Цели урока:
- вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на интересе к истории, потребности сохранять и развивать общечеловеческие ценности и традиции;
- расширить кругозор учащихся в разных областях знаний, искусства;
- воспитывать уважение к наследию, трудолюбию. (Приложение 1, слайд)
Оснащение урока: плазменный телевизор, компьютер, выставка коллекции старинных рушников, презентация в формате Power Point, цветной принтер. У ученика: ноутбук, электронная информация по теме урока, раздаточный материал, тетрадь, клей.
ХОД УРОКА
– Наш урок сегодня необычный. Он объединяет два предмета – технологию и историю. Эпиграфом к уроку мы взяли слова А.С. Пушкина, которые отражают, на наш взгляд, главную идею урока.
«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости, – говорил Александр Сергеевич Пушкин, – Будем же стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство – уважение к прошлому». (Приложение 1, слайд)
– Итак, интересное в обычном. И разговор у нас
будет о, казалось – бы, таком обычном
предмете, с которым мы сталкиваемся каждый день
– о полотенце.
– Какие разновидности полотенец вы знаете (Личное,
ручное, банное, посудное, махровое, льняное)
Его основное назначение? (Бытовое,
декоративное, обрядовое)
Полотенце – простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо.
– Как еще называли полотенца в старину? Поможет нам это выяснить песня.
(Звучит песня про рушник из кинофильма «Годы молодые», в исполнении Д, Гнатюка)
Рідна мати моя, ти ночей не доспала.
І водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала
І рушник вишиваний на щастя дала.
Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги, й солов'їні гаї,
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші твої.
Я візьму той рушник, простелю, наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,
І дитинство, й розлука, і вірна любов
– Одно из старинных названий – рушник.
– Ребята! Что привлекло вас в этой песне. (Эта
песня о рушнике, несмотря на то, что песня
звучит на украинском языке, нам понятно
содержание. И на украинском, и на русском языке
этот старинный предмет звучит одинаково.)
– Давайте вместе дадим определение рушнику. (Возможные
варианты – полотенце, украшенное вышивкой). И
в песне есть такие строчки: «І рушник вишиваний
на щастя дала».
Рушни'к – расшитое декоративное полотенце из домотканого холста.
– Как вы думаете, от какого слова произошло
название «Рушник»? (Ручной, для рук).
– На самом деле для вытирания рук
использовались: ручники, утирки, ветошь.
Историческая справка
Слово рушник происходит от корня «руш»,
«рух». В этимологическом словаре русского
языка Фасмера «рушить» – ломать, рвать, то есть
рушник – оторванный кусок ткани, отрез.
Полотнища в старину ткались очень длинными.
Рушить, рвать – нарушать целостность сотканного
полотна.
Возникает вопрос: почему же рвали, а не резали?
Дело в том, что ткачество появилось задолго до
изобретения металлических ножей и ножниц. В
период неолита (новый каменный век) одежду
кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или
щепкой, и далее рвали ткань руками. И сегодня
портнихи часто используют тот же прием.
Слово полотенце, рушник взаимозаменяемы.
Наш обычный предмет имеет такие глубокие корни, которые восходят к индоевропейским традициям.
Рушник – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока – любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей (Б.А. Рыбаков)
Стихотворение Татьяны Дойсан
Рушник старинный, ветхий лен,
Разглаживаю складочки;
Когда-то был назначен он
Приданным моей бабушки...
Невестин вензель – «М», «О», «Л»,
Что ты напомнить мне хотел?
Что бабья доля нелегка
И мало в ней веселого –
Десятилетия, века
Все из огня да в полымя?
Что мужиков сминала, жгла
Кого – война, кого – хула?
А бабам на роду терпеть
Как вековое – личное,
«Любить» – тайком, а вслух – «жалеть»,
Так на Руси привычнее;
И быть как встарь, опорой вновь
И для мужей, и для сынов?
... Я тереблю рушник льняной
И в верность верю искренне:
Века, не годы за спиной
Мне помогали выстоять;
Храню его назло годам,
А дальше – дочке передам
Рушник старинный...
– Что вас тронуло в этом стихотворении, о чем
оно? (Рушник, о женской доле, символична
вышивка на нем, передача семейных ценностей
от матери к дочери)
– Давайте опять обратимся к песне, найдите
подтверждение этих слов в песне
Рідна мати моя, ти ночей не доспала.
I водила мене у поля край села,
I в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
I рушник вишиваний на щастя дала.
– Из выше сказанного какой можно сделать какой
вывод? (Рушник передавали, дарили и т д.)
