Как встречают Новый год в разных точках земного шара

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с историей празднования Нового года в странах Европы, Америки, Азии;
  • научить учащихся художественному чтению стихов и прозы;
  • развивать пластику рук и тела в танцах, прививать музыкальный вкус;
  • поощрять самостоятельность в выборе лирических стихотворений;
  • воспитывать культурные навыки поведения в коллективной работе;
  • поощрять инициативу, самобытность самовоплощения детей в сценках и танцах.

Задачи:

  • Формировать умение и навыки работе в коллективе (в группе).
  • Познакомить с историей возникновения  празднеств, связанных с Новым годом.
  • Применять индивидуальный подход к ребенку при работе над мероприятием.
  • Развивать и стимулировать творчество и самостоятельность детей, потребность в самореализации и самовыражении.
  • Развивать эстетический вкус, культурно-познавательный интерес, стремление узнать новое, отобразить это новое в своем творчестве желание самовыразиться.

Оборудование:

  • виды достопримечательностей городов Европы, Америки, Азии;
  • отделки аппликации детей с тематикой Нового года;
  • фонограммы вальсов Шопена,  Штрауса;
  • костюмы уч-ся: снежинки, бальные платья для вальса; все участники в красных колпаках Санта-Клауса и в разноцветных,однотонных шарфах (олицетворение цветов флагов стран о которых пойдет речь);
  • 2 новогодние  куклы: фея Ла-Бефана, Сильвестр-Клаус;
  • 3-4 искуственные елочки с электрическими гирляндами;
  • подборка журналов «Хочу все знать», «Наше наследие»;
  • электронные носители для интерактивной доски;
  • указка;
  • бубенчики и колокольчики .

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Все дети построены на сцене. На доске виды городов стран Европы, Америки, Азии, России – формат А4. При повествовании, дети олицетворяют Санта-Клаусов каждой страны. Они передают друг другу указку и показывают при рассказе о своей стране на картинку с достопримечательностями. А для зрителей подбор на интерактивной доске.

Все хором: Дорогие друзья! Уважаемые гости! Здрав-ствуй-те!

Выходит ведущий: Дорогие друзья, уважаемые гости! Наше мероприятие называется … (все хором) «Как  встречают Новый год в разных точках Земного шара». Так как же встречают Новый год в разных точках земного шара?

1-й ученик: В России европейское летоисчисление было введено, как известно, Петром I 1 января 1700 года. Но, может быть, не ограничивать себя первоянварским застольем, а праздновать Новый год в феврале – с китайцами, в марте – с индусами, в июне – с масульманами и в сентябре – с евреями? Каждый из вас, наверняка, с детства помнит, с каким нетерпением вы ждали этот праздник. И, несмотря на то, что Новый год отмечается 1 января, наиболее запоминающимся и полным впечатлений все-таки был день 31 декабря. Ведь, как известно – ожидание чуда порой гораздо приятней, чем само чудо… Вот папа приносит домой  красавицу-елку, и вы вместе начинаете ее наряжать разноцветными шарами и мишурой. Мама с бабушкой хлопочут на кухне, нарезая салат «Оливье», а в духовке вот-вот поспеет пирог…

(Дети меняются друг с другом, передавая указку).

2-й ученик: А вот итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи. Летят на мостовую из окон: цветочные горшки, старые стулья, сапоги.
Жители солнечной Италии заботятся о том, чтобы вступить в новый год не только в новом интерьере, но и приодевшись во все новое. Поэтому в канун праздника из окон летят все старые вещи. А долгожданные подарки ребятишкам приносит добрая фея, которую зовут Ла-Бефана. (Ученик показывает всем куклу и ставит обратно под елочку)

3-й ученик: А вот жители Британских островов двумя руками держатся за старинный обычай  встречи Нового года. В Хердфордшире он заключается в том, что, когда часы начинают бить 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.

4-й ученик: В Испании под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий – бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни, таким образом, получают «невест», девушки – «женихов»! Этот обычай жив в округе Оренсе. В канун праздника испанцы, отправляясь в гости, кладут в подарочную корзину шампанское и кусочек нуги. Сам Новый год для испанцев – праздник общественный.

5-й ученик: А в Швейцарии, как и в Австрии, люди наряжаются, чтобы  праздновать день Святого Сильвестра. Этот праздник основан на легенде о том, что Римский папа Сильвестр (314 год) изловил ужасного морского монстра. Считалось, что  в 1000-м году этот монстр вырвется на свободу и уничтожит мир. Ко всеобщей радости, этого не случилось. С тех пор, в Автрии и Швейцарии эту легенду вспоминают в Новый год. Люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-Клаусами. (Демонстрируется кукла)

Когда дети рассказывают про свои традиции в странах, они передают друг другу указку, подходят к доске и показывают гостям виды своих стран, а в это время, остальные ученики поворачиваются на 180 градусов, тем самым олицетворяя собой  раздвижной занавес.

6-й ученик: В Индии, в зависимости от места проживания, празднуют Новый год  по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами разных оттенков: красных, розовых, фиолетовых, белых. В южной Индии матери помещают сладости, цветы, подарки на специальный поднос. Утром к этому подносу подводят детей с закрытыми глазами. В Новый год индусы думают о богине богатства Лакшми.

7-й ученик: Китайский Новый год отмечается между 17 января и 19 февраля вы время новолуния. Уличные  процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год. Китайцы считают, что  Новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.

8-й ученик: А в Греции Новый год – это день святого Василия. Он был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина, в надежде, что святой Василий заполнит их подарками.

