика, так как несёт много познавательной информации и интересен по содержанию.)

- Демонстрации №1, №2.

- Распредели животных по своим группам.

№5.

- Узнай животное по хвосту.

- Назови группу, к которой относится данное животное.

(Эти задания позволяют получить обратную информацию от детей, понять, насколько свободно дети ориентируются в пройденном материале, а также развивают навык работы с инновационными технологиями.)

IV. Физкультминутка. (Слайд №5)

Мы сегодня входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес?!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, капли стряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся:

(Я провела именно эту физкультминутку на уроке, так как она близка с повторяемым материалом, связана с природой.)

V. Введение в тему.

Загадки.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.

И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы). (Слайд №6)

VI. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

Около 100 тысяч грибов живёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. Мама собирается испечь хлеб. Вынула из холодильника дрожжи. А это тоже грибы. Плесень на продуктах - это тоже грибы. Видели ли вы, как позеленел апельсин? (Желательно показать такой апельсин). Это гриб пеницилл, который широко используют для приготовления лекарства.

А сегодня будем изучать шляпочные грибы:

- ознакомимся со строением и способом питания шляпочных грибов;

- узнаем о роли грибов в жизни растений и животных;

- научимся распознавать съедобные и ядовитые грибы;

- ознакомимся с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.

VII. Работа над темой урока.

1. Проблемная ситуация.

- Гриб - это растение, или нет? (Высказывания детей).

- Познакомимся со строением гриба.

2. Работа по учебнику с.118. Дети самостоятельно знакомятся со строением гриба.

(Развивается самостоятельность детей, умение работать с учебником, находить главное.)

- Вспомнили строение цветковых растений.

- Есть ли эти части у гриба?

- А что есть у гриба?

Вывод: грибы - особое царство природы, грибница - главная часть.

(Дети учатся самостоятельно делать выводы, обосновывать их.)

3. Питание грибов.

Работа с учебником с. 118.Самостоятельная работа.

(Развивается умение работать с книгой, самостоятельно добывать знания.)

Учитель.

Грибы не имеют листьев, поэтому не могут образовывать питательные вещества. Они вынуждены приспосабливаться к существованию и использовать уже готовые питательные вещества. В мире природы они тесно связаны с деревьями. Нити грибницы помогают деревьям высасывать из почвы воду и соли, а взамен грибы получают те питательные вещества, которые растения производят на свету.

- Какие это вещества?

(Развивается умение учащихся добывать информацию, находить главное и использовать это главное в своих ответах.)

4. Трубчатые и пластинчатые грибы.

- Все ли шляпочные грибы одинаковые?

(Рассматривание муляжей шляпочных грибов)

Вывод. Грибы бывают трубчатые и пластинчатые.(Используется метод сравнения и анализа).

5. Съедобные и ядовитые грибы.

Разбор ситуации.

Учитель.

- Давайте представим, что в лесу вы нашли много разных грибов, собрали их и принесли домой. Мама заглянула в корзинку и сказала, что их надо перебрать.

- Почему так сказала мама?

(Высказывания детей).

(Умение применить знания, полученные в жизненной ситуации).

Используется диск "Природа России"

Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами наиболее распространёнными в родном крае.

Учитель.

- В нашей стране примерно 60 тысяч видов грибов. Среди них около 300 видов - съедобные грибы, гораздо больше, чем мы с вами изучили.

(Метод наглядности, научности. Звуковое сопровождение позволяет детям переключиться, отдохнуть от голоса учителя, получить важную информацию. Дети получают установку слушать очень внимательно, так как данная информация может пригодиться в конце урока во время проведения проверочного теста).

6. О дружбе грибов.

Учитель.

- Мы уже знаем о дружбе грибов с растениями.

А кому ещё нужны грибы? Докажите.

Если дети затруднятся, то можно задать вопрос:

- Видели ли вы червивые грибы или погрызенные?

Вкусы человека и животных расходятся. Животные не обходят стороной опасные для нас грибы. Мухомор любят сороки, белки, слизни. А лоси лечатся мухоморами.

7. Грибы из Красной книги Новосибирской области

Сообщения приготовлены детьми заранее. Они сами ходили в библиотеку и выбирали те грибы, которые им понравились. Дети - лекторы выходят по очереди к интерактивной доске, на доске появляются изображения грибов, о которых готовили сообщение и озвучивают своё сообщение.

Сетконоска сдвоенная. (Слайд №7).

Этот гриб найден в Искитимском и Болотинском районах.

В России известен в Белгородской, Московской, Томской областях, в Забайкалье. Обитает преимущественно в лиственных лесах. Внесён в Красную книгу России.

Ежевик коралловый. (Слайд №7).

Встречен в Тогучинском районе в осиново - пихтовых лесах.