Итак, издревле на Руси рушник имел
ритуально-обрядовое значение. Узоры, вышитые
на рушнике служат не только украшением
повседневного быта, но и являются символическим
напоминанием о невидимых связях, соединяющих
каждого человека с его родом, предками,
окружающей природой Настоящий рушник имеет
длину 3-5 и более метров, богато украшен вышивкой,
лентами, тесьмой. Таким декоративным изделием
невозможно вытирать руки.
Задание 1. Используя предложенные на компьютере варианты (не более 3) создайте эскиз вышивки для рушника. Время работы – 3-4 мин. (сохраните эскиз) Демонстрация выполненных заданий и комментарий к выбранным сюжетам.
– А еще какое применение рушников вы можете назвать? Почему рушник берегли? Передавали из поколения в поколение?
Задание 2. Пользуясь информацией на вашем компьютере, дайте краткую характеристику применений полотенец-рушников в старину и сейчас.
– Почему именно рушник, предмет из языческого
прошлого сохраняется до сих пор? (Пользуясь
информацией на вашем компьютере, дайте
историческую справку)
– Давайте рассмотрим нашу коллекцию,
представленную в кабинете? Какая техника
вышивки здесь в основном представлена? (Вышивка
крестом, который является сильной защитой)
Сюжеты: цветы. Ромбы, силуэты животных, птиц ,
зигзаги и другое.)
Давно замечено, что в вышивках нет ничего
случайного. «Каждый отдельный орнаментальный
мотив на предметах – сам по себе законченный
символ, но и все вместе они представляют
художественное и смысловое единство. Академик
Б.А.Рыбаков в своей книге «Язычество древних
славян» назвал русскую вышивку, в том числе и на
рушниках «сокровищницей больших и малых
мифологических сюжетов», «полотняным
фольклором», драгоценным для нас сохранением
глубинной архаики.
Познакомимся с полотняным мифологическим
сюжетом на примере старинного полотенца,
описанного Татьяной Блиновой (Пятницей)
(статья «Рушники центральной России».)
(Приложение 1, слайд)
– Верхняя основная часть рушника украшена
рядами фигур и знаков. Если принять условно два
ряда птиц, составляющих смысловое единство, за
первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд
отличается от других рядов количеством, формой и
величиной изображений.
Давно замечено, что петушки, птицы в верхних
ярусах русских вышивок означают небо . Но не
просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из
которого они прилетают на землю. Седьмое Небо –
синонимом слова «рай», а наши петушки занимают
как раз седьмой, верхний ряд вышивки.
Следовательно, можно предположить, что ниже на
рушнике изображены все остальные небеса.
Шестой ряд украшен мелкими четырех лучевыми
«снежинками». Их малая величина и большое
количество (по сравнению с другими фигурами)
говорит о том, что это изображено небо с россыпью
звезд
Пятый ряд занимают три огромные распластанные
фигуры на фоне «частых звезд».
ученые-этнографы называют подобные изображения
то «женщиной-вазоном», то «змееногой богиней», то
«роженицей». Их тройственность и равновеликий
масштаб это отраженное в фольклоре
представление о неких трех матерях,
женщинах богинях.
Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать – сыра
Земля и матушка Лада находятся в верхней части
небес, которая отделяется от четырех «низших»
небес четкой границей- линией.
На 4 небе мы видим три крупные розетки,
установлено, что подобные фигуры являются
изображением солнца. Его тройственность
означает утро, день и вечер, иначе говоря,
утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.
На 3 небе находятся четыре четырех лепестковые
розетки как бы перечеркнутые крест на крест «на
все четыре стороны». Это настойчивое повторение
«четверки» и более мелкой масштаб по сравнению с
солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах
луны..
На 2 небе водят хоровод похожие на цветы или
деревья женские фигуры. Они значительно меньше
аналогичных «растительных» богинь с 5 неба. Их
множественность, «приземленность» и «мажорный
настрой» позволяет предположить, что это
берегини.
Первое небо представляет собой две параллельные
черты, между которыми изображены
зигзагообразные линии. Это земля .На ней мы видим
2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными
розетками. Первое что бросается в глаза в
розетках, это гвоздики или васильки, торчащие
опять таки «на все четыре стороны». Меж цветами
вышиты непомерно пышные колосья, и все это берет
начало в перекрещенных ромбиках с точкой по
середине, сгруппированных в косые кресты. Центр
розетки, несомненно, означает вспаханное и
засеянное поле, колосья – некую злаковую
культуру
Вся композиция в целом представляет собой
стройную систему мироздания, языческую
Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделенных
на верхние и нижние. На верхних, звездных небесах
находятся богини Матери и рай, на нижних,
отделенных от земли твердью с запасами воды,
светила и благожелательные духи. На земле
человек занимается земледелием, причем исконно
славянским.
– Посмотрим на другие примеры, представленные на
слайдах. Что здесь изображено? (Сказочная
птица, горделивый конек, женская фигура,
диковинное дерево, лучистые круги...)
