Цели:
- познакомить учащихся с историей празднования Нового года в странах Европы, Америки, Азии;
- научить учащихся художественному чтению стихов и прозы;
- развивать пластику рук и тела в танцах, прививать музыкальный вкус;
- поощрять самостоятельность в выборе лирических стихотворений;
- воспитывать культурные навыки поведения в коллективной работе;
- поощрять инициативу, самобытность самовоплощения детей в сценках и танцах.
Задачи:
- Формировать умение и навыки работе в коллективе (в группе).
- Познакомить с историей возникновения празднеств, связанных с Новым годом.
- Применять индивидуальный подход к ребенку при работе над мероприятием.
- Развивать и стимулировать творчество и самостоятельность детей, потребность в самореализации и самовыражении.
- Развивать эстетический вкус, культурно-познавательный интерес, стремление узнать новое, отобразить это новое в своем творчестве желание самовыразиться.
Оборудование:
- виды достопримечательностей городов Европы, Америки, Азии;
- отделки аппликации детей с тематикой Нового года;
- фонограммы вальсов Шопена, Штрауса;
- костюмы уч-ся: снежинки, бальные платья для вальса; все участники в красных колпаках Санта-Клауса и в разноцветных,однотонных шарфах (олицетворение цветов флагов стран о которых пойдет речь);
- 2 новогодние куклы: фея Ла-Бефана, Сильвестр-Клаус;
- 3-4 искуственные елочки с электрическими гирляндами;
- подборка журналов «Хочу все знать», «Наше наследие»;
- электронные носители для интерактивной доски;
- указка;
- бубенчики и колокольчики .
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Все дети построены на сцене. На доске виды городов стран Европы, Америки, Азии, России – формат А4. При повествовании, дети олицетворяют Санта-Клаусов каждой страны. Они передают друг другу указку и показывают при рассказе о своей стране на картинку с достопримечательностями. А для зрителей подбор на интерактивной доске.
Все хором: Дорогие друзья! Уважаемые гости! Здрав-ствуй-те!
Выходит ведущий: Дорогие друзья, уважаемые гости! Наше мероприятие называется … (все хором) «Как встречают Новый год в разных точках Земного шара». Так как же встречают Новый год в разных точках земного шара?
1-й ученик: В России европейское летоисчисление было введено, как известно, Петром I 1 января 1700 года. Но, может быть, не ограничивать себя первоянварским застольем, а праздновать Новый год в феврале – с китайцами, в марте – с индусами, в июне – с масульманами и в сентябре – с евреями? Каждый из вас, наверняка, с детства помнит, с каким нетерпением вы ждали этот праздник. И, несмотря на то, что Новый год отмечается 1 января, наиболее запоминающимся и полным впечатлений все-таки был день 31 декабря. Ведь, как известно – ожидание чуда порой гораздо приятней, чем само чудо… Вот папа приносит домой красавицу-елку, и вы вместе начинаете ее наряжать разноцветными шарами и мишурой. Мама с бабушкой хлопочут на кухне, нарезая салат «Оливье», а в духовке вот-вот поспеет пирог…
(Дети меняются друг с другом, передавая указку).
2-й ученик: А вот итальянцы в
новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи.
Летят на мостовую из окон: цветочные горшки,
старые стулья, сапоги.
Жители солнечной Италии заботятся о том, чтобы
вступить в новый год не только в новом интерьере,
но и приодевшись во все новое. Поэтому в канун
праздника из окон летят все старые вещи. А
долгожданные подарки ребятишкам приносит добрая
фея, которую зовут Ла-Бефана. (Ученик
показывает всем куклу и ставит обратно под
елочку)
3-й ученик: А вот жители Британских островов двумя руками держатся за старинный обычай встречи Нового года. В Хердфордшире он заключается в том, что, когда часы начинают бить 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
4-й ученик: В Испании под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий – бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни, таким образом, получают «невест», девушки – «женихов»! Этот обычай жив в округе Оренсе. В канун праздника испанцы, отправляясь в гости, кладут в подарочную корзину шампанское и кусочек нуги. Сам Новый год для испанцев – праздник общественный.
5-й ученик: А в Швейцарии, как и в Австрии, люди наряжаются, чтобы праздновать день Святого Сильвестра. Этот праздник основан на легенде о том, что Римский папа Сильвестр (314 год) изловил ужасного морского монстра. Считалось, что в 1000-м году этот монстр вырвется на свободу и уничтожит мир. Ко всеобщей радости, этого не случилось. С тех пор, в Автрии и Швейцарии эту легенду вспоминают в Новый год. Люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-Клаусами. (Демонстрируется кукла)
Когда дети рассказывают про свои традиции в странах, они передают друг другу указку, подходят к доске и показывают гостям виды своих стран, а в это время, остальные ученики поворачиваются на 180 градусов, тем самым олицетворяя собой раздвижной занавес.
6-й ученик: В Индии, в зависимости от места проживания, празднуют Новый год по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами разных оттенков: красных, розовых, фиолетовых, белых. В южной Индии матери помещают сладости, цветы, подарки на специальный поднос. Утром к этому подносу подводят детей с закрытыми глазами. В Новый год индусы думают о богине богатства Лакшми.
7-й ученик: Китайский Новый год отмечается между 17 января и 19 февраля вы время новолуния. Уличные процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год. Китайцы считают, что Новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.
8-й ученик: А в Греции Новый год – это день святого Василия. Он был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина, в надежде, что святой Василий заполнит их подарками.
9-й ученик: Португальцы в канун Рождества дарят гостям королевский пирог. Кроме цукатов и миндаля в нем запечена 1 медалька или фигурка. Тот, кому посчастливилось ее найти, вовсе не обязан глотать сюрприз, который просто означает: «Мир дому твоему!».