В России: в Иркутской области, в Якутии, на Камчатке, в Приморском крае.

Паутинник фиолетовый. (Слайд №7).

Встречен в Тогучинском районе.

В России: в Мурманской области, Томской области, на Алтае, на Дальнем востоке.

Мутинус Равенеля. (Слайд №7).

Встречен среди кустов малины в окрестностях города Новосибирска.

В России известен только в Ленинградской области, в Хабаровском крае.

(Используется метод поисковой самостоятельности. Развивается умение добывать нужную информацию).

Вывод. Бережное отношение человека к природе.

8. Правила сбора грибов.

- А умеете ли вы правильно собирать грибы?

(Высказывания детей).

- Чтобы в природе не произошло исчезновение грибов надо знать правила сбора грибов

Самостоятельное изучение правил в учебнике с. 121.

(Работа в парах. Дети рассказывают правила друг другу. Такая работа способствует более прочному усвоению изученного материала).9. Наука о грибах.

- Как называется наука о грибах?

- Микология.

Дети записывают новое слово в словарик, которое было заранее записано учителем на доске.

VIII. Обобщение.

- Какую пользу приносят грибы? (Нити грибницы помогают деревьям высасывать из почвы соли и воду. Питание для лесных животных. Грибы используют для изготовления лекарства.)

IX. Закрепление.

(Занимательный материал для уроков природоведения и экологии. Л.М.Ишутинова. Грибы - это грибы. Начальная школа 2000 №6).

1. Графический диктант. Грибы - это грибы.

Учитель читает утверждения, а дети ставят "+", если утверждение верное и "-",если утверждение неверное.

  • Грибы - это растения.
  • Ложные опята, бледная поганка - несъедобные грибы.
  • Рыжик, лисичка - съедобные грибы.
  • Может ли гриб вырасти на дереве?
  • Животные едят несъедобные грибы.
  • Может ли гриб дерево съесть?
  • Самый ядовитый гриб - мухомор.
  • Съедобен ли дождевик?

2. Работа в парах. Проверка: (-, +, +, +, +,+, -, +.)

(Тест позволяет очень быстро получить обратную информацию, установить, насколько были внимательны дети, выявить пробелы в знаниях учащихся).

X. Народные приметы.

С грибами народ связывает много примет. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Попробуйте объяснить данные приметы.

Учитель щёлкает мышкой по экрану и на доске по очереди появляются приметы. Только после того, как дети объяснят одну примету - появляется другая. (Слайд №8)

  • Много мошек - готовь лукошко.
  • Первый туман лета - верная грибная примета.
  • Если дорожки в лесу покрылись плесенью, то будет много грибов.
  • Коли грибы уродятся - и на хлеб урожай.

(Связь предмета с разделом "Устное народное творчество" из литературного чтения).

XI. Экологические задачи.

И в заключение попробуем решить некоторые экологические задачи.

1. - А что такое экология?

- Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Надо вести себя так, чтобы эти связи не нарушать.

2. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В. Берестова.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Стихотворение прочитано с целью, пробудить чувства у учащихся.

3.

1) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500лет.)

2) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь?- спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же не съедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка , полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? - удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

XII. И в заключении учитель или хорошо подготовленный ученик читает стихотворение Я. Акима.

Планета - дом.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей нету.

XIII. Итог урока.

- С чем познакомились на уроке?

- Грибы - это растения или нет?

XIV. Выставление оценок за работу на уроке.

XV. Домашнее задание: с.89 - 95 "Проверь себя", в тетрадях с. 40 №1, №2, №5.

Автор: Куянцева Наталья Михайловна.

Применяемые методики, технологии.

Технология коллективно-творческих дел И. П.Иванова, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности.

Оформление:

  1. Доска. Словарные слова.
  2. Словарики у детей.
  3. Презентация.
  4. Корзина.
  5. Муляжи грибов.

Подготовительный этап.

1. Поиск информации в библиотеке о грибах Новосибирской области.

2. Составление сообщений.

3. Создание презентации.

4. Музыкальное оформление.

5. Работа с дисками. Выбор информации

Технические средства.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Музыкальный центр.
  • Интерактивная доска.

Место проведения.

Кабинет истории. (Имеется интерактивная доска).

Участники мероприятия:

  • Учащиеся 3 класса.
  • Учитель.

Литература.

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа - М.; Издательство Эксмо, издательство ННН - 2002г.
  2. Ишутинова Л.М. Грибы - это грибы. Начальная школа 2000 №6
  3. 3. Красная книга растений Новосибирской области.
  4. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.1997г.
  5. Плешаков А.А. Зелёная страничка. Начальная школа1985 №6.
  6. Плешаков А.А.. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. - М.: Просвещение.
  7. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000г.