– Кто и когда придумал эти образы, передаваемые
из века в век? Что они значили? (Еще наши далекие
предки украшали свои изделия простейшими
орнаментами. Человек пытался разобраться, как
устроен мир, найти объяснение непонятному,
загадочному, таинственному. Он стремился
привлечь к себе добрые силы природы, а от злых
защититься, и делал он это при помощи своего
искусства.)
– Свои понятия о мире человек выражал условными
знаками: прямая горизонтальная линия обозначала
землю, волнистая горизонтальная – воду,
вертикальная линия превращалась в дождь; огонь,
солнце изображались крестом. Из этих элементов и
их сочетаний и выстраивался узор.
Солнце издавна почиталось всеми
земледельческими народами. "Не земля родит, а
небо", – говорит русская пословица. Образ
солнца занимает одно из главных мест в украшении
жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов,
коней можно найти в разных видах народного
творчества. За тысячелетия Солнце получило
великое множество вариантов изображения. К ним
относятся и разнообразные кресты – как в круге,
так и без него. Некоторые кресты в круге очень
похожи на изображение колеса, и это неспроста:
человек видел, как солнце двигалось, то есть
«катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное
движение небесного светила было отмечено
крючковатым крестом, свастикой. Свастика
обозначала не только движущееся солнце, но и
пожелание благополучия.
Русский крестьянин исстари жил землей.
Землю, ее плодородие он связывал с образом
матери. Женская фигура – это божество,
выражавшее представления о земле, которая родит,
и о женщине – продолжательнице рода.
Есенин писал: «Все от древа… Мир есть вечное и
неколебимое древо, на ветвях которого растут
мысли и образы».
Древо на полотенце — значение нам уже известное,
оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и
опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт
весьма и весьма глубокий смысл.
– Что вы знаете об орнаменте? .Когда он появился? (Орнамент возник задолго до появления письменности, на обычных бытовых предметах. Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.)
«Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием…Люди должны научится читать забытые ими знаки».
С. Есенин «Ключи Марии»
– Где и сейчас мы находим использование древних орнаментов? (Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.)
– Мы сегодня практически утратили навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки. И это вряд ли может способствовать нашей спокойной жизни. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время очень эффективном средстве защиты. Это – обережные вышивки.
– Что же следует вышивать? (Цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ.)
– Что необходимо для создания произведения декоративно прикладного искусства? Создание произведения декоративно-прикладного искусства – сложный творческий процесс. Основа этого творческого процесса – поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала. Вся композиция – это ритмически организованное чтение его плоскости, когда орнаментальные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему замыслу. В значительной степени характер композиции определяется ритмом.
Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка. С ритмическим началом человек постоянно сталкивается, наблюдая природные явления: в естественном распределении листьев на стеблях растений, в чередовании набегающих волн, в кругах, расходящихся по воде от брошенного камня. Ритмическое построение достигается различными приемами:
1) раппортным повторением узора, при котором
элементы композиции равномерно чередуются на
плоскости изделия
2) расположением элементов рисунка по убывающему
или нарастающему ритму
3) симметричным построением рисунка. Симметрию
следует понимать не только как зеркальное
повторение рисунка. Она может иметь и
диагональное направление или произвольный
наклон. Из всех возможных симметричных
построений наиболее интересна обратная
симметрия
4) свободным распределением орнамента по всей
плоскости вещи. В этом случае элементы,
расположенные на противоположенных краях
изделия, уравновешенны – они сходны по величине
и общему силуэту. А также возможно было и такое
решение, когда рисунком должен был заполнен один
угол или одна сторона.
Задание 3
– А теперь, когда вы знаете какие сюжеты вышивали, с какой смысловой нагрузкой, каковы правила композиции , попробуйте создать новый вариант эскиза рушника и расскажите о своем выборе, о своем сюжете. (выполнение работы 4-6 мин.) Работу выполняйте на втором листе для сравнения (Приложение 2)
Обсуждение проектов, распечатка задания 3 (лист 2)
– Наш урок подходит к концу. Листы №2 вклеить в тетрадь, особо понравившиеся рисунки использовать на следующем уроке. Подведем итоги урока.
– Так что же вы для себя узнали на нашем уроке? Что нового, интересного в обычном? (Полотенце, рушник – оберег из далекой старины. Мы узнали о сюжетной мифологической традиции в декоративном творчестве, о седьмом небе-рае, обытовой культуре – хранительнице древнейших традиций, ценностей, о передаче ценностей поколениям, а также о тесной связи жизни людей с природой). (Приложение 1, слайд)
– Спасибо за урок. Нам хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите с урока.
– Свое эмоциональное состояние отметьте с помощью цветных ленточек по предложенной вам схеме, расположив их на листе ватмана