(Слайд№1)
Цели:
- ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов;
- формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса;
- формировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.
Оборудование:
- диск "Природа России", диск "Природа, человек, общество",
- презентация, муляжи грибов, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение на фоне слайд - программы с целью заинтересовать учащихся, настроить их на дальнейшую серьёзную работу, ввести в мир природы.
Посмотри, мой милый друг. (Слайд№2)
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это всё вокруг:(природа)! (Говорят хором дети)
Учитель.
Сегодня посетим уголок живой природы и познакомимся с новым для вас царством, а с каким, вы узнаете попозже.
III. Проверка изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Как называется наука, изучающая живую природу?
- С какими царствами из мира живой природы вы уже знакомы?
Царство растений. (Слайд№3)
- Как называется наука, изучающая растения?
- Как называют человека, который занимается изучением растений?
- Какие группы растений из царства вы знаете?
2. Работа на интерактивной доске.
Соедини картинки и название группы растений. (Слайд №3.)
(Такие задания вызывают огромный интерес у детей, желание поработать у интерактивной доски, проявить себя, а также дети привыкают к работе с инновационными технологиями)
После того, как задание будет выполнено , учитель продолжает опрос.
- Что вы знаете о водорослях?
- О мхах?
- О папоротниках?
- О хвойных растениях?
- О цветковых растениях?
Царство животных. (Слайд№4)
- Как называется наука, которая изучает животных?
- Человек, занимающийся изучением животных?
- Перечислите группы животных, с которыми познакомились в царстве животных.
Дети по цепочке перечисляют 11 групп животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
3. Диск "Природа, человек, общество". Природа. Животный мир России №15. (Видео).
- Назовите животное. К какой группе оно относится?
(Этот видеофрагмент привлечёт внимание каждого ученика, так как несёт много познавательной информации и интересен по содержанию.)
- Демонстрации №1, №2.
- Распредели животных по своим группам.
№5.
- Узнай животное по хвосту.
- Назови группу, к которой относится данное животное.
(Эти задания позволяют получить обратную информацию от детей, понять, насколько свободно дети ориентируются в пройденном материале, а также развивают навык работы с инновационными технологиями.)
IV. Физкультминутка. (Слайд №5)
Мы сегодня входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес?!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, капли стряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся:
(Я провела именно эту физкультминутку на уроке, так как она близка с повторяемым материалом, связана с природой.)
V. Введение в тему.
Загадки.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы). (Слайд №6)
VI. Сообщение темы и целей урока.
Учитель.
Около 100 тысяч грибов живёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. Мама собирается испечь хлеб. Вынула из холодильника дрожжи. А это тоже грибы. Плесень на продуктах - это тоже грибы. Видели ли вы, как позеленел апельсин? (Желательно показать такой апельсин). Это гриб пеницилл, который широко используют для приготовления лекарства.
А сегодня будем изучать шляпочные грибы:
- ознакомимся со строением и способом питания шляпочных грибов;
- узнаем о роли грибов в жизни растений и животных;
- научимся распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- ознакомимся с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.
VII. Работа над темой урока.
1. Проблемная ситуация.
- Гриб - это растение, или нет? (Высказывания детей).
- Познакомимся со строением гриба.
2. Работа по учебнику с.118. Дети самостоятельно знакомятся со строением гриба.
(Развивается самостоятельность детей, умение работать с учебником, находить главное.)
- Вспомнили строение цветковых растений.
- Есть ли эти части у гриба?
- А что есть у гриба?
Вывод: грибы - особое царство природы, грибница - главная часть.
(Дети учатся самостоятельно делать выводы, обосновывать их.)
3. Питание грибов.
Работа с учебником с. 118.Самостоятельная работа.
(Развивается умение работать с книгой, самостоятельно добывать знания.)
Учитель.
Грибы не имеют листьев, поэтому не могут образовывать питательные вещества. Они вынуждены приспосабливаться к существованию и использовать уже готовые питательные вещества. В мире природы они тесно связаны с деревьями. Нити грибницы помогают деревьям высасывать из почвы воду и соли, а взамен грибы получают те питательные вещества, которые растения производят на свету.
- Какие это вещества?
(Развивается умение учащихся добывать информацию, находить главное и использовать это главное в своих ответах.)
4. Трубчатые и пластинчатые грибы.
- Все ли шляпочные грибы одинаковые?
(Рассматривание муляжей шляпочных грибов)
Вывод. Грибы бывают трубчатые и пластинчатые.(Используется метод сравнения и анализа).
5. Съедобные и ядовитые грибы.
Разбор ситуации.
Учитель.
- Давайте представим, что в лесу вы нашли много разных грибов, собрали их и принесли домой. Мама заглянула в корзинку и сказала, что их надо перебрать.
- Почему так сказала мама?
(Высказывания детей).
(Умение применить знания, полученные в жизненной ситуации).
Используется диск "Природа России"
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами наиболее распространёнными в родном крае.
Учитель.
- В нашей стране примерно 60 тысяч видов грибов. Среди них около 300 видов - съедобные грибы, гораздо больше, чем мы с вами изучили.
(Метод наглядности, научности. Звуковое сопровождение позволяет детям переключиться, отдохнуть от голоса учителя, получить важную информацию. Дети получают установку слушать очень внимательно, так как данная информация может пригодиться в конце урока во время проведения проверочного теста).
6. О дружбе грибов.
Учитель.
- Мы уже знаем о дружбе грибов с растениями.
А кому ещё нужны грибы? Докажите.
Если дети затруднятся, то можно задать вопрос:
- Видели ли вы червивые грибы или погрызенные?
