Общее понятие о прилагательном

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (999 кБ)


Предмет: Русский язык

Класс: 2-й

Цели:

  • актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов и вопросах, на которые они отвечают;
  • привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предмета;
  • показать зависимость имени прилагательного от имени существительного;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование:

  • ноутбук учителя, медиа-проектор, демонстрационный экран;
  • учебник "Русский язык" Л.М.Зеленина и др. 2 кл., 2 ч.
  • тетради, ручки, карточки для помощи слабым детям,
  • наклейки с солнышками

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость от общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным, чтобы мы узнали что-то новое.

Учитель: Я надеюсь, что именно таким и будет наш урок. Успехов вам и удач.

2. Чистописание

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, "Классная работа".

Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию:

Пп ппп Пп ппп

Учитель: Запишите слова под диктовку:

Лисица, береза, мороз, сорока, заяц, медведь, погода.

Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. К какой части речи относятся эти слова?

Дети: К имени существительному, так как отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

3. Сообщение темы урока

Учитель: Посмотрите на наше солнышко.

(Слайд 2).

Сколько лучиков с частями речи открыто?

Дети: Имя существительное и глагол.

Учитель: Почему не все лучики открыты?

Дети: Не все части речи знаем.

Учитель: Вы будете постепенно постигать знания по русскому языку и к окончанию начальной школы ознакомитесь со многими частями речи. А сегодня мы начинаем интересную работу с другой частью речи. Прочитайте (слайд 3):

И вот пошел снежок.

Какие известные нам части речи вы увидели?

Дети: Существительное (снежок). Глагол (пошел).

Учитель: А теперь прочитайте еще одно предложение (слайд 3):

И вот пошел пушистый, белый,
Холодный, мартовский снежок.

Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Какое предложение интереснее слушать и почему?

Дети: Второе предложение. Оно более выразительно и красиво. Его приятнее слушать, так как в нем описывается, какой снег.

Учитель: Выпишите слова, которые "украсили" стихотворение

(Дети выписывают слова: пушистый, белый, холодный, мартовский).

Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова?

Дети: Какой?

Учитель: Что обозначают слова, отвечающие на этот вопрос?

Дети: Признак предмета.

Учитель: Верно. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте теоретический материал.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными (Слайд 4)

Какие же признаки предметов могут обозначать имена прилагательные?

Дети: Цвет, вкус, запах, размер, форма, материал (слайд 5)

Учитель: Давайте поиграем в игру "Назови признаки". Вспомните наши словарные слова. Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

4. Физкультминутка

Учитель: Встаньте. Все девочки у нас сейчас станут белочками, а мальчики будут лисами. Я буду называть признаки этих животных. Если данное слово относится к белкам, девочки встают, а если к лисам - встают мальчики.

Хищная (м), пугливая (д), хитрая (м), запасливая (д), жадная (м), ловкая (все).

5. Связь имени прилагательного с именем существительным

Учитель: Ребята, какое интересное имя у нашей новой части речи. Как вы думаете, почему его так назвали? Вы заметили, с какой частью речи употребляется имя прилагательное?

Дети: С именем существительным.

Учитель: Да, прилагательное отдельно от существительного не употребляется. Скажем: белый, маленькая. Понятно, о чем идет речь?

Дети: Нет.

Учитель: А теперь: белый снег, маленькая елочка?

Дети: Теперь понятно. Прилагательное прилагается к существительному, указывает на его признаки.

Учитель:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:

(слайд 6)

Пришла морозная зима.
Лежит пушистый снег.
На санках мчится детвора,
Повсюду звонкий смех.

Найдите в стихотворении имена прилагательные и выпишите в столбик словосочетания сущ.+прил.

Взаимопроверка

6. Физкультминутка для глаз (Слайд 7)

7. Обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи

Учитель: Ребята, какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Учитель: Скажите, а как вы можете описать зиму, какие прилагательные подберете?

(слайд 8)

Зима - снежная, холодная, морозная, суровая.

Морозы - суровые, трескучие, сильные.

Ветры - сильные, холодные.

Снег - пушистый, легкий, белый.

Учитель: А теперь посмотрите вновь на экран. Прочитайте текст "Зима" (слайд 9)

Зима

Пришла : зима. Трещат : морозы. Дуют : ветры. Всю землю укрыло: снегом.

Спишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.

(Прослушать текст 2-3 раза)

Текст какого ученика позволил вам ярко представить картину зимней природы?

Учитель:

Лес утих и поредел
Притворился дряхлым дедом,
Поседел, похолодел.
Но меня ты не обманешь
Белой шапкой снеговой.
Ты по-прежнему живой!

Да, ребята, зимой жизнь в лесу не останавливается. Каких животных можно встретить в лесу зимой?

Дети: Волка, лося, лису, зайца, белку.

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 10). Мы сегодня уже говорили об этом зверьке.

Кто это?

Дети: Белка.

Учитель: Вы могли бы ее описать?

(Дети описывают белку).

Назовите существительные с прилагательными, которые вы бы употребили в своем рассказе

(Дети называют словосочетания)

А теперь запишите небольшой рассказ из 3-4 предложений. Опишите, как выглядит белка.

(Дети записывают предложения. Слабые ученики получают карточки для помощи:

  • рыжая шерсть
  • пушистый хвост
  • черные глазки
  • ловкий зверек)

(Приложение 1)

7. Итог урока (Слайд 11)

Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Дети: С именем прилагательным.

Учитель: Что обозначает имя прилагательное?

Дети: Признак предмета.

Учитель: На какие вопросы отвечает?

Дети: Какой? какая? какое? какие?

Учитель: Какую роль играют в нашей речи прилагательные? Можно ли обойтись без них?

Дети: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной. Они описывают цвет, размер, форму, поэтому легче узнать предмет.

Учитель: Сегодня мы только начали знакомиться с прилагательными. На следующих уроках мы узнаем, какие бывают прилагательные, как они изменяются, каким членом предложения являются, и еще много интересного.

А сейчас наш урок подходит к концу. Скажите, получился ли урок таким, как вы его представляли вначале?

Дети: Да, было интересно. Мы много узнали.

Учитель: Если вы считаете, что потрудились в полную силу и всё поняли, то выберите себе жёлтое солнышко и приклейте на обложку тетради. Если было что-то непонятно, то выберите синее солнышко и приклейте на обложку тетради.

Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо за работу.

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам предстоит творческая работа. Опишите животное, которое тоже живет в зимнем лесу. Это медведь. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше прилагательных (4-5 предложений).

Литература.

1. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 2000 г.

2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 2003 г.

3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.

4. Журналы "Начальная школа"

5. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 2005 г.

6. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.

7. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.

8. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 2001 г.

9. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 2006 г.

10. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. "АРД ЛТД", 2007 г.