Соединения серы, их влияние на окружающую среду. 9-й класс

Разделы: Химия, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: изучить  соединения серы,  их вредное воздействие на окружающую среду, используя результаты научно-исследовательской деятельности учащихся и местный экологический материал.

Задачи урока:

  • На примере оксидов серы конкретизировать общее свойства кислотных оксидов.
  • Закрепить знание учащихся по окислительно-восстановительным  процессам.
  • Показать общность химических свойств кислот.
  • Рассмотреть такие понятия, как кислотные дожди, фотохимический туман (смог), разработать меры по борьбе с источниками загрязнения атмосферы.
  • Рассмотреть отрицательное влияние соединений серы на природу, привлечь внимание к актуальным экологическим проблемам своей местности.
  • Развивать  познавательный интерес  учащихся.
  • Развивать практические умения и навыки, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся познакомятся с нестандартными формами ведения урока. Рассмотрят на новом качественном уровне (экологическом) о свойствах соединений серы и их влияния на окружающую среду. Закрепят знания по химическим свойствам кислотных оксидов, сернистой и серной кислот.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, колонки, лабораторное оборудование,  химические  реактивы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Фронтальный опрос: положение серы в Периодической системе, ее физические  и химические свойства.

2) Химическая разминка(Слайд 2).

а) назовите возможные степени окисления серы,
б) в каких случаях сера будет проявлять окислительные свойства, и в каких – восстановительные?
в) перечислите физические свойства серы,
г) что такое «аллотропия»,  какие вы знаете аллотропные  модификации серы?
д) в каком виде сера встречается в природе?
е) какова роль серы в природе?

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает вспомнить, что ребятам известно о сероводороде. Ученики предлагают свои варианты ответов.

1) Постановка проблемного вопроса  (Слайд 3).

– Сероводород выделяется в результате вулканической деятельности, при гниении белков животных и растений, при работе  химической, текстильной, кожевенной промышленности,  но,  не смотря на это, он не накапливается в больших количествах в воздухе. Почему?

2) Ученики  записывают реакцию взаимодействия сероводорода с кислородом:

2H2S + O2 = 2S + 2H2O

Составляют окислительно-восстановительную  схему реакции.
Формулируют вывод: сероводород взаимодействует с кислородом воздуха, поэтому в больших количествах не накапливается в атмосфере. (Слайд 4)

3) Учитель  рассказывает о солях сероводородной кислоты. (Слайд 5)

Учитель: При горении сера образует оксид серы  ЅО2. Сейчас мы посмотрим видеоролик «Горение серы» (http://experiment.edu.ru)

4) Итак сера образует два оксида, оба они кислотные. Сравним эти оксиды. Заполним таблицу (слайд 6)
Ученики: извлекают новые знания из учебника стр. 101
Учитель при заполнении таблицы обращает внимание ребят, на знак обратимости в уравнении, который указывает на то, что сернистая кислота является слабой, неустойчивой. Она образует два ряда солей: кислых и средних. (Слайд 7, 8)

Учитель:  Оксид серы  ЅО2 растворяется в воде, которая всегда содержится в атмосфере. Так получается сернистая кислота, которая выпадает на Землю в виде «кислотных дождей». Кислотные дожди – серьезная проблема для всей биосферы Земли. Они убивают рыбу и других животных, повреждают листья зеленых растений, которые вырабатывают для нас кислород, разрушают исторические памятники архитектуры. Решением этой проблемы занимается специальная наука – экология – это наука о природе, о ее сохранении.  (Слайды  9-15)
В настоящее время также сильно беспокоят природу и человечество фотохимические туманы – смог – влажностью 70%, содержащий чрезмерно токсичные примеси ЅО2; ЅО3; NО2 и др.
Смог в основном наблюдается в осенне-зимний период (с октября по февраль).  Главную опасность представляет содержащийся в нем сернистый газ, в концентрации – 5-10 мг/ м и более.
Фотохимический туман сопровождается неприятным запахом, резко снижает видимость, у людей воспаляются  глаза, слизистые оболочки носа и  горла, возникает удушье, обостряются легочные заболевания, бронхиальная астма.
Фотохимический туман повреждает и растения. Сначала на листьях появляется водное набухание, нижняя поверхность листьев приобретает  серебристый или бронзовый оттенок, а верхняя становится пятнистой с белым налетом, затем наступает их быстрое увядание.
Фотохимический туман вызывает коррозию металлов, растрескивание красок, резиновых и синтетических изделий, портит одежду, нарушает работу транспорта.
Наибольшее количества ЅО2  выбрасывают тепловые электростанции и предприятия цветной металлургии, серно-кислого производства, нефтеперерабатывающая промышленность.

– Сегодня у нас на уроке ученик 11 класса Матюшин Сергей.  Он занимался научно-исследовательской работой «Изучение механизма образования и влияния кислотных дождей на окружающую среду». Сергей поставил эксперимент имитирующий образование кислотных дождей,  исследовал влияния кислотных дождей на растения, вычислил массу сернистой кислоты, образующейся в результате работы котельной, составил карту основных источников кислотных дождей на территории п. Новозавидовский.
Сейчас он сделает небольшое выступление по этой теме.