9-й ученик: Португальцы в канун Рождества дарят гостям королевский  пирог. Кроме цукатов и миндаля в нем запечена 1 медалька или фигурка. Тот, кому посчастливилось ее найти, вовсе не обязан глотать сюрприз, который просто означает: «Мир дому твоему!».

10-й ученик: А в Исландии на протяжении всего декабря родители не знают забот со своими детьми. Дело в том, что хитрая ребятня знает – Дед Мороз может неожиданно заглянуть к ним в любой день с 1-го по 24-е декабря. И, если что не так, вместо подарка в своем ботинке можно обнаружить… картофелину.

11-й ученик: Для американцев Новый год наступает тогда, когда огромные светящиеся часы на площади  покажут 00:00. В этот момент тысячи людей, собравшихся на площади начинают целоваться и  со всей силы жать на автомобильный гудок. А остальные жители страны понимают – вот он Новый год!!!
А еще американцы придумали новогоднюю песенку «Колокольчики звенят». А за ними и вся Европа подхватила мотив этой песенки. И мы конечно же ее сейчас исполним, но сначала перевод:

Мчимся по снегу на санях, запряженных лошадьми
Над полями мы едем  смеясь, всю дорогу веселясь,
Колокольчики звенят на лошади с обрезанным хвостом,
Поднимая настроение в ы с о к о!!!

– Итак, песенка «Колокольчики звенят».

У ученика на руках бубенцы и колокольчики. Сначала пауза – слышны только звенящие бубенчики. Затем все дети хором исполняют эту песенку на английском языке. Последний куплет поется все тише, тише. Ребята машут рукой уехавшей повозке уже в тишине. И слышны только бубенцы.

– А теперь для вас ребята за-гад-ки!

(Выходит группа из 5 человек)

1-й ученик:

За рекой они росли,
Их на праздник привезли
На веточках – иголочки
Что же это? (Елочки)

2-й ученик:

Меня не растили –
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Губы – сучки,
Вместо глаз – угольки
Снежная большая
Кто я такая? (Снежная Баба) 

3-й ученик:

Снег на полях,
Лёд на реках
Ветер гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)

4-й ученик:

У сестрёнки, у Маринки
На ладошке 2 снежинки
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки? (Тепло)

5-й ученик:

Под Новый год пришёл к нам в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, – совсем исчез. (Календарь)

6-й ученик: А теперь давайте вспомним пословицы о Зимушке-зиме.

  • Мороз невелик, а стоять не велит!
  • Любишь кататься, люби и саночки возить!

Ведущий:  И, конечно, главный атрибут праздника встречи Нового года – это ёлочка или сосна.

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки:
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Потому что скоро-скоро у ворот
Постучится долгожданный Новый год!

7-й ученик:

Посмотри в дверную щёлку –
Ты увидишь нашу ёлку!
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
А на ней висят игрушки
От подставки до верхушки.
А внизу блестит слюда,
А в верху горит звезда!

8-й ученик:

Ёлка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год, Новый год –
Ребятишек ёлка ждёт!!

Выступления учащихся:

1) Хором исполняется песенка «Маленькой ёлочке…».

2) Выразительное чтение стихотворения «Что растёт на ёлке ?»

3) Сценка: «Купили снег»

Говорит мне папа как-то:
«Сходим в детский мир, сынок.
Скоро Новый год, и надо
Нам с тобой купить снежок».
Пошутил со мной он видно –
Разбирает меня смех.
Как же это в магазине
Продаваться может снег? …

4) Стихотворение С.Я.Маршака «Декабрь»

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре  
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил Мороз
Обновил коньки, салазки –
Ёлку из лесу принес …

5) Сценка «Диалог у новогодней ёлки»

Поставлена, как разговор между взрослыми людьми, ожидающих чуда. В конце девочка и мальчик танцуют вальс под музыку Шопена.

6) Стихотворение С.Я.Маршака «После праздника»

Нахмурилась ёлка и стало темно –
Трещат огоньки, догорая
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь ёлка другая
Я вижу на ней зажигала луна,
одетые снегом иголки,
и вся загораясь, мигала она моей догорающей ёлке … 

7) Выбегают 2 снежинки и мальчик. При прочтении стихотворения снежинки кружатся.

Как поработала зима!
Какая ровная кайма
Легла на кровлю стройных зданий,
Не нарушая очертаний …

8) А затем танец снежинок под музыку Штрауса К. 

1-я снежинка:

Уходит старый год –
Шуршит его последняя страница
Пусть лучшее, что было не уйдёт,
А хучшее не сможет повторится.

2-я снежинка:

По трескучему морозцу
Новый год идёт, как солнце.
Он сверкает и блестит,
Встретить радостно велит –
Впусти в дом свой сорванца
И проводим старика!

Ведущий:

И пусть до Нового года ещё … разрешите поздравить всех Вас с наступающим Новым годом! И пожелать всем – и  детям, и взрослым – здоровья, успехов в учёбе или в работе и, конечно же, удачи!!!

Все хором: С Новым годом! Счастья всем, любви и благополучия! Пусть лучшее, что было не уйдёт, а хучшее не сможет повторится! Ну, а к этому в придачу счастья, радости,  удачи!!

Литература:

1. С.Я.Маршак «Круглый год», М.: «Детская литература», 1966 г.

  • «Декабрь»
  • «После праздника»
  • «Ёлка»

2. Сборник «Наши песни», М.: «Нова», 1999 г.
3. Журнал «Хочу все знать», М.: «Просвещение», 1974 г.
4. Журнал «Наше наследие», М.: «Россия», 1990 г.
5. «Английский язык для младших школьников». Дидактическое пособие, М.: «Просвещение», 2000 г.
6. «Времена года». Сборник советских поэтов. М.: «Детская литература»,  1961 г.
7. Интернет-ресурсы.