10-й ученик: А в Исландии на протяжении всего декабря родители не знают забот со своими детьми. Дело в том, что хитрая ребятня знает – Дед Мороз может неожиданно заглянуть к ним в любой день с 1-го по 24-е декабря. И, если что не так, вместо подарка в своем ботинке можно обнаружить… картофелину.
11-й ученик: Для американцев Новый год
наступает тогда, когда огромные светящиеся часы
на площади покажут 00:00. В этот момент тысячи
людей, собравшихся на площади начинают
целоваться и со всей силы жать на
автомобильный гудок. А остальные жители страны
понимают – вот он Новый год!!!
А еще американцы придумали новогоднюю песенку
«Колокольчики звенят». А за ними и вся Европа
подхватила мотив этой песенки. И мы конечно же ее
сейчас исполним, но сначала перевод:
Мчимся по снегу на санях, запряженных лошадьми
Над полями мы едем смеясь, всю дорогу веселясь,
Колокольчики звенят на лошади с обрезанным хвостом,
Поднимая настроение в ы с о к о!!!
– Итак, песенка «Колокольчики звенят».
У ученика на руках бубенцы и колокольчики. Сначала пауза – слышны только звенящие бубенчики. Затем все дети хором исполняют эту песенку на английском языке. Последний куплет поется все тише, тише. Ребята машут рукой уехавшей повозке уже в тишине. И слышны только бубенцы.
– А теперь для вас ребята за-гад-ки!
(Выходит группа из 5 человек)
1-й ученик:
За рекой они росли,
Их на праздник привезли
На веточках – иголочки
Что же это? (Елочки)
2-й ученик:
Меня не растили –
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Губы – сучки,
Вместо глаз – угольки
Снежная большая
Кто я такая? (Снежная Баба)
3-й ученик:
Снег на полях,
Лёд на реках
Ветер гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
4-й ученик:
У сестрёнки, у Маринки
На ладошке 2 снежинки
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки? (Тепло)
5-й ученик:
Под Новый год пришёл к нам в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, – совсем исчез. (Календарь)
6-й ученик: А теперь давайте вспомним пословицы о Зимушке-зиме.
- Мороз невелик, а стоять не велит!
- Любишь кататься, люби и саночки возить!
Ведущий: И, конечно, главный атрибут праздника встречи Нового года – это ёлочка или сосна.
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки:
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Потому что скоро-скоро у ворот
Постучится долгожданный Новый год!
7-й ученик:
Посмотри в дверную щёлку –
Ты увидишь нашу ёлку!
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
А на ней висят игрушки
От подставки до верхушки.
А внизу блестит слюда,
А в верху горит звезда!
8-й ученик:
Ёлка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год, Новый год –
Ребятишек ёлка ждёт!!
Выступления учащихся:
1) Хором исполняется песенка «Маленькой ёлочке…».
2) Выразительное чтение стихотворения «Что растёт на ёлке ?»
3) Сценка: «Купили снег»
Говорит мне папа как-то:
«Сходим в детский мир, сынок.
Скоро Новый год, и надо
Нам с тобой купить снежок».
Пошутил со мной он видно –
Разбирает меня смех.
Как же это в магазине
Продаваться может снег? …
4) Стихотворение С.Я.Маршака «Декабрь»
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил Мороз
Обновил коньки, салазки –
Ёлку из лесу принес …
5) Сценка «Диалог у новогодней ёлки»
Поставлена, как разговор между взрослыми людьми, ожидающих чуда. В конце девочка и мальчик танцуют вальс под музыку Шопена.
6) Стихотворение С.Я.Маршака «После праздника»
Нахмурилась ёлка и стало темно –
Трещат огоньки, догорая
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь ёлка другая
Я вижу на ней зажигала луна,
одетые снегом иголки,
и вся загораясь, мигала она моей догорающей ёлке …
7) Выбегают 2 снежинки и мальчик. При прочтении стихотворения снежинки кружатся.
Как поработала зима!
Какая ровная кайма
Легла на кровлю стройных зданий,
Не нарушая очертаний …
8) А затем танец снежинок под музыку Штрауса К.
1-я снежинка:
Уходит старый год –
Шуршит его последняя страница
Пусть лучшее, что было не уйдёт,
А хучшее не сможет повторится.
2-я снежинка:
По трескучему морозцу
Новый год идёт, как солнце.
Он сверкает и блестит,
Встретить радостно велит –
Впусти в дом свой сорванца
И проводим старика!
Ведущий:
И пусть до Нового года ещё … разрешите поздравить всех Вас с наступающим Новым годом! И пожелать всем – и детям, и взрослым – здоровья, успехов в учёбе или в работе и, конечно же, удачи!!!
Все хором: С Новым годом! Счастья всем, любви и благополучия! Пусть лучшее, что было не уйдёт, а хучшее не сможет повторится! Ну, а к этому в придачу счастья, радости, удачи!!
Литература:
1. С.Я.Маршак «Круглый год», М.: «Детская литература», 1966 г.
- «Декабрь»
- «После праздника»
- «Ёлка»
2. Сборник «Наши песни», М.: «Нова», 1999 г.
3. Журнал «Хочу все знать», М.: «Просвещение», 1974 г.
4. Журнал «Наше наследие», М.: «Россия», 1990 г.
5. «Английский язык для младших школьников».
Дидактическое пособие, М.: «Просвещение», 2000 г.
6. «Времена года». Сборник советских поэтов. М.:
«Детская литература», 1961 г.
7. Интернет-ресурсы.