Вкусы человека и животных расходятся. Животные не обходят стороной опасные для нас грибы. Мухомор любят сороки, белки, слизни. А лоси лечатся мухоморами.
7. Грибы из Красной книги Новосибирской области
Сообщения приготовлены детьми заранее. Они сами ходили в библиотеку и выбирали те грибы, которые им понравились. Дети - лекторы выходят по очереди к интерактивной доске, на доске появляются изображения грибов, о которых готовили сообщение и озвучивают своё сообщение.
Сетконоска сдвоенная. (Слайд №7).
Этот гриб найден в Искитимском и Болотинском районах.
В России известен в Белгородской, Московской, Томской областях, в Забайкалье. Обитает преимущественно в лиственных лесах. Внесён в Красную книгу России.
Ежевик коралловый. (Слайд №7).
Встречен в Тогучинском районе в осиново - пихтовых лесах.
В России: в Иркутской области, в Якутии, на Камчатке, в Приморском крае.
Паутинник фиолетовый. (Слайд №7).
Встречен в Тогучинском районе.
В России: в Мурманской области, Томской области, на Алтае, на Дальнем востоке.
Мутинус Равенеля. (Слайд №7).
Встречен среди кустов малины в окрестностях города Новосибирска.
В России известен только в Ленинградской области, в Хабаровском крае.
(Используется метод поисковой самостоятельности. Развивается умение добывать нужную информацию).
Вывод. Бережное отношение человека к природе.
8. Правила сбора грибов.
- А умеете ли вы правильно собирать грибы?
(Высказывания детей).
- Чтобы в природе не произошло исчезновение грибов надо знать правила сбора грибов
Самостоятельное изучение правил в учебнике с. 121.
(Работа в парах. Дети рассказывают правила друг другу. Такая работа способствует более прочному усвоению изученного материала).9. Наука о грибах.
- Как называется наука о грибах?
- Микология.
Дети записывают новое слово в словарик, которое было заранее записано учителем на доске.
VIII. Обобщение.
- Какую пользу приносят грибы? (Нити грибницы помогают деревьям высасывать из почвы соли и воду. Питание для лесных животных. Грибы используют для изготовления лекарства.)
IX. Закрепление.
(Занимательный материал для уроков природоведения и экологии. Л.М.Ишутинова. Грибы - это грибы. Начальная школа 2000 №6).
1. Графический диктант. Грибы - это грибы.
Учитель читает утверждения, а дети ставят "+", если утверждение верное и "-",если утверждение неверное.
- Грибы - это растения.
- Ложные опята, бледная поганка - несъедобные грибы.
- Рыжик, лисичка - съедобные грибы.
- Может ли гриб вырасти на дереве?
- Животные едят несъедобные грибы.
- Может ли гриб дерево съесть?
- Самый ядовитый гриб - мухомор.
- Съедобен ли дождевик?
2. Работа в парах. Проверка: (-, +, +, +, +,+, -, +.)
(Тест позволяет очень быстро получить обратную информацию, установить, насколько были внимательны дети, выявить пробелы в знаниях учащихся).
X. Народные приметы.
С грибами народ связывает много примет. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Попробуйте объяснить данные приметы.
Учитель щёлкает мышкой по экрану и на доске по очереди появляются приметы. Только после того, как дети объяснят одну примету - появляется другая. (Слайд №8)
- Много мошек - готовь лукошко.
- Первый туман лета - верная грибная примета.
- Если дорожки в лесу покрылись плесенью, то будет много грибов.
- Коли грибы уродятся - и на хлеб урожай.
(Связь предмета с разделом "Устное народное творчество" из литературного чтения).
XI. Экологические задачи.
И в заключение попробуем решить некоторые экологические задачи.
1. - А что такое экология?
- Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой.
Надо вести себя так, чтобы эти связи не нарушать.
2. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В. Берестова.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Стихотворение прочитано с целью, пробудить чувства у учащихся.
3.
1) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?
(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500лет.)
2) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь?- спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же не съедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка , полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? - удивлённо спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
XII. И в заключении учитель или хорошо подготовленный ученик читает стихотворение Я. Акима.
Планета - дом.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей нету.
XIII. Итог урока.
- С чем познакомились на уроке?
- Грибы - это растения или нет?
XIV. Выставление оценок за работу на уроке.
XV. Домашнее задание: с.89 - 95 "Проверь себя", в тетрадях с. 40 №1, №2, №5.
Автор: Куянцева Наталья Михайловна.
Применяемые методики, технологии.
Технология коллективно-творческих дел И. П.Иванова, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности.
Оформление:
- Доска. Словарные слова.
- Словарики у детей.
- Презентация.
- Корзина.
- Муляжи грибов.
Подготовительный этап.
1. Поиск информации в библиотеке о грибах Новосибирской области.
2. Составление сообщений.
3. Создание презентации.
4. Музыкальное оформление.
5. Работа с дисками. Выбор информации
Технические средства.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Музыкальный центр.
- Интерактивная доска.
Место проведения.
Кабинет истории. (Имеется интерактивная доска).
Участники мероприятия:
- Учащиеся 3 класса.
- Учитель.
Литература.
- Даль В.И. Пословицы русского народа - М.; Издательство Эксмо, издательство ННН - 2002г.
- Ишутинова Л.М. Грибы - это грибы. Начальная школа 2000 №6
- 3. Красная книга растений Новосибирской области.
- Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.1997г.
- Плешаков А.А. Зелёная страничка. Начальная школа1985 №6.
- Плешаков А.А.. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. - М.: Просвещение.
- Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000г.