5) Выступление Матюшина С.  (ученик 11 класса  рассказывает о своей исследовательской работе и показывает свою презентацию – 5 мин.)

6) Фронтальная беседа.

– О каких кислородосодержащих соединениях серы мы услышали? (ЅО2; ЅО3; H2ЅО3; H2ЅО4)
– К каким оксидам относятся соединения ЅО2 и ЅО3? (К кислотным)
– Какие оксиды называются кислотными (+ H2О = кислота)
– Что собой представляет ЅО2, взаимодействует ли он с водой и что образует? (Сернистый газ, очень ядовитый с резким удушающим запахом, при растворении   в воде образует сернистую кислоту H2ЅО3)

ЅО2 +  H2О <––>  H2ЅО3

– Может  ли сернистый газ окисляться, если да то во что? (ЅО2 окисляется в летучую жидкость – ЅО3

Записать уравнение реакции 2 ЅО2 + О2 ––> 2 ЅО3  (оксид серы VІ).

– Может ли оксид серы  (VІ) взаимодействовать с H2О, если да, то что при этом получается. (H2О + ЅО3 ––>H2ЅО4)

Предложить схему, как из сернистого  газа можно получить серную кислоту.

ЅО2 ––> ЅО3 ––> H2ЅО4

– Что представляет собой серная кислота? (Маслянистая, тяжелая жидкость, поглощает  водяные пары. Прекрасно растворяется в воде. При растворении происходит выделение  большое  количества теплоты.

H2ЅО4  +  nH2О ––> H2ЅО4 · nH2О – гидратH2ЅО4)

7) Правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе с серной кислотой:

  • Разбавлять в толстостенной посуде
  • Всегда приливать кислоту в воду и не наоборот.

H2ЅО4 – ядовита, огнеопасна, в концентрированном виде обугливает ткани, бумагу, кожу.

Вывод: с  H2ЅО4 – нужно вести себя очень осторожно.

– Какими общими химическими свойствами обладают разбавленные кислоты в том числе и серная H2ЅО4
– взаимодействие  с металлами, стоящими  до H2
– взаимодействие с основными оксидами
– взаимодействие с основаниями
– взаимодействие с солями
– Как вы думаете, есть ли у H2ЅО4 – специфические химические свойства, присущие только для нее? Вспомните тему Металлы, это может вас навести на мысль.
(Да, это взаимодействие с металлами, стоящими после H2, например с Сu. Записать уравнение (составить уравнения электронного баланса)

Сuо + 2 H2ЅО4 ––> СuЅО4 + ЅО2 + 2 H2О

В зависимости от активности металлов, концентрированная серная кислота при взаимодействии с ними образует разные продукты.

Учитель: А сейчас решим задачу: (Слайд 16)

8) Вычисление  массы сернистой кислоты, образующейся в результате работы котельной.

В поселке Новозавидовский проживает около 10 тысяч человек. Теплом и горячей водой жителей поселка снабжают несколько котельных, в которых до последнего времени в качестве топлива использовался мазут.
Котельная, которая находится на территории Завидовского  эксперементально – механического завода  в течение отопительного сезона ежедневно сжигала около 18 т мазута. Известно, что среднее содержание серы в топочном мазуте составляет 2,5 %.  Рассчитать  массу сернистой кислоты, которая может выпасть с дождем в результате суточной работы только одной котельной.

(Слайд 17)

Вывод: тлько за одни сутки,  в результате работы одной котельной  образуется больше тонны сернистой кислоты.   (Слайд 18)

Учитель: Итак, ребята, давайте еще раз заострим внимание: о каких соединениях мы сегодня говорили? (ЅО2; ЅО3; H2 ЅО3; H2 ЅО4).

– Вредны эти соединения? (Да, и очень)

Учитель: Какие меры защиты от воздействия вы бы предложили?

1) Ставить  очистители и охладители.
2) Создавать производства, работающие по замкнутому циклу.
3) Замена углеводородного топлива на альтернативное.
4) Посадка зеленых насаждений.

Охрана природы закреплена во многих законодательных документах: (Слайд 19)

1. Конституция РФ   (закреплено право человека на благоприятную окружающую среду).
2. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (19 декабря 1991г.)
3. Законодательные акты, регулирующие использование и охрану отдельных природных ресурсов
– Земельный кодекс (23 мая 1991 г.)
– Лесной кодекс (27 января 1997 г.)
– Водный кодекс (18 октября 1995 г.)
4.  Экологические службы.
5.  Гринпис.
6. Движение зеленых.

IV. Итог

Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с соединениями серы, а именно  подробно остановимся на вопросах получения оксидов Ѕ, промышленном  способе получения серной кислоты. А также с их положительной ролью, т. е их применением в народном хозяйстве (применение их солей, которые они образуют).

V. Домашнее задание

§ 22 стр. 100-104 – (до производства H2ЅО4); упр. 3 стр. 107, упр. 5 стр. 107 (Слайд 20)